Главные вкладки

    Статья. В помощь родителям: "Несколько слов о ролевой игре ребенка-дошкольника"
    статья (средняя группа) по теме

    Шестопалова Ирина Геннадьевна

    В помощь родителям:

    «Несколько слов о ролевой игре ребенка – дошкольника»

     

         Среди всего разнообразия детских игр наибольшее значение в дошкольном возрасте имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некоем условном пространстве. Играющие берут на себя роли и действуют согласно им.

    В сюжетной игре это всегда парные или взаимодополняющие роли: ребенок может быть врачом, если рядом есть больной, учителем – если есть ученик и т.д.

         Ролевая игра – деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников, прежде всего сверстников.

         Рассматривая общение ребенка со взрослыми хотелось бы обратить внимание на то, что основной линией его развития является постепенное освобождение от конкретной воспринимаемой ситуации, переход от ситуативного общения к вне ситуативному. Дошкольникам трудно говорить о том, чего они не видят или не воспринимают, и взрослому нужно приложить определенные усилия для того, чтобы ребенок смог преодолеть ограничения воспринимаемой ситуации и начал общаться без опоры на предметы и действия с ними.

         А вот в игре, такой переход происходит сам по себе, почти без всяких усилий. Высказывания детей, включенные в игру, хотя и опираются на какие- то предметы, могут и не иметь никакого отношения к этим предметам.

         Основным и решающим условием перехода от конкретной, воспринимаемой ситуации в мнимую, является воображение ребенка. Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий совершаемых этими предметами, дает новый смысл каждой вещи, действию, поступку.

         Когда дети играют, они не только действуют, манипулируют с игрушками – они всегда еще и объясняют, что именно делают. Без таких объяснений, придающий новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры.

         При этом, объяснение ребенка должно быть кому то адресовано. Игровое действие предполагает партнера или зрителя, которому нужно объяснить, что обозначает тот или иной предмет или действие. Так, играя в больницу, обязательно нужно договориться – кто врач, а кто – больной; где шприц, а где градусник; когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента и т.д. без такой договоренности и взаимного понимания игровая ситуация не возникает или»рассыпается».

        В игре детей объединяет чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает их от ситуативных ограничений. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью от вещей и предметных действий и свободной от реальной ситуации. Именно в этом освобождении и состоит значение игры для  психического развития детей.

         Ролевая игра предполагает достаточно высокий уровень речевого и умственного развития. Дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя определенную роль, их игры носят примитивный характер.

         Игры зависят не только от речевого развития, но и от собственного опыта детей, от богатства и яркости их впечатлений.

         Воспитатели детских садов и психологи замечают, что в последнее время дошкольники стали все меньше играть в ролевые игры. Скорее всего, это происходит по двум причинам.

         Во-первых, детей просто никто не учит этому. Никто не показывает им превращение карандаша в волшебную палочку, а маленького мальчика – в Змея –Горыныча, никто не помогает создать воображаемую ситуацию и игровой замысел. Ведь старших детей, умеющих это делать, рядом обычно нет, а взрослым не до этого.

         А во-вторых, жизнь детей нередко слишком обыденна и однообразна. Они не видят, как живут и работают взрослые. Смысловая и профессиональная сторона жизни родителей закрыта для них. Остается только быт, который не дает достаточно ярких впечатлений. Изолированность детей от жизни взрослых приводит к тому, что дети не знают мира взрослых и не стремятся туда.

         И все-таки дошкольники играют. Но их игры стали другими.

         Телесериалы дают новые сюжеты для детских ролевых игр., которые вошли в жизнь наших дошкольников и вытеснили традиционные «дочки матери». Телевизионная экзотика, которую наши дети, увы, слишком часто созерцают вместе с родителями, дает им значительно более увлекательные сюжеты, чем их реальное повседневное существование с мамой и папой.

         Трудно сказать к чему могут привести такие игры. Наверное, и в них дети осваивают человеческие отношения. Но все это так далеко от нашей повседневности и от  собственного опыта детей, что вряд ли может подготовить их к будущей взрослой жизни.

     

    Играйте вместе с детьми!!!

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья.Консультация для родителей на тему: "Сюжетно-ролевая игра"

    Значение сюжетно-ролевой игры для ребёнка в возврасте 4-5 лет. Роль взрослых, родителей в обучении игровым навыкам. Рекомендации по игровому взаимодействию с ребёнком....

    Помощь взрослого в организации сюжетно-ролевой игры

    Данный материал раскрывает первостепенное значение игры для умственного развития ребенка.Что же можем сделать мы, педагоги, для того, чтобы подчеркнуть и усилить ее развивающее значение?...

    «Помощь взрослого в организации сюжетно – ролевой игры».

    Доклад на тему:  «Помощь взрослого в организации  сюжетно – ролевой игры»....

    Статья на тему: "Развитие речи в сюжетно-ролевой игре"

    Игра занимает важное,если не сказать центральное,место в жизни дошкольника...

    Статья «Социализация детей средней группы через сюжетно-ролевую игру»

    quot;Социализация детей средней группы через сюжетно-ролевую игру"...

    Статья «Развитие сенсорного опыта ребенка через сюжетно – ролевую игру».

    laquo;Развитие сенсорного опыта ребенка через сюжетно – ролевую игру»....

    Статья "Развитие сенсорного опыта ребенка через сюжетно-ролевую игру"

    Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения....