Воспитание чистого звукопроизношения у детей.
консультация по логопедии по теме

Илюхина Ольга Васильевна

Формирование произносительных умений и навыков у детей  происходит в 4 этапа.

1этап. Подготовительный.

 Подготовка артикуляционного аппарата к двигательной деятельности.

Направления этапа:

-Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (Выполнение разных видов массажей).

-Нормализация моторики артикуляционного аппарата (выполнение элементарных движений  артикуляционным аппаратом).

-Нормализация голоса (модуляция голоса по высоте и силе).

-Нормализация речевого дыхания (выработка более длительного, плавного, экономичного выдоха).

-Нормализация просодики (отработка темпа речи, тембра голоса, интонационной выразительности речи: разборчивость, паузы, логические ударения).

2 этап. Выработка произносительных умений и навыков (постановка звуков).

 Направления этапа:

-Выработка основных артикуляционных укладов: для свистящих – умение удерживать кончик языка у нижних зубов, а спинку слегка приподнимать горочкой; для шипящих—сформировать верхний подъем языка в форме чашечки; для сонорных: [л]—кончик языка прижимается к верхним зубам, [л’]—кончик языка прижимается к верхним альвеолам, [р]—выработать тонкие дифференцированные (вибрационные) движения кончиком языка в верхнем положении; [р’]—такие же движения кончиком языка, но в более нижней позиции, чем [р].

-Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения.   

   Традиционный порядок постановки звуков такой: начинаем со свистящих ([с], [з], [ц]), плавно переходим на шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]), только после этого ставим соноры ([л], [л’], [р], [р’]. Но когда у ребенка наблюдаются симптомы дизартрии или стертой формы дизартрии, не придерживаются традиционного порядка. Вызываются (ставятся) те звуки, артикуляционный уклад которых «созрел». У ребенка может появиться звук [р], который требует тонких дифференцированных движений язычком, а звук, который считается легким по артикуляции, например [с] никак чисто не произносится. Он произносится либо в смягченном варианте, либо в межзубном положении. Все зависит от того, как работают мышцы языка. Не может ребенок удержать кончик языка у нижних зубов, свистящие  звуки искажаются.

  Для вызывания звука [р] очень важно строение артикуляционного аппарата, прежде всего форма, величина языка и высота твердого неба.

Конечно же, для выработки артикуляционных укладов, то есть для вызывания каждой группы звуков нужно выполнять определенный комплекс артикуляционных гимнастик.

Например:

Комплекс №1 для вызывания свистящих звуков.

Положение артикуляционных органов: губы в улыбке, зубы «заборчиком» с маленькой щелью, язычок горочкой у нижних зубов, воздух идет по маленькому желобку в середине языка – это звуки [с], [з]. [Ц] сложный звук, состоит из двух звуков [т]+[с], которые произносятся быстро, один за другим как один звук. Для того, чтобы поставить эти звуки нужно выполнять такие упражнения:

1. «Улыбочка».

Губы растянуть в широкой улыбке и отпустить. Выполнить  5-10 раз.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну и перестану

И нисколько не устану.

2. «Трубочка».

 Вытянуть губы вперед трубочкой и отпустить. Выполнить 5-10 раз.

Подражаю я слону.

Губы хоботом тяну,

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

3. «Улыбочка» - «трубочка».

 Чередовать  эти упражнения 5-10 раз.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

4. «Оскал».

С напряжением обнажить все зубы, раздвигая губы и отпустить. Выполнить 5-10 раз.

5. «Заборчик».

Губы в оскале, сомкнуть зубы. Выполнить 10 раз, смыкая и размыкая зубы.

6. «Лопаточка» («Блинчик»).

 Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии под счет до 5. Выполнить 5-7 раз.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

7.«Трубочка»

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку:

Язык сложим в трубочку-                                

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочку

Без дудочки мы можем.

8.«Накажем непослушный язычок».

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая. Покусывать в течение 30 секунд с паузами.

9. «Киска сердится».

Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Выгибать спинку языка горкой и вернуться в исходное положение. Выполнить 10 раз. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрываться.

На скамейке у окошка                               

Улеглась и дремлет кошка.                   

Кошка глазки открывает.

Кошка спинку выгибает.

Комплекс № 2 для вызывания шипящих звуков.

   Артикуляция звуков. Губы в улыбке слегка вытянуты вперед, зубы сближены, но не сомкнуты (3-4 мм.), язык в форме «чашечки», находится за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Идет теплый воздух.

1.«Улыбочка» - «трубочка».

 2. «Лопаточка».

 3. «Накажем непослушный язычок». Те же самые, что и в комплексе №1.

4. «Чашечка».

Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать под счет до 5. Выполнить 5-10 раз.

Язык широкий положи.

А края приподними.

Получилась чашечка,

Кругленькая чашка.

5. «Бублик».

 Округлить губы так, чтобы были видны зубы. Зубы при этом сомкнуты. Удержать губы в таком положении под счет до 5. Выполнить 5-7 раз.

6. «Фокус».

Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа. Выполнить 10 раз.

7. «Лошадка».

Открыть рот. Пощелкать языком медленно и энергично. Рот при этом открыт, а нижняя челюсть неподвижна. Выполнить 10-15 раз.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду.

А соседки дома нету.

8. «Маляр».

Открыть рот. Широким кончиком языка водить по небу от зубов к горлу в течение 10-15 секунд.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы подражаем.

 

9. «Вкусное варенье».

Открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Выполнить  10-15 раз.

10. «Грибок».

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу, подержать язык в таком положении под счет до 3 и резко отпустить. Выполнить 10-15 раз.

Я стою на тонкой ножке,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

Комплекс № 3 для вызывания звуков [л], [л’].

   Положение артикуляционных органов: губы нейтральны. При произнесении звука [л], кончик языка прижат к верхним зубам, а при произнесении звука [л’] он поднимается выше к шейкам зубов.

1 .«Улыбочка» - «трубочка».

2. «Лопаточка» («Блинчик»).

3. «Накажем непослушный язычок».

4. «Вкусное варенье».

 Уже знакомые с предыдущих комплексов упражнения.

5. «Качели».

Открыть рот. Кончик языка тянуть попеременно к носу и к подбородку.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом – вниз.

6. «Пароход».

Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

Паровоз без колес!

Вот так чудо паровоз!

Не с ума ли он сошел -

Прямо по морю пошел!

7. «Индюк».

Приоткрыть рот,  положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп быстрый, слышится «бл-бл-бл».

8. «Маляр»

 Тоже знакомое упражнение.

9. «Чистим верхние зубы».

Приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

10. «Самолет летит».

Кончик языка толкает в верхние зубы: л-л-л.

Комплекс  № 4 для вызывания звуков [р], [р’]

 

Сначала выполняем уже знакомые упражнения:

1.«Лошадка».

2. «Качели».

 3.«Маляр».

4. «Чистим верхние зубы».

После этого новое упражнение:

5. «Барабанщик».

 Открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Кончик языка при этом стучит в бугорочки около верхних зубов. Рот держать постоянно открытым. Выполнить в течение 6 секунд. Сделать паузу и опять продолжать. Всего 10-15 раз.

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем: «Д-Д-Д-Д-Д!»

  Дальше идут знакомые упражнения:

6. «Фокус».

7. «Чашечка».

 8. «Индюк».

9. «Грибок».

10. «Машина буксует».

Открыть рот. Поднять язык чашечкой. Длительно произнести звукокомплекс дж-ж-ж, дж-ж-ж-ж.

11. «Моторчик».

 Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или З-З-З быстрыми движениями прямым указательным пальцем или шариковым зондом производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

3 этап. Выработка коммуникативных умений и навыков (автоматизация, введение поставленных звуков в речь). Направления:

-       Формирование у ребенка навыков самоконтроля. Ребенок должен захотеть улучшить качество речи.

-       Введение звука в речь в учебной ситуации: заучивание стихотворений, составление предложений с опорой на сюжетные и предметные  картинки, пересказывания содержаний рассказов, составление разных видов рассказов.

-       Включение в материал для отработки просодические средства (изменение темпа речи, тембра голоса, модуляция голоса по высоте и силе и т.д.)

4 этап. Предупреждение вторичных нарушений.

Конечно, для выработки чистой речи необходима активная позиция самого ребенка. Он должен захотеть говорить красиво. Но немалую роль играете и вы, уважаемые родители. Наши дети еще маленькие. Контроль над собственной речью появляется только после 6 лет. Если мы будем ждать, когда у ребенка появится контроль, когда он сам захочет красиво говорить, мы потеряем время.

Поэтому вы должны контролировать чистое произношение ребенка при общении, просить его говорить правильно при неправильном произнесении тех звуков, которые он уже умеет говорить чисто.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание чистого звукопроизношения у детей.

Формирование произносительных умений и навыков у детей  происходит в 4 этапа.

1этап. Подготовительный.

 Подготовка артикуляционного аппарата к двигательной деятельности.

Направления этапа:

-Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (Выполнение разных видов массажей).

-Нормализация моторики артикуляционного аппарата (выполнение элементарных движений  артикуляционным аппаратом).

-Нормализация голоса (модуляция голоса по высоте и силе).

-Нормализация речевого дыхания (выработка более длительного, плавного, экономичного выдоха).

-Нормализация просодики (отработка темпа речи, тембра голоса, интонационной выразительности речи: разборчивость, паузы, логические ударения).

2 этап. Выработка произносительных умений и навыков (постановка звуков).

 Направления этапа:

-Выработка основных артикуляционных укладов: для свистящих – умение удерживать кончик языка у нижних зубов, а спинку слегка приподнимать горочкой; для шипящих—сформировать верхний подъем языка в форме чашечки; для сонорных: [л]—кончик языка прижимается к верхним зубам, [л’]—кончик языка прижимается к верхним альвеолам, [р]—выработать тонкие дифференцированные (вибрационные) движения кончиком языка в верхнем положении; [р’]—такие же движения кончиком языка, но в более нижней позиции, чем [р].

-Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения.   

   Традиционный порядок постановки звуков такой: начинаем со свистящих ([с], [з], [ц]), плавно переходим на шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]), только после этого ставим соноры ([л], [л’], [р], [р’]. Но когда у ребенка наблюдаются симптомы дизартрии или стертой формы дизартрии, не придерживаются традиционного порядка. Вызываются (ставятся) те звуки, артикуляционный уклад которых «созрел». У ребенка может появиться звук [р], который требует тонких дифференцированных движений язычком, а звук, который считается легким по артикуляции, например [с] никак чисто не произносится. Он произносится либо в смягченном варианте, либо в межзубном положении. Все зависит от того, как работают мышцы языка. Не может ребенок удержать кончик языка у нижних зубов, свистящие  звуки искажаются.

  Для вызывания звука [р] очень важно строение артикуляционного аппарата, прежде всего форма, величина языка и высота твердого неба.

  Конечно же, для выработки артикуляционных укладов, то есть для вызывания каждой группы звуков нужно выполнять определенный комплекс артикуляционных гимнастик.

Например:

Комплекс №1 для вызывания свистящих звуков.

Положение артикуляционных органов: губы в улыбке, зубы «заборчиком» с маленькой щелью, язычок горочкой у нижних зубов, воздух идет по маленькому желобку в середине языка – это звуки [с], [з]. [Ц] сложный звук, состоит из двух звуков [т]+[с], которые произносятся быстро, один за другим как один звук. Для того, чтобы поставить эти звуки нужно выполнять такие упражнения:

1. «Улыбочка».

Губы растянуть в широкой улыбке и отпустить. Выполнить  5-10 раз.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну и перестану

И нисколько не устану.

2. «Трубочка».

 Вытянуть губы вперед трубочкой и отпустить. Выполнить 5-10 раз.

Подражаю я слону.

Губы хоботом тяну,

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

3. «Улыбочка» - «трубочка».

 Чередовать  эти упражнения 5-10 раз.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

4. «Оскал».

С напряжением обнажить все зубы, раздвигая губы и отпустить. Выполнить 5-10 раз.

5. «Заборчик».

Губы в оскале, сомкнуть зубы. Выполнить 10 раз, смыкая и размыкая зубы.

6. «Лопаточка» («Блинчик»).

 Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии под счет до 5. Выполнить 5-7 раз.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

7.«Трубочка»

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку:

Язык сложим в трубочку-                                

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочку

Без дудочки мы можем.

8.«Накажем непослушный язычок».

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая. Покусывать в течение 30 секунд с паузами.

9. «Киска сердится».

Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Выгибать спинку языка горкой и вернуться в исходное положение. Выполнить 10 раз. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрываться.

На скамейке у окошка                               

Улеглась и дремлет кошка.                   

Кошка глазки открывает.

Кошка спинку выгибает.

Комплекс № 2 для вызывания шипящих звуков.

   Артикуляция звуков. Губы в улыбке слегка вытянуты вперед, зубы сближены, но не сомкнуты (3-4 мм.), язык в форме «чашечки», находится за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Идет теплый воздух.

1.«Улыбочка» - «трубочка».

 2. «Лопаточка».

 3. «Накажем непослушный язычок». Те же самые, что и в комплексе №1.

4. «Чашечка».

Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать под счет до 5. Выполнить 5-10 раз.

Язык широкий положи.

А края приподними.

Получилась чашечка,

Кругленькая чашка.

5. «Бублик».

 Округлить губы так, чтобы были видны зубы. Зубы при этом сомкнуты. Удержать губы в таком положении под счет до 5. Выполнить 5-7 раз.

6. «Фокус».

Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа. Выполнить 10 раз.

7. «Лошадка».

Открыть рот. Пощелкать языком медленно и энергично. Рот при этом открыт, а нижняя челюсть неподвижна. Выполнить 10-15 раз.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду.

А соседки дома нету.

8. «Маляр».

Открыть рот. Широким кончиком языка водить по небу от зубов к горлу в течение 10-15 секунд.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы подражаем.

9. «Вкусное варенье».

Открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Выполнить  10-15 раз.

10. «Грибок».

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу, подержать язык в таком положении под счет до 3 и резко отпустить. Выполнить 10-15 раз.

Я стою на тонкой ножке,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

Комплекс № 3 для вызывания звуков [л], [л’].

   Положение артикуляционных органов: губы нейтральны. При произнесении звука [л], кончик языка прижат к верхним зубам, а при произнесении звука [л’] он поднимается выше к шейкам зубов.

1 .«Улыбочка» - «трубочка».

2. «Лопаточка» («Блинчик»).

3. «Накажем непослушный язычок».

4. «Вкусное варенье».

 Уже знакомые с предыдущих комплексов упражнения.

5. «Качели».

Открыть рот. Кончик языка тянуть попеременно к носу и к подбородку.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом – вниз.

6. «Пароход».

Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

Паровоз без колес!

Вот так чудо паровоз!

Не с ума ли он сошел -

Прямо по морю пошел!

7. «Индюк».

Приоткрыть рот,  положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп быстрый, слышится «бл-бл-бл».

8. «Маляр»

 Тоже знакомое упражнение.

9. «Чистим верхние зубы».

Приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

10. «Самолет летит».

Кончик языка толкает в верхние зубы: л-л-л.

Комплекс  № 4 для вызывания звуков [р], [р’]

Сначала выполняем уже знакомые упражнения:

1.«Лошадка».

2. «Качели».

 3.«Маляр».

4. «Чистим верхние зубы».

После этого новое упражнение:

5. «Барабанщик».

 Открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Кончик языка при этом стучит в бугорочки около верхних зубов. Рот держать постоянно открытым. Выполнить в течение 6 секунд. Сделать паузу и опять продолжать. Всего 10-15 раз.

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем: «Д-Д-Д-Д-Д!»

  Дальше идут знакомые упражнения:

6. «Фокус».

7. «Чашечка».

 8. «Индюк».

9. «Грибок».

10. «Машина буксует».

Открыть рот. Поднять язык чашечкой. Длительно произнести звукокомплекс дж-ж-ж, дж-ж-ж-ж.

11. «Моторчик».

 Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или З-З-З быстрыми движениями прямым указательным пальцем или шариковым зондом производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

3 этап. Выработка коммуникативных умений и навыков (автоматизация, введение поставленных звуков в речь). Направления:

-       Формирование у ребенка навыков самоконтроля. Ребенок должен захотеть улучшить качество речи.

-       Введение звука в речь в учебной ситуации: заучивание стихотворений, составление предложений с опорой на сюжетные и предметные  картинки, пересказывания содержаний рассказов, составление разных видов рассказов.

-       Включение в материал для отработки просодические средства (изменение темпа речи, тембра голоса, модуляция голоса по высоте и силе и т.д.)

4 этап. Предупреждение вторичных нарушений.

  Конечно, для выработки чистой речи необходима активная позиция самого ребенка. Он должен захотеть говорить красиво. Но немалую роль играете и вы, уважаемые родители. Наши дети еще маленькие. Контроль над собственной речью появляется только после 6 лет. Если мы будем ждать, когда у ребенка появится контроль, когда он сам захочет красиво говорить, мы потеряем время.

  Поэтому вы должны контролировать чистое произношение ребенка при общении, просить его говорить правильно при неправильном произнесении тех звуков, которые он уже умеет говорить чисто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с ...

Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН. НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).

Перспективный план  логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН.НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).Работа над звукопроизношением Разви...

Опыт работы на тему «Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи и детей, слабо владеющих русским языком»

Необходимость повышения эффективности коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи и детей, слабо владеющих русским языком, требует организацию взаимоотношений семьи и образовательного учрежд...

Ортодонтические проблемы у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь аномалий зубочелюстной системы с нарушениями звукопроизношения у детей

Произношение каждого звука - это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов. Самым тесным образом звукопроизношение связано ...

Программа «Игробуквотека» дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности» для детей старшего дошкольного возраста от 6 до поо

Цель: ознакомление воспитанников со звуками и буквами, формировать навыки звукового анализа, обучение чтению, грамоте и письму. Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидат...