Взаимодействие с родителями в адаптационный период
консультация (младшая группа) на тему

Горелова Людмила Павловна

Горелова Людмила Павловна

Воспитатель ГБОУ СОШ  № 1455

ЗАО г. Москвы

Взаимодействие с родителями

в адаптационный период

«Какими бы прекрасными ни были

наши дошкольные учреждения,

самыми главными мастерами,

формирующими разум

 и мысли малышей,

являются мать и отец»

В. А. Сухомлинского

Период адаптации настолько серьёзен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Главными воспитателями своих детей являются родители, поэтому основные усилия коллектива детского сада должны быть направлены на повышение уровня их педагогической культуры. 

Наиболее распространенная форма взаимодействия с родителями – родительское собрание. Главная цель проведения этих встреч – помочь родителям в осознании ответственности за воспитание и здоровье детей. Надо беречь и уважать, чувствовать и  понимать и тогда заботы и хлопоты окупятся огромной человеческой радостью. Однако на формальное проведение встреч в виде отчетов и помогающих бесед, родители не всегда охотно откликаются. Поэтому нам пришлось изменить метод и форму проведения родительских собраний. Перешли от монолога к диалогу.

Первое собрание в нашей группе мы провели задолго до прихода детей в детский сад, которое проходило за круглым столом с чаем и пирогами. Родителям очень понравилась такая форма проведения собрания, и мы сделали это традицией. Мы стали использовали музыкальное сопровождение, длительное поддержание живого разговора. На первом собрании мы предложили родителям «Волшебный справочник добрых слов и выражений»,  сюрпризные моменты оживляли беседу.

Во время первой встречи мы ставили перед собой цели:

  1. В индивидуальных беседах выяснить условия жизни ребенка дома, получить сведения о состоянии его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между взрослыми членами семьи;
  2. Рассказать о задачах работы группы, познакомить с программой «Детский сад - Дом радости», по которой работает наша группа, помочь родителям осознать важность обучения и развития ребенка, необходимость его социализации в среде незнакомых взрослых и сверстников
  3. Познакомить их с сотрудниками дошкольного учреждения, которые будут  работать с детьми
  4. Рассказать о режиме дня и расписании занятий в группе

На первом собрании мы объявили конкурс для родителей, на лучший девиз и речевку для группы «Лучики»,  за который родители получили благодарность. 

Покидая собрание, каждый родитель осознал, что рядом с ним особый мир – мир его ребенка, которого нужно вырастить здоровым, счастливым и гармонично – развитым.

В течение 2 недель после собрания совместно с мамами, папами, бабушками и дедушками, мы пытались максимально приблизить обстановку в группе к домашней. Уют и комфорт необходимы для благоприятного восприятия предлагаемого материала.

Это создавалось за счет использования сочетающихся красок спокойных тонов, тюля, штора на окнах, салфеток на столе, цветов и зелени.        Создавая «миры» красоты, семьи («миры» в программе Н.М. Крыловой – это так называемые мини-уголки избыточной информации), мини-музей, мы заразили своим энтузиазмом родителей. И теперь они являются главными нашими помощниками в пополнении мини-музея и «миров».

         Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Наша задача – привлечь родителей к сотрудничеству  и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов.

Работа с семьёй по педагогическому просвещению разнообразна. Одной из наиболее эффективной формой является наглядная информация. В период адаптации в уголок родителей мы разместили такие рекомендации как:

  • Адаптационный период в детском саду
  • Влияние семьи на развитие ребенка
  • Кризис трёх лет
  • Первый раз в детский сад
  • Все о детском питании
  • Учимся, играя

Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется к новой обстановке. Ещё Александр Васильевич Суворов писал «Искренность отношений, правда в общении  - вот дружба»

Интересные события, которые проходили в нашей группе в период адаптации:

  • Фотовыставка «Наши первые шаги»
  • Выставка поделок родителей и детей из природного и бросового материала «Осенняя сказка»
  • Открытое занятие для родителей и педагогов «Право ребенка на отдых»

И завершением этапа адаптации детей, родителей и воспитателей явился досуг – развлечение «Новоселье». Целью, которого, было наше единство с семьёй, и сделать нашу работу более содержательной и интересной.

Работа с родителями это как ходить по тонкому льду – оступился и утонул. Поэтому мы учитывали и учитываем чувства, интересы родителей, не ущемляя их уверенность в себе, чтобы не нарушать доверительных отношений. Мы старались использовать и используем такие принципы взаимодействия с родителями в адаптационный период:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
  2. Индивидуальный подход
  3. Сотрудничество и наставничество
  4. Готовимся серьезно
  5. Динамичность

Таким образом, наше взаимодействие с родителями в адаптационный период, которое опирается на знание возрастных и индивидуальных особенностей и родителей и детей, их потребностей и интересов, позволяет разрешать, и во многих случаях снимать, проблему адаптационного периода. В целом адаптация в группе прошла успешно, и тяжелой формы не было.

 

Литература:

  1. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. Педагогическое общество России, 2009 г. Серия: Воспитываем, обучаем дошкольников.
  2. Крылова Н.М., Иванова  В.Т. Детский сад – Дом Радости. Младшая группа. Часть III. – изд. 2 доп. и перераб.: Книга для воспитателей / Н.М. Крылова, В.Т. Иванова. – Пермь: ПГПИ, 1992.
  3. Метенова Н. М. Родительские собрания. Методика проведения и практические материалы. М.: 1999
  4. Метенова Н.М. Взрослым о детях. Родительские собрания. М.: 2000
  5. Сайт: http://doshvozrast.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАСТНИКИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА Ребенок-родители-педагоги

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конеч­ный результат - спокойный ребенок, с удо...

Выступление на педагогическом совете на тему "Организация взаимодействия между воспитателями и родителями в адаптационный период"

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие с семьёй в адаптационный период.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие с семьёй в адаптационный период....

Консультация для педагогов "Взаимодействие с родителями в адаптационный период"

Поступление в д\с - это не только переломный момент для детей, но и для родителей....

Консультация для педагогов "Взаимодействие с родителями в адаптационный период"

Поступление в детский сад – это переломный момент не только для ребенка, но и для родителей. Многие родители часто опасаются, что их ребёнок будет страдать в следствие резкого перехода из домашн...

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие с семьёй в адаптационный период.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие с семьёй в адаптационный период....

Взаимодействие педагога с родителями в адаптационный период детей раннего возраста

Идеи раннего развития пропагандируются в СМИ, рынок книжной продукции переполнен литературой по так называемому «раннему развитию способностей» к рисованию, музыке, хореографии и...