Консультация "Играем в оркестре"
консультация

Глухих Ольга Александровна

консультация для родителей "Играем в оркестре" (теоретический материал, практические игры и упражнения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_orkestr.docx44.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Играем в оркестре - развиваем чувство ритма». 24 октября,2013

Маленький ребёнок – деятель и деятельность его безгранична. Он постоянно занят познанием мира и познанием самого себя – через игру.

Инструментальное музицирование - самая интересная для детей форма музыкальной деятельности. Играть на музыкальных инструментах играя, - именно такая формула наиболее приемлема для начального музыкального воспитания дошкольников.

Есть «дистанция огромного размера» между ребенком, слушающим, как музицирует педагог, и ребенком, играющим и тем более творящим музыку самостоятельно, даже если в его партии будет только один звук, но им самим придуманный. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «испытать» ее, не «догадываясь о ней», а «пребывая в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать, изменять, и сочинять.

Игра на музыкальном инструменте всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, а желание играть и петь в оркестре настолько велико, что дети не замечают той большой учебной работы, которая проводится в процессе музицирования и от которой они не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Этот вид музыкальной деятельности доставляет детям радость соприкосновения с тайнами музыкального искусства, повышает интерес к занятиям, способствует развитию музыкальных способностей, обогащает музыкальные впечатления дошкольников.

Детские инструменты делятся на две группы: мелодические и ударные. При игре на мелодических музыкальных инструментах развиваются все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Чувство ритма - это музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки. Известный крупнейший физиолог В. М.Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребёнка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки. Еще он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Г. П.Шипулин ещё в 1928 году говорил о благотворном влияние ритмических упражнений на детский коллектив с повышенной нервной раздражительностью. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и побуждать интерес к деятельности вообще.

Нельзя не отметить, насколько полезен этот вид деятельности для детей логопедических групп, где инструментальное музицирование направлено не только на развитие музыкальных способностей и творчества детей, а также на воспитание и коррекцию речевых, двигательных и психических процессов. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

В результате обучения игре на музыкальных инструментах у дошкольников формируются:

Ø  музыкально - ритмический слух.

Ø  внимания и память,

Ø  координация движений,

Ø  мелкая моторика,

Ø  дыхание,

Ø  фонематический слух,

Ø  координация пения с движением,

В процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, - развиваются и совершенствуются творческие способности детей, коммуникативные качества, умение слышать себя и своих партнеров по ансамблю, следовать одной общей цели, оценивать свою игру, посмотрев на себя со стороны.

На занятиях оркестра используются различные детские музыкальные инструменты. Большинство из них обладает звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, колокольчики, треугольники, тарелки, барабаны, ложки. Производимый ими шум и звон не имеет мелодического значения, а играет лишь ритмическую роль. Так же использую детские музыкальные инструменты со звуком определенной высоты, например, дудочки, свистульки. Существуют музыкальные игрушки, имеющие звукоряд: металлофон, ксилофон, аккордеон, пианино и др. На таких детских музыкальных инструментах дети исполняют мелодию.

Занятия оркестра включают в себя разнообразные игры и упражнения на развитие чувства ритма у детей, так как ритм является одним из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. С помощью этих упражнений дети узнают, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры.

Развитию ритма способствуют и дидактические игры, которые являются эффективным средством познания объективной действительности, облегчают познавательную деятельность, организуют восприятие, активизируют процесс запоминания: «Мишка с шариками», «Прогулка», «Звучащие узоры», «Веселые гудки», «Подбери картинку», «Три медведя», «Три танца»,

Использование на занятиях самодельных шумовых инструментов позволяет приобщать детей к музицированию в отсутствии настоящих инструментов, а во вторых дают детям возможность разбудить творческую мысль, познать и исследовать звуки окружающего мира, понять, откуда и как они рождаются.

  1. Ритмическая игра «Оркестр». Дети делятся на группы, у каждой группы музыкальные инструменты. Каждая группа получает задание отстучать определнное имя: Са-ша ( ), На-та-шень-ка (П П). Педагог – дирижер показывает, когда вступать каждой группе. Все стучат одновременно, не сбиваясь.

  1.  «Андрей – воробей» русская народная попевка. (Поют и отстукивают ритмический рисунок в ладоши, на треугольнике, ложках и т. д.)

  1.  Приемы игры на ложках:
  •  Одна ложка о другую;
  •  «Маятник» - скользящие удары;
  •  «Мячик» - удары ложкой правой руки по ладошке левой и по колену (правое – левое);
  •  «Глиссандо» по коленям;
  •   поочерёдные удары (ладошка – грудь, колено – ладошка и т. д.).

  1.  Игра «Дятел»

Долбит дятел в лесу сук,

Раздается: тук-тук-тук.

Дети ударяют кулачками друг о друга, отстукивают различный ритмический рисунок.

  1. Музыкальная композиция на стихотворение Д. Хармса «Веселый Старичок». Дети сначала слушают стихотворение, затем с помощью муз. инструментов инсценируют его.

Жил на свете старичок

Маленького роста.

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха,

Да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи,

Да бух-бух!

Бу-бу-бу,

Да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь,

Да трюх-трюх!

Раз, увидя паука,

Страшно испугался,

Но схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи,

Да ха-ха-ха,

Колокольчик

Треугольник I I

Колокольчик

Треугольник I I

Колокольчик

Хо-хо-хо,

Да гуль-гуль!

Ги-ги-ги,

Да га-га-га,

Го-го-го,

Да Буль-буль!

А увидя стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился!

Гы-гы-гы,

Да гу-гу-гу!

Го-го-го,

Да бах-бах!

Ой, ребята,

Не могу!

Ой, ребята,

Ах, ах!

Треугольник I I

Колокольчик

Треугольник I I

Колокольчик

Треугольник I I

Ритмическая игра «Молоточки»

Туки-ток, туки-ток! –

Так стучит молоток.

Туки-туки-туки-точки! –

Застучали молоточки.

Ударять кулаком о кулак четвертями.

Ударять по бёдрам восьмыми.

  1. Ритмическая игра «Капли»

Капля – раз! Капля – два!

Капли медленно сперва.

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

Удары ладонями обеих рук по коленям

Половинными длительностями.

Четвертными длительностями.

Восьмыми длительностями.

Быстрые хлопки.

  1. Посудный оркестр. Треугольник и колокольчик инструменты металлические, поэтому звучат звонко, громко. Под любую народную музыку играют на ложках, кастрюлях, крышках и т. д.

  1. Игра «Чей кружок быстрее соберется». Дети образуют два круга. В центре одного – ребенок с треугольником, другого – с колокольчиком.

  1. Ритмическая игра «Ёжик». На слова БАМ, БАМ, БАМ дети ударяют в барабан 3 раза.

С барабаном ходит ежик

БАМ, БАМ, БАМ!

Целый день гуляет ежик

БАМ, БАМ, БАМ!

С барабаном за плечами

БАМ, БАМ, БАМ!

Ежик в сад зашел случайно

БАМ, БАМ, БАМ!

Очень яблоки любил он

БАМ, БАМ, БАМ!

Барабан в саду забыл он

БАМ, БАМ, БАМ!

  1.  Ритмическая игра «Не зевай». Дети сидят на стульчик по кругу, в руках у каждого по 2 деревянные палочки. В центре круга стоит барабан на столике.

Не зевай,

Не зевай,

Не зевай,

Не зевай,

Весело похлопать с нами успевай!

1 ребенок стучит палочками ритм П I

2 ребенок стучит палочками ритм П I

3 ребенок стучит палочками ритм П I

4 ребенок стучит палочками ритм П I

5 ребенок подходит и 2 раза ударят по барабану палочками и садится.

Игра повторяется несколько раз.

  1. Ритмическая игра «Бубен»

Бубен Вася в руки взял,

Очень громко заиграл:

Та-та-та, та-та-та!

А потом он побежал,

Бубен Ирочке отдал.

Вот как Ирочка играет,

В бубен четко ударяет:

Там-там, та-та-там!

Вот Иринушка пошла,

Бубен Оленьке дала.

Ребенок играет в бубен, заданный ритм

Бежит по кругу и передает бубен другому ребенку.

Ребенок играет в бубен, заданный ритм

Бежит по кругу и передает бубен другому ребенку.

12. Стихотворение «Лошадка»:

Гоп, лошадка! Не лениться!

Не лягаться, не брыкать,

Мы помчимся, словно птицы,

Никому нас не догнать.

Мы с тобой наш край обскачем,

Надо, надо нам спешить.

Упадём, так не заплачем,

Очень сильным надо быть.

Придумать ритмический аккомпанемент с любым ритмическим рисунком

13.  «Живой оркестр». Дети делятся на группы. Каждая группа отстукивает ритмический рисунок по частям туловища (по щекам, по рукам, по бокам, по коленям, хлопки, притопы и т. д.). Можно использовать аудиозапись русской народной песни «А я по лугу». Дети аккомпанируют.

  14. «Прохлопай имя друга». Остальные угадывают о ком идет речь.

15. Д/игра «Этот удивительный ритм». Муз. рук-ль показывает цепочку зверей, дети прохлопывают различные цепочки, по одному и все вместе

 16. Игра «Печенье». Дети и муз. рук. сидят по кругу и ритмично, без остановок произносят слова:

Вместе:

Муз. рук:

Соня:

Все:

Соня:

Все:

Соня:

Все:

Печенье лежала в вазе на столе

Сейчас мы узнаем кто взял его себе

Соня взяла его из вазы на столе.

Кто я?

Да. Да

Я не брала

А кто тогда?

Серёжа!

Мерёжа взял его из вазы на столе

Хлопают по коленям

Удивляется

Хлопки в ладоши

Машет головой

Разводит руками

Хлопки по коленям

Игра продолжается пока не назовут всех детей.

17.  Игра «Цынцы-брынцы». Дети с педагогом придумывают движения к каждой строчке стихотворения, затем проговаривают слова, показывают движения. Для усложнения – игра в канон.

Цынцы – брынцы балалайка

Цынцы – брынцы заиграй-ка

Цынцы – брынцы не хочу

Цынцы – брынцы спать хочу

Цынцы – брынцы куда едешь

Цынцы – брынцы в городок

Цынцы – брынцы чего купишь?

Цынцы – брынцы молоток.

18.  Сказка про птичку и колокольчик. Дети берут инструменты: дудочку, пузырьки, свистульки, треугольник, барабан, ложки, колокольчики.

Жила была маленькая ПТИЧКА. Больше всего на свете она любила высоко взмывать в небо и звонко заливисто петь: тень-тень-тень, тень-тень-тень. Вот однажды пролетая над полянкой, ПТИЧКА заметила красивый голубой цветок – КОЛОКОЛЬЧИК, который кивал своей головкой в разные стороны и напевал свою любимую песенку: динь-динь, динь-дон, динь-динь, динь-дон. Птичка и колокольчик познакомились и подружились. Каждый день прилетала птичка к колокольчику и они весело болтали. ПТИЧКА пела: тень-тень-тень, тень-тень-тень, а КОЛОКОЛЬЧИК отвечал ей: динь-динь, динь-дон, динь-динь, динь-дон. Лето выдалось жаркое. Лето выдалось жаркое и ветреное. Беспощадно светило СОЛНЦЕ и дул сильный ВЕТЕР. КОЛОКОЛЬЧИКУ приходилось не сладко. Он стал вянуть и его голос звучал все слабее и тише: динь-динь, динь-дон, динь-динь, динь-дон. Маленькой птичке было очень жаль своего друга. Она взлетела высоко в небо и стала звать дождик. ПТИЧКА пела громко и заливисто: тень-тень-тень, тень-тень-тень, пока дождик не услышал её. Сначала ДОЖДИК медленно закапал большими каплями, потом всё чаще и чаще. КОЛОКОЛЬЧИК: поднял свою головку, расправил стебелёк и лепестки, и запел свою любимую песенку: динь-динь, динь-дон, динь-динь, динь-дон. Вот так маленькая ПТИЧКА помогла своему другу КОЛОКОЛЬЧИКУ. И очень часто жители лесной полянки могли слышать разговор двух друзей: ПТИЧКИ и КОЛОКОЛЬЧИКА.

Русская народная попевка «Скок-поскок»

СКОК, СКОК, ПО - СКОК,http://www.pandia.ru/text/77/444/images/image008_14.gifhttp://www.pandia.ru/text/77/444/images/image008_14.gifhttp://www.pandia.ru/text/77/444/images/image008_14.gifhttp://www.pandia.ru/text/77/444/images/image008_14.gif

Мо - ло - ДОЙ ДРОЗ - ДОКhttp://www.pandia.ru/text/77/444/images/image010_11.gifhttp://www.pandia.ru/text/77/444/images/image009_8.gifhttp://www.pandia.ru/text/77/444/images/image011_9.gifhttp://www.pandia.ru/text/77/444/images/image009_8.gif

Длинный звук заменяю словом ШАГ или ДОН или ТАКhttp://www.pandia.ru/text/77/444/images/image012_4.gif

А короткие звуки - словами бе-гать или ди-ли или ти-киhttp://www.pandia.ru/text/77/444/images/image013_4.gif

Примеры:

а) ШАГ ШАГ ШАГ ШАГ

бе-гать ШАГ ШАГ ШАГ

б) ДОН ДОН ДОН ДОН

ди-ли ДОН ДОН ДОН

в) ТАК ТАК ТАК ТАК

Ти-ки ТАК ТАК ТАК

19.  Дидактическая игра «Этот удивительный ритм». Дети прохлопывают названия животных. Затем угадывают на слух, чьё название простучали. Тоже самое дети отстукивают на различных музыкальных инструментах.

20. Ритмическая игра «Бегемот»

- Бегемот,

Закройте рот.

Вы пугаете народ!

- Честно вам признаюсь:

Я вам улыбаюсь!

2 раза ударить одной палочкой об пол.

2 раза другой палочкой об пол.

Ударять палочкой о палочку.

2 раза одной палочкой об пол, 2 раза другой.

Палочкой о палочку; соединить палочки в одну линию (рот бегемота) и широко улыбнуться


Игровой тренинг для воспитателей

Цель: развитие у детей чувство темпа и ритма.

21. Придумай игрушке имя

Педагог предлагает пропеть и прохлопать её название. Прошу детей придумать ей имя.

Например:http://www.pandia.ru/text/77/444/images/image019_3.gifhttp://www.pandia.ru/text/77/444/images/image019_3.gifhttp://www.pandia.ru/text/77/444/images/image019_3.gifhttp://www.pandia.ru/text/77/444/images/image019_3.gifhttp://www.pandia.ru/text/77/444/images/image019_3.gifhttp://www.pandia.ru/text/77/444/images/image019_3.gifhttp://www.pandia.ru/text/77/444/images/image019_3.gif

ЗАЙ - ЧИК СТЁ - ПА, МИШ – КА ФЕ - ДЯ

Дятел

Долбит дятел в лесу стук,

Раздаётся: тук-тук-тук!

Ударяют кулачками друг о друге. Затем прохлопывают в ладоши различный ритмический рисунок.

Космонавты

Под музыку дети сначала «заводят моторы» (топают ногами сначала тихо, потом всё громче и громче), затем «летят» (взявшись за руки, двигаются по кругу топающим шагом, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки).

22. Не ошибись

Педагог отхлопывает любой ритмический рисунок, используя различные звуки тела (хлопки, притопы, шлепки по коленям и т. д.) Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритм усложняется.

23. Заселим в гнезда птичек. Я буду хлопать ритмический рисунок. Длинные звуки – это большие пуговицы, а короткие – маленькие пуговицы. Слушайте ритм и заселяйте птичек.

П I

П П I I

I I П I

24. Игра «Бубен»

Бубен Вася в руки взял,

Очень чётко заиграл:

Та-та-та, та-та-та!

А потом он побежал,

Бубен Ирочке отдал.

Один ребёнок играет в бубен, отстукивая заданный ритм, затем обегает круг и передаёт бубен другому.

Вот как Ирочка играет,

В бубен чётко ударяет:

Там-там, та-та-там!

Вот Иринушка пошла,

Бубен Оленьке дала.

25. Игра «Музыкальный плетень»

Все дети делятся на 4 группы, встают в 4 шеренги, лицом друг к другу по типу игры «Плетень» (р. н.м. «Сеяли девушки яровой хмель»). У каждой шеренги свои инструменты (треугольники, маракасы, погремушки, ложки и т. д.). Сначала навстречу друг другу идут в шеренги, останавливаются, играют под музыку на своих инструментах. В конце меняются инструментами и расходятся на свои места, играя уже на другом муз. инструменте. Затем тоже выполняют две другие шеренги.

26. Енот и филин (Е. Мошковская)

Енот,

Он моет пищу,

Чтоб пища

Стала чище.

Вымоет как следует,

А потом обедает.

Это — филин.

Днем он спит,

У него усталый вид.

Ночью спать не хочется;

Ночью он охотится.

Хлопать в ладоши.

Маршировать на месте.

Хлопать «тарелками». Хлопать по животу.

Махать «крыльями».

Положить руки под щеку.

Покачать руками.

Ходить врассыпную, сделав пальцами «очки».

27. Весенняя телеграмма (В. Суслов)

Дети и воспитатель проговаривают текст и прохлопывают ритм.

Дятел сел на толстый сук -

Тук да тук.

Всем друзьям своим на юг -

Тук да тук.

Телеграммы срочно шлет -

Туки-туки-тук.

Что весна уже идет -

Туки-туки-тук.

Что растаял снег вокруг -

Туки-тук, туки-тук,

Что подснежники вокруг –

Туки-тук, туки-тук.

Дятел зиму зимовал –

Тук да тук,

В жарких странах не бывал –

Тук да тук.

И понятно, почему –

Скучно дятлу одному.

I I I

I I I

П П I

П П I

П I П I

П I П I

I I I

I I I

28. Рак

У каждого ребенка в руках по две деревянные палочки

Про меня говорят,

Будто пячусь я назад.

Не назад, а вперед -

Только задом наперед

Ударять ритмично двумя палочками об пол четвертными длительностями.

Ударять двумя палочками одновременно об пол восьмыми длительностями.

Ударять ритмично двумя палочками об пол четвертными длительностями.

Ударять двумя палочками одновременно об пол восьмыми длительностями.

29. Три фасольки, два боба

Дети стоят в двух шеренгах, спинками друг к другу. 1-я шеренга - фасольки, 2-я шеренга бобы.

Ора-ора-ора-ра,

Ора-ора-ора-ра,

Три фасольки,

Два боба.

Побежал я в огород,

Побежал я в огород,

Положил их прямо в рот,

Положил их прямо в рот:

А-а-а-м!

Произносят фасольки высоким голосом и

поворачиваются лицом к бобам.

Произносят бобы низким голосом и поворачиваются лицом к фасолькам.

Произносят фасольки высоким голосом (кокетливо)

Произносят бобы низким голосом (хвастливо).

Все дети, взявшись за руки, бегут в одну сторону по кругу.

Бегут в другую сторону по кругу.

Топающим шагом все сходятся к центру

круга.

Топающим шагом расширяют круг.

Все делают один хлопок в ладоши, затем

по животу.

Заключение

Подводя итоги можно с уверенностью утверждать, что детское музицирование является необходимым звеном в формировании основ музыкального развития дошкольников и развития детского творчества.

Игра в оркестре способствует развитию у детей навыков общения, сопереживания, коммуникативности, доброжелательности, взаимоуважения; формированию качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения. Посредством музицирования проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, желание не подвести команду. Дети учатся слушать и слышать свою игру и игру своих товарищей.

В процессе занятий у детей развивается чувство ритма. Речь дошкольников более развита, выразительна, а вследствие, этого они не боятся общаться со сверстниками и со взрослыми, становятся увереннее, успешнее.

Игра на мелодических музыкальных инструментах способствует развитию у детей музыкальных способностей: ладового чувства, музыкального слуха, а так же внимания, мелкой моторики, дыханию (духовые инструменты). При игре на шумовых инструментах у детей развивается координация простейших движений. Даже самые непоседливые дети при участии в оркестре становятся внимательными и сосредоточенными.

                                                                        Музыкальный руководитель Шарова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Весёлый оркестр"

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования «Весёлый оркестр», составленная на основе программы Т.Э.Тютюнниковой Уроки музыки. Система Карла Орфа. и «Этот удивительный ритм...

Открытое занятие по ознакомлению с инструментами симфонического и русского народного оркестров с использованием слайд-шоу

Занятие расширяет знание детей о видах оркестров и названиях музыкальных интрументов...

План работы кружка "Веселый оркестр" старшая группа

Цели: 1. Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов.2....

Оркестр народных инструментов

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с оркестром народных инструментов. Могут использоваться воспитателями на занятиях по ознакомлению с окружающим миром....

Вводное занятие – представление музыкальной студии «ВИНИ-оркестр» и музея "ВИНИ -оркестра"

Студия элементарного музицирования ВИНИ- оркестр. ( Восхитительно Интересные Необычные Инструменты). В занятии решаются разные задачи в разных видах музыкальной деятельности. Это и развитие чувства ри...

Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр для малышей" (1-ое занятие цикла "Инструменты симфонического оркестра")

Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр детям" Эта история о том, как родители привели своих детей на прослушивание классической музыки. И когда наступил антракт, то дети не пошли в б...

Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров "Волшебные звуки оркестра-2022"

Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров среди дошкольных учреждений "Волшебные звуки оркестра-2022"...