Адаптация и здоровье
консультация по теме

Лесовская Екатерина Михайловна

Проблема адаптации детей к условиям ДОУ актуальна всегда. От того, как пройдёт привыканиеи ребёнка кновому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам. зависит его физическое  и психическое развитие, дальнейшее благополучие существование в детском саду и в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikh.konsul.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 … Только тогда, когда педагоги будут знать, что надо

                                     делать, они смогут делать.

                                                                                                         П.П.Блонский

   Первая встреча ребенка с дошкольным образовательным учреждением – один из наиболее сложных и ответственных моментов как в его  жизни, так и в жизни родителей и педагогов. Адаптация (приспособление) всегда сопровождается напряжением всех систем организма участников этого сложного социально – психологического процесса и проходит три этапа.

   На первом – ознакомительном – этапе происходит конфликт старых и новых форм поведения, обусловленный получением информации о новой среде или изменением старой среды (стадия «культурного шока»).

   На втором этапе – мобилизации идут в ход все ресурсы, направленные на приятие новых условий среды, новых форм и стандартов поведения.

   Для третьего этапа – действия – характерна  успешность действий в новых условиях и сочетании внутренней (психологической) и внешней (поведенческой) адаптации.

   Все этапы адаптации проходят не только дети, но и педагог. Именно он обеспечивает каждому новенькому успешную адаптацию. И не только. Он и сам должен что-то изменить в собственном поведении. Суть в том, что педагог не только субъект, он и сам становится объектом адаптации, на которого активно действует ребенок, привыкающий к новым условиям. А действительность новых условий для ребенка – это прежде всего частые простудные заболевания, тяжелое прощание с родителями, долгие страдания (истерики, капризы, отказ от еды, агрессия, страхи и т.д.). Для воспитателя же это психоэмоциональное напряжение, обусловленное ситуацией «быть готовым» к контакту с незнакомым ребенком, его родителями, демонстрация некоего профессионального чуда и перед родителями, и перед детьми.

   Возраст ребенка при поступлении в дошкольное образовательное учреждение разный: и 1й, и 2й, и 3й год жизни. Однако первое посещение детского сада для ребенка любого возраста – стрессовая ситуация. Связано это не только с тем, что его жизнь в семье проходит в иной пространственно – временной реальности, но и с функциональной незрелостью организма, несовершенством приспособляемости к изменяющимся условиям среды, со слабой выносливостью нервной системы.

   Отсюда рождается вопрос: какие факторы могут воздействовать на процесс адаптации к новым жизненным обстоятельствам?

  • В первую очередь – фактор среды, т.е. материальное пространство, в котором организуется жизнедеятельность детей.
  • Следующий фактор, организация времени, т.е. режим дня, оказывает влияние на адаптацию, потому что режим в семье порой существенно отличается от распорядка для дошкольного учреждения.
  • К этим факторам приплюсуем отсутствие опыта общения с чужими взрослыми и детьми. Чем меньше этот опыт, тем сложнее и длительнее процесс формирования отношений с воспитателями и со сверстниками.

   Психолого – педагогическая литература, содержание которой – адаптация детей к дошкольному учреждению, в основном определяет два основных условия, способных изменить процесс привыкания ребенка к новым для  него жизненным обстоятельствам:

  • Семья ребенка, его родители;
  • Специальная работа педагогического коллектива, направленная на обеспечение благополучной адаптации ребенка, впервые поступающего в группу.

     Какие же правила следует соблюдать  родителям?

    Во – первых, до поступления ребенка в дошкольное учреждение желательны неоднократные кратковременные экскурсии в группу, с тем что бы познакомиться с воспитателем. Лучше делать это в вечернее время. Так легче сныть эмоциональное напряжение, установить контакт с педагогом – и родителю, и ребенку.

   Во – вторых, рассказать воспитателю об индивидуальных особенностях ребенка: его темпераменте, характере, привычках, любимых занятиях, предпочтениях в еде и т.п.; сообщить о том, как в семье реагируют на его неадекватное или нежелательное поведение (например, капризничает, злится или шалит); познакомить с особенностями режима дня в семье (когда и кА засыпает и просыпается, как происходит кормление – сопровождается ли особым ритуалом, как организуется бодрствование); сообщить о культурно – гигиенических навыках – как сформированных, так и несформированных (умеет ли самостоятельно и аккуратно есть, одеваться, раздеваться, пользоваться носовым платком, горшком и т.п.); рассказать о том, как формировался опыт общения со взрослыми и сверстниками, каков круг общения (умеет ли быть доброжелательным. Играет ли совместно с другими детьми или рядом, знает ли необходимые правила для установления и поддержания контакта как со взрослыми, так и с детьми и следует ли этим правилам).

   Что касается педагогических правил введения детей в условия дошкольного общеобразовательного учреждения, до сих пор актуальны предложения изложенные Н.Д.Ватутиной. речь идет о следующем:

  • Договориться о том, что можно разрешать, а что следует запрещать. При этом необходимо помнить большое число запретов отрицательно действует на нервную систему ребенка, а предъявляемые требования должны быть посильны и выполнимы.
  • Настроить ребенка на предстоящий режимный процесс, создать установку, сообщить, зачем и куда его ведут, что сейчас произойдет. Все режимные процессы нужно проводить спокойно, без суеты, без причинения ребенку неприятных ощущений.
  • Учитывать уровень развития культурно – гигиенических навыков и в зависимости от этого дифференцировать приемы и методы педагогического воздействия.
  • Создать такой режим в детском саду, который соответствует принципам преемственности, последовательности, учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

   Несомненно, данные общие правила известны воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Хочется отметить еще один фактор адаптации – активность самого ребенка. Когда родители приводят малыша в детский сад, он не знает о том, что ему предстоит приспосабливаться к новым условиям жизни. Ребенок просто живет. Его активность определяется нуждами организма и потребностью в любви, заботе, ласке, добром внимании, а также в новых, интересных, увлекающих стимулах. Новая окружающая обстановка и пугает, и увлекает: другая мебель, новые игрушки, неисследованное место. М.В.Осорина психологически точно определяет: «Для ребенка «быть существующим» - значит занимать определенное место в этом мире. Если нечто есть, то оно обязательно имеет свое место в пространстве. Наличие места является для детей необходимым и достаточным признаком существования». Именно это обстоятельство побуждает ребенка обозначить, укрепить, застолбить свое место в пространстве, сделать его своим. На наш взгляд, именно этот фактор (активность ребенка) может стать ведущим в процессе адаптации к детскому саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...

Адаптация к здоровью

Повышение адаптивных возможностей детей с задержкой психического развития в коррекционной работе детского сада с использованием здоровьесберегающей технологии Одним из условий  успешной адап...

Роль воспитателя в сохранении психического и физического здоровья дошкольников в период адаптации.

В дошкольном учреждении с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Этот период адаптации детей давно является предметом и...

Факторы, определяющие адаптацию и здоровье обучающихся начальной школы.

Немалую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть...

Круглый стол с родителями "Адаптация и здоровье"

Адаптация к детскому саду тяжелое время для каждого ребенка и для родителя это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму. к новым отношениям, но и выработка новых умений, н...