Мастер - класс для родителей.
консультация (подготовительная группа) по теме

Исаченко Елена Юрьевна

Тема: « Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам фольклора».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx672.95 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для родителей.

Тема: « Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам фольклора».

Цель:  Повышение активности родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста связной  речи по средствам  русского народного творчества.  Ознакомление родителей с русским фольклором, как  неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Целевая  аудитория мастер класса: родители воспитанников.

Организационные параметры мастер класса: Мастер-класс состоит из одной  встречи, которая может быть проведена в течение года. Комплектование группы предшествует рассказ о возможностях мастер -класса. Рекомендуемое время встречи – 1 час. Количество участников – до 15 человек. Требование к помещению -  должна быть возможность свободного размещения участников.

Требования к материальному обеспечению мастер - классаОборудование: ноутбук, презентация, книги с русскими народными сказками , альбомы с потешками ,поговорками, чистоговорками  и т.д., куклы в русских народных костюмах , куклы на руку из русских сказок, люлька с куклой- младенцем.

Подготовительный этап: Анкетирование родителей  «Речевое развитие ребёнка»;  круглый стол с родителями «Развитие связной речи по средствам фольклора», оформление  презентации, конкурс  для детей и родителей :«Русский народный костюм»(рисунок, аппликации и т. д.), выставка литературы «Русско-народные праздники и традиции».

Вступительное слово.

. В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает  русскому языку, а значит и  русской культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.                

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Ребёнок во многом зависит от взрослых; прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растёт, закладывают предпосылки высоких человеческих начал.                                                                                       А что может развить и обогатить речь детей, его духовную среду? Это русский народный фольклор. Фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа.

Потешки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Народные игры, содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал

Используя этот материал на речевых занятиях, развивается звучность, ритмичность, напевность . Занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить; что, в свою очередь, способствует  развитию связной речи.

С помощью разучивания поговорок и  пословиц  формируются умения лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивать свою речь. Отгадывание  и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей; обогащается словарь. Для более эффективного развития  речевых способностей  посредством малых форм фольклора тесно сотрудничайте с семьей. Совместные усилия  поспособствуют успешной, хорошей подготовке ребят  к школе.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". Трудно найти более ценный материал, для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно – прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном, словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. Знакомство с фольклором расширяет кругозор детей, формирует отношение к окружающему миру, обогащает их чувства и речь.

Практическая часть. Знакомство родителей с русским народным фольклором и использование его в повседневной жизни.

Русские частушки- уникальный фольклорный жанр народного  творчества.

Петушок, петушок,
Запевай частушки.
 
Ты горланишь хорошо,
 
Подпоют несушки.                                    
Несушки, несушки,
Курицы-подружки.

Наш баран богатый барин.
Он себе обновку справил.
То ли шуба, то ль кафтан,
Не поймет теперь и сам!
Как по саду-огороду
Любит козочка гулять.
После этого похода                                                          
Урожая не собрать!

Я гусыня бедная,
Как копейка медная.
По селу хожу босая,
Пух на зиму запасаю.

- Га-га-га, - распелся гусь.
Я лисичек не боюсь.
Всех лисичек на весу
Я в корзинке унесу!

Я корова хоть куда!
Как венец мои рога.
Кто меня проведает, молочка отведает

Тексты колыбельных песен являются прекрасными образцами народной поэзии. Они охватывают чрезвычайно разнообразный круг образов , персонажей, явлений.

1.«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток;

Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

2. «Баю-баю, баю- баю…Спи мой… засыпай…»

Баю-бай , баю-бай,

Спи мой… засыпай,

Гуленьки-гуленьки,

Сели к … в люленьку. Стали люленьку качать. Стали… величать.


 Мир русской народной сказки своеобразен и загадочен. Русские народные сказки показывают детям, насколько богатой может быть речь. Кроме выразительности языка, в них всегда присутствует добрый юмор. Русские народные сказки читать, поэтому и считается полезным, что они развивают связность речи детей, позволяют привить способность выражать свои мысли просто и в тоже время ярко.Русские народные потешки помогут развеселить, позабавить и одновременно развивать малыша, начиная с первых месяцев жизни. 

 ПОТЕ́ШКИ — короткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек их содержание разыгрывается с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. 
Потешки забавят, развлекают и одновременно развивают малыша. Они учат малыша понимать речь, эмоциональные оттенки голоса, развивают чувство ритма. 

Использовать потешки для общения с ребенком можно уже с первых месяцев жизни крохи. Потешки доставят огромную радость вашему малышу и очень скоро ребенок начнет узнавать любимые песенки и прибаутки и эмоционально реагировать на них. 
А вот тексты некоторых русских народных потешек: 

Под кустом у дорожки *** 
Мыши водят хоровод,                                 
На лежанке дремлет кот 
Тише, мыши, не шумите, 
Кота Ваську не будите. 
Вот проснется Васька-кот, 
Разобьет весь хоровод! 

Была репа важная, 
Дивилась старуха каждая: 
- Одним днем 
Не обойдешь кругом! 
Всей деревней ели 
Целую неделю. 
Одну корку положили, 
Так телегу обломили! 

*** 
Как Марфуша для Петра       
Наварила, напекла – 
Девяносто два блина, 
Два корыта киселя, 
Пятьдесят пирогов! 
Не нашла и едоков. 

*** 
Есть такая палочка, 
Палочка-застукалочка. 
Застукалкой постучишь – 
Вылетает синий чиж. 
У чижа, у чижика 
Хохолочек рыженький, 
А на лапке маленький 
Сапожочек аленький. 
Чижик знает песенку 
Про мышат, про лесенку: 
«Как по лесенке гурьбой 
Лезли мыши в кладовой. 
Лесенка свалилась – 
Мышки покатились…» 


Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. Русские традиции и обычаи воспитания детей включают богатый и уникальный опыт пестования младенцев.

Пестушка для умывания.

Умывая младенца, приговаривали:

«Свята-Божья водичка,

Умой Боре личико:

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Чтобы у Бори головка была кругленькая-кругленькая!

Как с гуся вода, так и с Бори вся худоба!

Чтоб ты жил и никогда не хворал!

Расти большой и будь умнОй!»

Пестушки для купания.

Произнося слова пестушек, малыша гладили по спинке, по животику, вдоль ручек и ножек, по головке, лили на него водичку.

1.Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна (р. 1926 г.), Белгородская область:

«Ну вот, давай купаться, детка. Сейчас я тебя буду купать. Ну-ка давай ручки растянем, ножки вот так выпрямим. Давай водичкой тебя польем, будет тебе тепло, хорошо. Вот такая у нас будешь большая, красивая, такая румяная, щёчки как булочки – вот такая пригожая. Ну, давай, внученька, давай, Танечка. Вот умница какая. Лежит послушно… Какая разумница у меня, глядит глазками весело. Посидела в лоточке, а теперь мы тебя чистой водой обмоем. Вот так:

С гоголя вода,

с гоголихи – вода,

А с рабы Божьей Танечки –

вся тягота!

Водичка – под полОк,

А Танечка – на полОк.

Водичка – ниже.

А Танечка – выше!

Вот послушница! Помылась, давай убираться».

Когда младенца мыли в бане, то всегда приговаривали. Сначала положат малыша на колени и начинают ручку с ножкой сводить и так разминают: «Ручки-грабУльки! Ножки – ходУльки!». Потом малыша растирали, говоря: «Моется, парится, спать собирается – на сон, на покой, на счастье, на здравие, ему спать по ночам, расти по часам». А когда обливали из ковшика, то говорили: « С гоголя вода, с лебедя вода, а с тебя вся худоба! На сон, на здоровье, на велику Божью милость, на родительскую радость! Отойди, вся боль и скорбь, в темную ночь!»

Скороговорка- шуточный жанр народного творчества, фраза построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например:

«На дворе трава, на траве дрова».

В один, Клим, клин колоти.

У быка тупы губы, бык тупогуб.

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом , поп под колпаком.

В огороде рос горох,

А за речкой гречка.

Старый наш козел Енох

В огороде рвал горох,

Гречку рвал за речкой.

Цыплята просят просо,

Цыплятам на подносе

Выносит просо Фрося,

Все косы Фроси в просе.

На рассвете Евсей

Ловил овсянку в овсе

Евсей в овсе

По колено в росе.

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Русский фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей "Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс"

Познакомить родителей с основными компонентами речи; с приемами работы по исправлению и развитию их, доступных родителям в домашних условиях;настроить родителей на сотрудничество в работе по испр...

Мастер класс для родителей "Мастер класс Кукла Мотанка"

Данная работа преддставлена для обмена опытом с педагогами дошкольных организаций...

Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки» Мастер - класс для родителей ясельной группы

Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки»Мастер - класс для родителей ясельной группы...

Мастер-класс для родителей МАСТЕРИМ ПОДЕЛКИ К НОВОМУ ГОДУ - ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ ПОЛОСОК

Мастер-класс для родителей МАСТЕРИМ ПОДЕЛКИ К НОВОМУ ГОДУ - ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ ПОЛОСОК...

Мастер класс "Использование мастер-класса с родителями воспитанников как эффективной формы педагогической технологии"

Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь их к сотрудничеству («сотрудничество» - «со» и «труд», совместный труд)?Одним из путей реш...

Мастер – класс Тема: «Осенняя мастерская» (Мастер – класс для родителей)

Цель: изготовить поделки своими руками совместно с ребенком....