Развитие креативности в дошкольном возрасте
консультация (старшая группа) по теме

Данный материал выполнен в форме презентации и может с успехом использоваться на родительских и педагогических собраниях. Материал позволяет в общих чертах ознакомиться с основными вопросами, проблемами и возможностями, возникающими в процессе развития креативности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnost_v_doshkolnom_vozraste.pptx418.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Креативность в дошкольном возрасте п едагог-психолог ГБОУ СОШ № 827 ДО «Березки» Р усакова Мария Сергеевна

Слайд 2

Предпосылки креативности Наличие у ребенка образца – творческого человека или героя, которому он мог бы подражать. Пример: Аня (6 л.) утверждает, что она в играх учитель, берет книгу и составляет по картинкам собственные весьма интересные задания для учеников. А Ваня (6 л.) утверждает, что он Человек-паук, поэтому все время подпрыгивает и шипит. На этом Ванины приключения заканчиваются… Демократический стиль воспитания , разрешающий проявления спонтанности и оригинальности. Авторитаризм, наоборот, стимулирует ребенка следовать правилам без внесения в них изменений. Пример мягкого авторитаризма в семье. Мама Кати (7 л.) весь период посещения сада в мягкой форме заставляла дочь изучать программу занятия еще до его начала в целях создания образа прилежного ребенка. Результат – идеальные ответы девочки в группе, нулевой уровень креативности и паническая боязнь новых познавательных ситуаций.

Слайд 3

Предпосылки креативности Высокий интеллект – без него креативности не бывает. Можно выделить самые важные для данного вопроса его составляющие: внимание и способность действовать в уме. Пример: Женя (5 л.) обнаружил способ удивить взрослых – запихивает себе в шапку осенние листья и с визгом срывает ее перед воспитателем. Креатив оценен не был… Богатый познавательный опыт как источник идей для экспериментирования. Пример: Миша (3 г.): «Я буду строить замок . С башенками . А это будет люк ! Через него все будут входить и выходить. Неожиданно». Соответственно, постройка похожа именно на замок, имеющий башенки и люк, а не на стандартный домик.

Слайд 4

«Острые углы» креативности Семейный культ «своеобразия гения» и/или нежелание ребенка следовать принятым нормам поведения ввиду их субъективной бессмысленности и ненадобности, что приводит к социальной дезадаптации . «Компенсационная» креативность – уход ребенка из реального мира в красочный воображаемый как крик малыша о помощи. Высокая тревожность, эмоциональный накал и пресыщение как факторы, сопровождающие высокий уровень креативности . Перевес креативности над рефлексией и самоконтролем, превращающий ребенка в непоседливого «хулигана».

Слайд 5

Как обнаружить креативность ? В дошкольном возрасте креативность корректнее всего можно обнаружить при следующем комплексе условий : 1. в игре как ведущей деятельности , 2. при отсутствии временного лимита, 3. в условиях введения в игру проблемной ситуации без очевидного решения. Иными словами, для дошкольников методом диагностики креативности , вместо тестов, выступают наблюдение и эксперимент в естественных условиях.

Слайд 6

В чем же проявится креативность в детской игре? Использование игрушек-заменителей, умеренно напоминающих заменяемый предмет (надеть кастрюлю как шляпу – креатив , а как перчатку – глупость). Стремление самостоятельно развивать игровой сюжет, создавая и разрешая проблемные ситуации. Способность вживаться в исполняемую роль. Умение увидеть побочный – неожиданный – продукт своей деятельности. (У доктора на бегу развивается халат? Тогда он будет летающим доктором, и начнет летать на работу в Африку.)

Слайд 7

Как развивать креативность у дошкольников ? Создать благоприятные условия на основе формирования 4 предпосылок креативности (образец для подражания, стиль воспитания, интеллект, жизненный опыт). Развивать внимание ребенка именно по отношению к малосущественным вещам. Учить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним. Способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника. Создать умеренно богатую развивающую среду: слишком бедная уменьшает интерес к игре, слишком нагроможденная притупляет поисковую деятельность, так как все дается в готовом виде и игрушки конкурируют друг с другом, что снижает их привлекательность. Развивать поисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния предмета, делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей и продолжать поиск в «бодрствовании духа».

Слайд 8

Непосредственная образовательная деятельность, способствующая развитию креативности у дошкольников Нетрадиционные техники художественно-эстетического развития. Придумывание детьми собственных сказок и стихов. Постановка процесса чтения как полилога . Последующий переход от полилогического чтения к полилогическому обсуждению (на базе коллективной деятельности) Театральная деятельность Социально-продуктивная деятельность старших дошкольников в отношении взрослых и малышей (например, организация подготовишками мини-праздника для младших детей) Изучение в игре и реальной жизни неоднозначных социальных ситуаций «Рефлексивные» минутки и упражнения Интеллектуальные игры на развитие креативности (например, игры по блокам теста Торренса ), разгадывание фокусов и обучение им. Экспериментирование на естественно-научном , то есть наглядном, материале с сопутствующим наблюдением за объектом исследования.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативности детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изображений

В данной статье указаны краткие сведения и материалы по нетрадиционном техникам изображений в дошкольном детстве...

Развитие креативности в дошкольном возрасте

Творчество детей существенно отличается от творчества взрослых. Поведению ребенка свойственна спонтанность, не­принужденность, непосредственность, которых уже нет у взрос­лого человека....

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Креативные батичисты"

Целью созданной программы является содействие развития инициативы, выдумки и творчества детей через различные виды изобразительной и прикладной деятельности, знакомство с нетрадиционной техникой рисов...

"Развитие креативности детей дошкольного возраста через различные виды творческих игр"

Что такое творчество? Как проявляются творческие способности? Эти вопросы интересуют многих, но прежде всего педагогов, поставивших своей целью создание творческой обстановки в ДОУ.Понятие креативност...

Мастер-класс "Круги Луллия" как средство развития креативности детей дошкольного возраста"

Мастер-класс направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования по использованию метода ТРИЗ «Круги Луллия» как средства развития креативности детей д...