«Недостатки в развитии речи детей и их преодоление по средствам пальчиковых игр».
консультация (старшая группа) на тему

Журавлёва Людмила Михайловна

Пальчиковая гимнастика в работе логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 4 «СНЕГУРОЧКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Консультация по теме:

 «Недостатки в развитии речи детей и их преодоление по средствам пальчиковых игр».

                                                         

                                                          Подготовила: учитель – логопед

                                                          Журавлёва Людмила Михайловна

Салехард, 2012 год

Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д. Селли, также придавал очень большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей.

Речь  - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.

Речевые  нарушения – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

В настоящее время наиболее распространенным речевым нарушением является дизартрия.

Дизартрия — нарушение   произношения   вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата.  

При     дизартрии  ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), вследствие чего затруднена артикуляция. В детском возрасте данное состояние нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушениям чтения и письма, и к общему недоразвитию речи.

Особенности состояния общей и  мелкой моторики  детей с  дизартрией  проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности  мелкой  и артикуляционной  моторики.

Нарушения речевой  моторики  у  дошкольников  с данным видом речевой патологии обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции. Именно мозаичность поражения двигательных проводящих корково - ядерных путей и определяет большую комбинаторность речевых нарушений при дизартрии, коррекция которых требует от логопеда тщательной и детальной разработки индивидуального плана логопедической работы с таким ребенком.

Моторика система двигательных реакций человека или животного.

Мелкая моторика – система двигательных реакций пальцев рук.

В настоящее время ученые установили закономерность: уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Так,  В. М Бехтеревым Д. Сели доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники  института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на развитие речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является основной из причин возникновения у них заикания.

Кольцова М.М., доктор медицинских наук, профессор–физиолог, считает, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга» Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

В свою очередь Тимошенко О.А. пришла к выводу, что у детей с речевыми нарушениями имеются и нарушения мелкой моторики.

Таким образом, можно сказать, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

В лабораторном электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Так как у правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области - сенсорная речевая зона, оказалось, что если ребенок производит ритмические движения (разгибания и сгибания) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызывало такую же активацию в правом полушарии.

Описанные данные электрофизиологических исследований прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Естественно, что этот факт должен быть использован в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.

Итак, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Это наглядно выявляется и при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Согласно наблюдениям М.М. Кольцовой, развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2 – 2,5 месяца, что для маленького ребенка очень много. Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение.

Таким образом, мелкая моторика и речевое развитие находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей.

Литература:

  1. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов, Е.С. Анищенкова. -  Москва, 2008 год.
  2. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей, О.А. Новиковская. – М, 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система логопедических занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с сочетанием пальчиковой гимнастики, артикуляторной и речью.

В последнее время логопедами отмечается увеличение количества  детей  не говорящих или малоговорящих. Многие дети начинают говорить значительно позднее своих сверстников. Это тревожит как ро...

План по самообразованию воспитателя: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План самообразования воспитателя 2 младшей группы "Развитие речи детей с использованием пальсиковых игр и упражнений"...

Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений» группа №3 «Радуга»

Отчёт по самообразованию во 2 младшей группе с использованием пальчиковых игр и упрвжнений...

План по самообразованию воспитателя: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План по самообразованию воспитателя: «Развитие речи детей 2 младшей группы  с использованием пальчиковых игр и упражнений»...

Система работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами пальчикового театра

Консультация для  педагогов ДОУ по системе работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами  пальчикового театра...

Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий

Для развития речи в младшей группе  используется  пальчиковые игры и нетрадиционные технологии.  Данная тема по самообразованию,  очень актуальна и имеет немаловажное значение в жи...