Как помочь ребенку - левше
консультация (средняя группа) по теме

 

Как помочь ребенку -левше.

  Предложенный материал будет интересен родителям и специалистом.В нем представлены тесты помогающие определить ведущую руку у ребенка; даны советы как себя вести с ним ,на что обращать внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebenku.doc42.5 КБ
Office presentation icon metody_soprovozhdeniya_odarennyh_detey.ppt1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку-левше?

       Ваш ребенок левша? Вы не знаете, переучивать его держать ложку и карандаш? Как подготовить маленького левшу к обучению в школе?

      Очень часто родители не знают и не понимают особенностей ребенка-левши и ставят перед ним невыполнимые задачи.  

   1.Загадки двух полушарий.

      Многие думают, что левшество – чуть ли не дурная привычка, которую легко искоренить, заставляя ребенка делать всё правой рукой. Дело в том, что левшество- это один из вариантов нормального развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга.

      У каждого полушария головного мозга своя роль. Правое полушарие в основном отвечает за левую сторону тела: принимает информацию от левого глаза, уха, левой руки, ноги, а левое полушарие обслуживает правую сторону тела.

      Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим,    аналитическим, абстрактным мышлением.

      Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, помогает приспосабливаться  к переменам.

      Обычно уже к 4- 5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо. Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария.

      Надо быть внимательными и терпеливыми в работе с левшой, помните, они эмоциональны и ранимы, подвержены неврозам, поэтому берегите левшу от чрезмерных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его. Не старайтесь делать левшу, таким как все, доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других – это его достоинство. У левшей креативное (творческое) мышление. Они хорошо рисуют, индивидуализируют явления, но тяжело классифицируют. При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощушения (зрительные, осязательные и др,), а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется наглядность. Их стихия индивидуальная работа, когда нет жёсткого регламента. В жизни при принятии решений они ориентируются на собственную интуицию.

  2.Переучивать ли левшу?                  

     Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

     Следует понимать, что, заставив ребенка писать и рисовать  правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

     У ребенка левши есть два пути развития: ребенок будет нормально развиваться, но писать и есть левой рукой, или он будет писать правой рукой, но превратиться в невротика.

     Переучивание левши может стать причиной не только невроза, но и  неуспеваемости, а также  привести к физическим изменениям в организме: замедление роста, нарушение речевых и зрительно – пространственных способностей.

     У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

     Поэтому, на вопрос переучивать левшу или нет, ответ однозначный: нет, т.к. переучивание это не просто перекладывание ложки или карандаша в другую руку, это изменение работы полушарий головного мозга.

    Таким образом, совершенно очевидно, что каждый ребёнок уникален и при воспитании и обучении детей необходимо, учитывать их индивидуальные особенности. При трудностях, возникающих в работе с ребёнком, вначале следует понять их природу, и  помочь ему найти своё место в этом сложном мире.

 3.Как помочь ребенку-левше?

    У леворуких детей часто бывают неврозы. Это связано с тем, что в нашем праворуком мире они постоянно испытывают «дикстрастресс» (правый стресс). На каждом шагу леворукий сталкивается с тем, что все окружающие предметы сделаны так, что ими удобно пользоваться правше и неудобно или невозможно – левше.

   Как же можно помочь маленькому левше освоиться в этом мире? Вот несколько советов:

1. При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

2. Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад.

3. Часто ребенок-левша держит карандаш «крюком» или карандаш смотрит вбок, параллельно строке. В этом случае ему легко можно помочь, изменив положение листа бумаги или направление наклона. Ничего страшного, даже если тетрадь лежит почти перпендикулярно к обычному положению.

4. Леворуким детям трудно ориентироваться в пространстве. Часто дети изображают рисунок вверх ногами, пишут «зеркально». Чтобы помочь левше ориентироваться на листе бумаги, предложите ему простые графические задания и упражнения.

5. Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

      Если у Вас возникли сомнения, правильно ли Вы занимаетесь со своим ребенком-левшой, обратитесь за консультацией к психологу.

                                    Особенности леворуких детей.

  1. Взрослые не должны ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативного отношения к леворукости.
  2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношения с ребенком, раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.
  3. Необходимо внимательно наблюдать за своим ребенком, различать его состояния. Знать причины его огорчений, радости. Понимать его проблемы, помогать их преодолевать.
  4. Помнить, что (левшество) леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши совсем необязательно, связаны с его особенностью, такие же проблемы могут быть и у правшей.
  5. Не рекомендуется пробовать научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья!
  6. Определить ведущую руку целесообразно в 4-5 года и не менять ее, если даже качество письма и рисования будут не очень вас удовлетворять.
  7. Научите левшу сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните: свет при работе должен падать справа; методика безотрывного письма не приемлема при обучении леворукого ребенка.

5 «нет» переучиванию левши

 Переучивать леворуких детей нельзя, иначе могут возникнуть:

 ■ Неврозы. Ребенок быстро устает, сил и активности хватает ненадолго. Хуже всего справляется с письменными заданиями.

 ■ Детские страхи. Возникают перед письменными работами. Родители часто считают эти страхи обычными и не пытаются с ними бороться.

 ■ Навязчивые состояния. В плохом почерке, медлительности и ошибках родители видят упрямство, непослушание и наказывают за это. В результате у детей появляются навязчивые мысли о своей неполноценности.

 ■ Заикание. Возникает после напряженного выполнения письменного задания правой рукой.

 ■ Тики: облизывание губ, мигание, подергивание носа. К этому часто относятся как к кривляньям. Насмешки детей, замечания взрослых приводят к тому, что ребенок начинает стесняться себя.

                                         Определение ведущей руки.

Существует несколько вариантов определения рукости.  

1) Тест  переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложиться большой палец правой руки, у левшей - левый. Несмотря на большую популярность, тест малоэффективен.

2) «Поза Наполеона» - скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть- под правым предплечьем, у левшей - сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем - правая.

3)  Аплодирование. У правшей при аплодировании более активна правая рука; у левшей - левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками.

      Очень интересны и информативны пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более чёткие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисует неведущей рукой.

     

  Вот некоторые из них.

 1. Раздавать карты (ведущая рука та, что раскладывает карты).

 2. Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).

 3. Отвинтите гайку, накрученную на болт.

 4. Погладить игрушечную зверушку, держа её в руке (ведущая рука гладит).

 5. Вдеть нитку в иголку (для малышей палочку в кольцо).

 6. Показать как зажигают спичку.

 7. Открыть (отвинтить) пробку на пузырьке.

 8. Проделать движение игры «Сорока-сорока» (рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой).

           Если треть и более действий выполняется при более активной роли левой руки, следует считать праворукость низкой. Если из 8 заданий все 8 или 7 выполнены правой рукой, степень праворукости высокая.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития, воспитания и обучения ребенка левши. Методические рекомендации для левшей дошкольников.

Большая часть человечества – «праворукие» люди и, только 5-10% составляют «леворукие». Специалисты подчеркивают, что «леворукость» – индивидуальный вариант нормы. Леворукие люди ничем не хуже и не луч...

"Как помочь ребенку - левше""

Материал предполагает помощь родителям, у которых возникают проблемы, если ребенок "левша"....

Консультация для родителей «Ребенок-левша не умеет пользоваться ножницами: как ему помочь».

У левшей, в отличие от правшей, немного другое мышление: в работе мозга у них доминирует правое полушарие. Поэтому им чаще бывает сложнее адаптироваться к стандартно...

ВОСПИТАНИЕ МЕДЛИТЕЛЬНОГО РЕБЕНКА (ЛЕВШИ, АГРЕСИВНОГО РЕБЕНКА, РЕБЕНОК С «ХАРАКТЕРОМ») В ДОУ

Медленные дети такие разные : флегматики и меланхолики, беспокойные и спокойные. Все они требуют  большого терпения, внимания, тактичности и помощи взрослых. В первую очередь необходимо выделить,...

Консультация для родителей по теме «Как помочь ребенку - левше подготовиться к школе»

Консультация для родителей по теме«Как помочь  ребенку - левше  подготовиться к школе»...