Консультация для родителей на тему «Слушание музыки»
консультация (средняя группа) по теме

Малетина Светлана Владимировна

Консультация для родителей на тему

«Слушание музыки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultats.doc36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

«Народная песня в детском саду»

Одной из форм проявления патриотических чувств является повышение интереса к своей национальной культуре, к искусству, в частности к народной песне.

Народная песня входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песня матери. Она её напевает, убаюкивая ребёнка. Недаром колыбельные песни в музыке всех народов мира составляют особый раздел совершенно исключительного значения. Песни, сказки, которые ребёнок слышит и усваивает с раннего детства, всегда несут в себе местные особенности народного творчества.

Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко ими усваиваются. Объём звуков многих простых народных песен соответствует небольшому  диапазону детского голоса.

Простота содержания и формы, ясность и правильность чувств делают народную песню, музыку исключительным ценным средством художественного воспитания детей. Они легко усваивают народную мелодию и поют её чисто и без поддержки музыкального инструмента.

Воспитательное значение народной песни велико. Она становится не  только средством художественного воспитания детей, но одним из путей нравственного воспитания. В ней воспевается любовь к родному краю, Родине, народу.

Чем больше и глубже ребёнок будет чувствовать своё родное искусство, тем легче он воспримет искусство других народов. Через народное искусство мы подготавливаем детей к восприятию классического музыкального и литературного творчества. Ребёнок, воспитанный на русской народной музыке, хорошо поймёт классическую музыку М.Глинки, П.Чайковского.

Мы должны знакомить детей с народной песней в подлинном виде, т.е. с неизменёнными мелодией и текстом. Если в песне встречается много куплетов, можно сократить их число, не нарушая основного смыслового содержания.

Русская народная музыкальная культура отличается многообразием песенных жанров. В понятие народной песни входят не только старые крестьянские песни и возникающие в наше время, но и казачьи, матросские, солдатские, студенческие песни.

Многие колыбельные песни трудны по мелодии, они более доступны для слушания, чем для исполнения дошкольниками. Ближе всего детям по содержанию, по несложному напеву и ритму старые крестьянские песни – хороводные, игровые, шуточные.

В нашем дошкольном учреждении делается всё для того, чтобы правильно и планомерно знакомить детей с народным творчеством во всех его проявлениях. Часто проводятся фольклорные праздники, вечера развлечений, ребята активно участвуют в разных фольклорных конкурсах.


Консультация для родителей на тему

«Слушание музыки»

С каждым годом всё больше детей получает в детских садах систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки.

Как художественное средство или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроения, мыслей.

Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.

Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой.

Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить её.

Из всех видов искусств музыка наиболее удобна для понимания: мелодия  лишена непосредственной видимости,  как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, как в литературе.

Музыка бывает вокальной и инструментальной. Вокальная (песня, романс, ария) предназначается для человеческого голоса и может быть с инструментальным сопровождением и без него. Инструментальная музыка исполняется одним или несколькими инструментами. Обычно музыку принято делить на программную  и непрограммную. Суть этого деления определил П.Чайковский.   Он писал, что не признаёт музыки, которая состояла бы из бесцельной игры в звуки. Поэтому, по его словам, любая музыка имеет определённое содержание, программу.

Под программной музыкой в точном смысле этого слова он подразумевает такую симфоническую или другую инструментальную музыку, которая раскрывает сюжет и носит его название. Программная музыка может быть написана  на какой-нибудь определённый сюжет (программу), большей частью заимствованный из поэтических, литературных или живописных произведений. Иногда программа может быть изложена в форме небольшого рассказа («В Средней Азии», А.Бородина) или характерного названия пьесы («1812 год» П.Чайковского).

Программа в музыке для детей обычно ограничивается  названием произведения, например «Болезнь куклы » и «Новая кукла » П.Чайковского.

Что касается непрограммной музыки, то её содержание определяется композитором другими приёмами. В детских садах непрограммная музыка используется редко, поскольку детям дошкольного  возраста с их конкретным мышлением труднее её понимать.

Музыкальные произведения для детей  должны быть художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой.

Объём детского внимания невелик. Поэтому для слушания подбирают небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. Громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии.

Для слушания вокальной музыки подбираются более трудные песни, чем те, которые исполняют сами дети.

Дети слушают и танцевальную музыку, которая не используется в движении, например «Камаринскую» П.Чайковского, «Вальс» А.Гречанинова, «Польку» С.Майкапара.

Для малышей мало создано несложных музыкальных произведений. Поэтому слушание инструментальной музыки детьми 3-4 лет применяется по преимуществу как методический  приём.

Важно учитывать непосредственные впечатления детей, их реакцию на музыку. Отношение детей к прослушанному произведению может быть различным. Произведения спокойного, лирического характера не сразу вызывает отклик у ребят. Надо выждать некоторое время, и тогда они попросят повторить это произведение. Оценка детьми прослушанной музыки бывает краткой: скучная, весёлая, громкая, тихая, медленная, быстрая. Обычно они правильно определяют характер музыки. Если же ответы отдельных детей далеки от подлинного содержания или характера музыки, надо пояснить и поправить их.

Для понимания детьми характера музыки хорошо сопоставлять два разнохарактерных произведения.

Н. Римский-Корсаков говорил, что любовь к музыке различна. Наименьшая любовь к музыке – это любовь к словам и речам по поводу музыки. Надо научить детей понимать музыку, для чего развивать музыкальных слух. Кроме слушания произведений, на обычных музыкальных занятиях для детей старших групп слушание музыки можно давать в виде концерта (продолжительностью 15-20 мин).

В программу таких концертов хорошо включать и вокальную, и инструментальную музыку. Концерт можно провести на определённую тему, например на тему «Времена года», или концерт произведений одного композитора – М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова.

В.Г.Белинский писал: «Влияние музыки для детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, - не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонёрствовать; но она наполнит гармонией  их юные души…»

Музыка – сложное искусство. Дети 3-4 лет наиболее легко воспринимают песни,  исполненные воспитателем без инструментального сопровождения, которая вначале мешает малышу разобраться в тексте. В первое время детей интересует то, о чём рассказывается в песне, а музыка играет как бы второстепенную роль. Постепенно вводится слушание песни с сопровождением фортепиано или какого-нибудь другого инструмента.

Музыка для детей должна быть высокохудожественной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»

Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»...

Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»

Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»...

Консультации для родителей " Воспитание интереса к музыке".

Помощь родителям в воспитании интереса к музыке....

Консультация для родителей "В гости к Музыке"

В данной консультации даются советы родителям по преобщению детей к классической музыке...

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка в жизни ребенка»

Мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным. а ведь имнно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот  опыт деятельности, от которо...

Консультация для родителей "В гости к музыке"

Данная консультация содержит советы для родителей как научить слушать музыку....

Консультация для родителей "Общение ребенка с музыкой"

Родители могут организовать со своими детьми игры со звуками, которые помогут детям лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной силы и разной окраски, сознательно комб...