Помощь взрослого в организации сюжетно-ролевой игры
консультация на тему

Фатхутдинова Анастасия Сергеевна

Данный материал раскрывает первостепенное значение игры для умственного развития ребенка.Что же можем сделать мы, педагоги, для того, чтобы подчеркнуть и усилить ее развивающее значение?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetno-rolevye_igry.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление дошкольного образования

Альметьевского муниципального района

МДОУ № 41 детский сад общеразвивающего вида

«Дружные ребята»  

Доклад на тему:

 «Помощь взрослого в организации

 сюжетно – ролевой игры».

Воспитатель: Фатхутдинова А.С.

г. Альметьевск

2015

     Итак, игра. Благодаря трудам известного психолога Д.Б. Эльконина, что игра имеет первостепенное значение для умственного развития. В его работах показано как протекает и из чего складывается детская игра. Что же можно сделать, чтобы подчеркнуть, усилить ее развивающее значение.

Как правило, дети умеют играть. Девочки кормят куклу, зачерпывая пустой ложечкой или просто палочкой, или как мальчик, сидя на стульчике, рулит, изображая шофера.

     Дети играют в «дочки – матери», в водителей, летчиков, детский сад, больницу и т.д. - все это сюжеты игр. Т.е. те стороны действительности, которые изображаются в играх. То, какие именно действия и взаимоотношения людей воспроизводятся ребенком в избранном им сюжете, составляет содержание игры.

     Разыгрывая это содержание, дети берут на себя определенные роли и выполняют игровые действия, используя тот или иной игровой материал.

     Конечно, если ребенок играет один, он может выполнять только одну роль. Другие роли в этом случае выполняют куклы: их кормят, лечат. Но это объединяет содержание игры: ведь в деятельности взрослых обычно учувствуют не два персонажа. Так в поликлинике кроме больного и врача, есть родители детей (больных); в детском саду кроме воспитателя и ребенка – заведующая, музыкальный работник, помощник воспитателя. Чтобы воспроизвести в игре реальные взаимоотношения взрослых людей, ребенку нужны партнеры, на разные роли, которые не просто «выносят» любое обращение, но и сами участвуют в игре.

     Чем мне здесь могут помочь взрослые? Прежде всего, принять участие в игре, беря на себя определенные роли. Но надо учесть, что дети неохотно выполняют роли детей. Кому интересно играть самого себя? Ведь игра нужна ребенку для того, чтобы хотя бы понарошку, на время стать взрослым. Значит, если уж «дочки – матери», так пусть дочка исполняет роль матери, а маме придется исполнять роль дочки. Зато как это смешно и весело.

     Включаясь в игру взрослому нужно исподволь, не распоряжаться и не объяснять ребенку в ходе игры,  что он должен делать, а чего не должен делать. Лучше всего если ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему уже «войдя в образ».

     -Здравствуйте. Я доктор. Вы кормите дочку? Извините, если я помешала. Я как раз шла мимо и решила на минутку заглянуть к вам, узнать о здоровье вашей дочки. Ведь вчера у нее была температура.

     Чем разнообразнее сюжеты детских игр, тем богаче их содержание, и чем больше разных ролей может выполнить ребенок а играх по одному и тому же сюжету, тем больше игра будет способствовать умственному развитию.

     Включаясь в игры ребенка в разных ролях, взрослый будет содействовать тому, что он и сам научится брать на себя разные роли, и это благотворно скажется на его играх. Найти для своего ребенка подходящего партнера – вот второй путь, которым могут воспользоваться родители, стремящиеся обогатить жизнь ребенка, дать новый материал для умственного развития. Это конечно, особенно важно для детей, не посещающих детский сад.

     Задача взрослого – научить детей объединяться в совместной игре.

     Постепенно ребенок приобретает опыт поведения в разных ролях и будет все свободнее вступать в общение с другими детьми, налаживать с ними совместные игры. И вместе с тем он начнет понимать, что люди связаны между собой. Они нужны друг другу, и каждый из них выполняет свою часть общего дела. Особенно ясно это выступит для ребенка в таких играх, где изображаются взаимоотношения людей, объединенных одной деятельностью – игрой в «детский сад», «больницу», «поезд», (где есть роли машиниста, проводника, начальника станции, пассажиров) и др. И здесь возникает необходимость учитывать в играх субординацию, соподчинение людей, несущих ответственность за разные участки работы.

     Так, врач в поликлинике расспрашивает мать больного о характере болезни, осматривает ребенка и дает указания медсестре о том, какие нужно выписывать лекарства. Медсестра, выполняя распоряжения врача, делает уколы, выписывает лекарства.

     Усвоение системы ответственности и подчинения, необходимой для жизни людей в обществе, и достаточно трудный и длительный процесс. В значительной мере он осуществляется именно в сюжетно – ролевой игре.

     Игровые действия – это те действия, которые ребенок выполняет, реализуя взятую на себя роль: кормление дочки и наставления, которые ей даются; управление воображаемым самолетом; измерение больному температуры и т. П. Своеобразие этих действий в том, что они выполняются не «взаправду», а «понарошку». Это изображение реальных действий, похожее на игру актеров в театре, причем выполняются игровые действия большей части не настоящими предметами, а с их заместителями

- игровым материалом, который включает игрушки, не оформленный материал типа палочек, кубиков и, наконец, предметы, хотя и имеющие свое постоянное назначение, но выступающие в игре в чужой функции. (стульчик – в функции машины, обруч – в функции руля и т.п.)

     Это особенности игры открываются дополнительные возможности для умственного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Помощь взрослого в организации сюжетно – ролевой игры».

Доклад на тему:  «Помощь взрослого в организации  сюжетно – ролевой игры»....

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

«Развитие диалогической речи с помощью организации сюжетно-ролевых играх»

В дошкольном детстве ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.Развитие диалоги...

Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры «Скорая помощь»

Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры«Скорая помощь»...

"Совершенствование субъективного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми в организации сюжетно-ролевой игры"

quot;Совершенствование субъективного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми в организации сюжетно-ролевой игры"...

Технологическая карта совместной деятельности взрослого и ребенка по организации сюжетно - ролевой игры "Цирк"

Развитие у детей умения использовать разный бросовый материал для создания необходимых атрибутов для  сюжетно - ролевой игры....

Конструкт по организации сюжетно- ролевой игры «Скорая помощь»

Цель: развитие у детей умений совместной игры....