Факторы, определяющие адаптацию и здоровье обучающихся начальной школы.
статья на тему
Немалую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, адекватная самооценка своего положения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку, поступающему в школу, так как учебная деятельность, ситуация школьного обучения в целом носит прежде всего коллективный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faktory_adaptatsii_k_shkole.docx | 14.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Факторы, определяющие адаптацию и здоровье обучающихся начальной школы.
Под влиянием предъявляемых ребенку требований начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое постепенно становится привычным для ребенка. Таким образом, младший школьник проходит сложнейший период адаптации к новым обстоятельствам в его жизни.
Немалую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, адекватная самооценка своего положения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку, поступающему в школу, так как учебная деятельность, ситуация школьного обучения в целом носит прежде всего коллективный характер. Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто ими игнорируется. И в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта. Бывает ситуация самоизоляции, когда ребенок не испытывает нормальной потребности или даже избегает контактов с другими детьми.
Первичная оценка ребенком других детей почти целиком зависит от мнения учителя, чей авторитет безоговорочно признается учащимися младших классов. Для того чтобы учащиеся быстрее привыкли к школьной обстановке, чтобы обучение, да и само пребывание в школе, как можно быстрее перестало быть для ребенка стресс-фактором, необходимо создавать максимальное количество ситуаций, когда дети будут получать своеобразные психологические «поглаживания». Следует помнить, что психологическая адаптация идет не только на сознательном уровне, располагаясь между понятиями «хочу - не хочу», «надо - не надо», но и на клеточном, на функциональном (Н.В. Дубровина и др., 2000; Е.П. Ильин, 2000).
Процесс адаптации ребенка к школе - это не только социальная адаптация, обретение навыков жизни в коллективе, способность соблюдать режим труда и отдыха, подчинение дисциплинарным требованиям, это и физиологическая адаптация к кислородному режиму класса, к сохранению вынужденной, сидячей позы в течение сорока пяти минут, сопровождающаяся иммунной перестройкой, вызванной чужой микрофлорой, выделяемой при дыхании, при беседе. Во время урока возрастает концентрация углекислоты и снижается содержание кислорода, и дети чутко реагируют на духоту: у них снижается работоспособность, может появиться головная боль, головокружение, они могут стать капризными, нарушается координация движений, что в первую очередь сказывается на мелких движениях при письме.
В начале обучения у трудно адаптирующихся детей снижается неспецифическая резистентность, довольно часто выявляются острые респираторные заболевания, появляются или усиливаются явления аллергии, приступы астмы, отмечаются обострения хронических заболеваний.
Физиологически рациональная подготовка к школе и организация учебного процесса на начальном этапе обучения должны учитывать своеобразие развития в данном возрасте, которое заключается в интенсивном созревании структурных и функциональных элементов, определяющих становление произвольной регуляции поведения, формирование основ логического мышления, ориентацию на социальные нормы и требования.
Организму ребенка 7-10 лет свойственна незавершенность развития центральной нервной системы, зрительного, слухового анализатора, опорно-двигательного аппарата, недостаточно совершенные эндокринная и иммунная системы. Трудность обучения ребенка 7-10 лет связана в основном с тем, что у детей этого возраста процессы возбуждения резко преобладают над процессами внутреннего торможения и детям трудно сосредотачиваться и сохранять внимание (И.И. Соковня - Семенова, 1999).
Длительное статическое и психоэмоциональное напряжение у детей данного возраста приводит к изменению подвижности нервных процессов, снижению артериального давления, провоцирует обморочные состояния, связанные с нарушением кислородного обмена.
У детей при интенсивной деятельности довольно быстро может развиваться утомление. С одной стороны, утомление - это защитный механизм от истощения организма, но с другой - это первый шаг к переутомлению, нарушению физиологического баланса. Переутомление довольно быстро может переходить из начальной стадии в стадию тяжелых функциональных изменений, проявляющихся в резком снижении умственной и физической работоспособности; нервно-психических расстройствах (нарушение сна, чувство страха, истеричность), вегетативных нарушениях (сердечная аритмия, гипо- или гипертония), снижении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды, в том числе и снижении иммунитета.
Для профилактики переутомления в школе необходимо осуществлять комплексный социально-педагогический и психофизиологический мониторинг за соответствием учебной нагрузки возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, строго соблюдать гигиенический режим школьного комплекса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности работы воспитателя с обучающимися начальной школы с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа,...
Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность процесса адаптации.
Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием реб...
Методическая разработка по работе с обучающимися начальной школы на тему "Песочная страна"
Игра в песочнице – одна из форм естественной деятельности ребёнка, независимо от его умственного развития. Её можно назвать самой древней игрой маленького человечества. Принцип «терап...
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС.
Статья публикуется в помощь учителям и воспитателям методических объединений начальной школы....
Лого-робот Bee-Bot, развивающая игрушка для всестороннего развития обучающихся начальной школы.
Развивающие игрушки – это игрушки которые чему- то учат. Подобные игрушки развивают память, воображение, фантазию, логику , мышление. С их помощью дети изучают цифры, буквы , развивают мот...
Консультация для педагогов «Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду»
Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает обстановка: большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые-педагоги, медицинская сестра, музыкальный руко...
Проект по преемственности ДО и НОО - "Адаптация обучающихся при переходе из ДОУ в начальную школу"
Актуальность проблемы адаптации ребенка к школе заключается в том, что изменяется социальная ситуация развития ребенка. Переход ребёнкадошкольника в школьную образовательную среду- это переход в иное ...