Песочная арт-терапия в работе с детьми с общим недоразвитием речи
консультация по теме

Якушева Евгения Михайловна

ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ  
в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Игры на песке – это просто, привычно, доступно, естественно и приятно!
Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми, нерешительность или свои страхи.
Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является  хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.
В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает,  что добро победит! И  этот опыт  очень важен для его будущей жизни.
В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!
Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
Игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.
Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она для них — средство коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими игре, чем в словах, поскольку в ней они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.
Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются частью той среды, в которой может осуществляться его самовыражение.
В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, то совершает целый ряд независимых действий. Чувства и установки, которые ребенок иногда боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную им по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.
Игровые методы .
•    с целью диагностики;
•    оказания первичной психологической помощи;
•    в процессе краткосрочной психотерапии;
•    долгосрочного психотерапевтического воздействия.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ОНР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ  

в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Игры на песке – это просто, привычно, доступно, естественно и приятно!

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми, нерешительность или свои страхи.

Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является  хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.

В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает,  что добро победит! И  этот опыт  очень важен для его будущей жизни.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она для них — средство коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими игре, чем в словах, поскольку в ней они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются частью той среды, в которой может осуществляться его самовыражение.

В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, то совершает целый ряд независимых действий. Чувства и установки, которые ребенок иногда боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную им по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Игровые методы .

  • с целью диагностики;
  • оказания первичной психологической помощи;
  • в процессе краткосрочной психотерапии;
  • долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ОНР.

Таким  образом,  экспрессивная  речь  детей  со  всеми  указанными  особенностями  может  служить  средством    общения  лишь  в  особых  условиях,  требующих  постоянной  помощи  и  побуждения.

    Вне  специального  внимания  к  их  речи  эти  дети  малоактивны,  в  редких  случаях  являются  инициаторами  общения,  недостаточно  общаются  со  сверстниками,  редко  обращаются  с  вопросами  к  взрослым,  не  сопровождают  рассказом  игровые  ситуации.  Это  обуславливает  сниженную  коммуникативную направленность  их  речи. Для  детей  с  общим  недоразвитием  речи  характерен  низкий  уровень  развития  основных  свойств  внимания.  У  некоторых  из  них  отмечается недостаточная  устойчивость  внимания,  ограниченные  возможности  его  распределения.

    Речевое  отставание  отрицательно  сказывается  и  на  развитие  памяти.  При  относительно  сохранной  смысловой,  логической  памяти  у  таких  детей  заметно  снижение  по  сравнению  с  нормально  говорящими сверстниками  вербальная  память  и  продуктивность  запоминания.  Дети  часто  забывают  сложные  инструкции  (трёх – четырёхступенчатые),  опускают  некоторые  их  элементы,  меняют  последовательность  предложенных  заданий.  Нередки  ошибки  дублирования  при  описании  предметов,  картинок.

      У  некоторых  дошкольников  отмечается  низкая  активность  припоминания,  которая  сочетается  с  ограниченными  возможностями  развития  познавательной  деятельности.  

     Связь  между  речевыми  нарушениями  и  другими  сторонами  психического  развития  обуславливает  некоторые  специфические  особенности  мышления.  Обладая  полноценными  предпосылками  для  овладения  мыслительными  операциями,  доступными  их  возрасту,  дети  отстают  в  наглядно – образной  сферы  мышления,  без  специального  обучения  с  трудом  овладевают  анализом  и  синтезом,  сравнением.  Для  многих  из  них  характерна  ригидность  мышления.

      Детям  с  недоразвитием  речи  наряду  с  общей  соматической  ослабленностью  с  замедленным  развитием  локомоторных  функций    присуще  и  некоторое  отставание  в  развитии  двигательной  сферы. У  значительной  части  детей  двигательная  недостаточность  выражается  в  виде  плохой  координации    сложных  движений,  неуверенности  в  воспроизведении  точно  дозированных  движений,  снижении  скорости  и  ловкости    их  выполнения.    Наибольшие  трудности  представляет  выполнение  движений  по  словесной  и  особенно   многоступенчатой  инструкциям.  Дети  отстают  от  нормального   развивающихся  сверстников  в  точном  воспроизведении двигательного  задания  по  пространственно – временном  параметрам,  нарушают  последовательность  элементов  действия,  опускают  его  составные  части.  

      У  детей  с  ОНР  наблюдаются  особенности  в  формировании  мелкой  моторики  рук.  Это  проявляется  прежде  всего  в  недостаточной  координации  пальцев  рук.  

      Психическое  развитие  детей  с  ОНР,  как  правило,  опережает  их  речевое  развитие.  У  них  отмечается  критичность  к  собственной  речевой  недостаточности.  Первичная  патология  речи,  безусловно,  тормозит  формирование  первоначально  сохранных  умственных  способностей,  однако  по  мере  коррекции  словесной  речи  происходит   выравнивание  интеллектуальных  процессов.

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В условиях детского сада  не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения.

Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая  моторика руки.

Занимаясь  играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

Часто дети с ОНР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Занятия  песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит  и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину их песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

Один раз, побывав на занятии песком - дети мечтают снова вернуться, а чаще всего совсем не хотят уходить.

Важно заметить, что кроме минут восхищения, занятия способствуют развитию ручной умелости и зрительно - двигательная координации, которые необходимы  для подготовки ребенка к письму. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно.

Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка.

Рисование песком - это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Рисование песком имеет ряд важных аспектов преимущество которых не дает классическая техника рисования.

Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а так же работу мозга. Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

  • Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка.
  • Рисование песком это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.
  • Рисование песком имеет ряд важных аспектов преимущество которых не дает классическая техника рисования.
  • Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а так же работу мозга. Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше.

С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

Борьба со стрессом. У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР.  Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...

Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, учитель-логопед может сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию свя...

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ

В статье раскрываются особенности проведения логопедической работы по развитие познавательной, эмоционально-волевой, а также речевой деятельности при помощи Су-Джок терапии  у детей с общим недор...