Экскурсия в форме квеста для обучающихся начальной школы
план-конспект по окружающему миру

Магомедова Влада Сергеевна

Экскурсия по предмету "Окружающий мир" в форме квеста на тему: "Сезонные изсенения в природе, наблюдение за погодой" (1-4 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия в форме квеста

«Сезонные изменения в природе, наблюдение за погодой»

Цель: закрепить представления детей о состоянии природных объектов и явлений, происходящих в природе в весенний период.

Задачи:

  • Сформировать умение определять признаки весны в живой и неживой природе.
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, описывать, делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Проявление бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;

Предметные:

  • Различать объекты живой и неживой природы ;
  • Описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие растения; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные животные и выделять их наиболее существенные признаки;
  • Проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности)
  • Правила поведения в общественных местах;
  • Соблюдать правила безопасного поведения в природе.

Метапредметные:

  • На основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами
  • Определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • Проводить наблюдения.
  • Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения.
  • Фиксировать полученные результаты в текстовой форме  и графическом виде (рисунок).
  • Понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи.
  • Выполнять правила совместной деятельности.

Ход экскурсии:

Вступительная беседа.

- Здравствуйте, ребята. Послушайте стихотворение и подумайте, о каком времени года говорится в стихотворении.

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

                                                  А. Фет

- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).

- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).

- Сегодня мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

 Наблюдение за сезонными изменениями.

- Ребята, посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую – приятно

- Что у нас изменилось по сравнению с зимой?

-Обратите внимание на небо, есть ли облака?

-Какого цвета небо? Изменился ли он по сравнению с зимой?

-Посмотрите, чем покрыта земля?

-Ребята, местами есть лужи, от чего они появились?

- А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Можем ли мы назвать деревья голыми? Почему? Что мы можем увидеть в это время года на деревьях?

Рассказ о парке.

- Парк «Кедровый лог» - это, своего рода, лесопарк, который густо засажен растительностью.

- Главное достоинство парка – разнообразная и очень густая растительность. Это место считается одним из самых красивых в городе: эффектный пейзаж формируют естественные ручьи и водоемы, облагороженные смотровыми площадками и мостами. Воздух здесь очень чистый – это объясняется обилием хвойных деревьев.

- Кедровый лог испещрен мощеными дорожками, украшен клумбами и фигурно подстриженными кустарниками. Сидя на скамейке, можно наблюдать за жизнью лесных зверей: белок, птиц, ежей.

Правила поведения в парке и на природе.

- Давайте вспомним вместе правила поведения в парке?

- А для чего необходимо соблюдать правила поведения на природе?

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/11/s_5cff41a2445cf/1171528_1.jpeg

Деление на группы.

- Сейчас мы с вами поделимся на 3 группы путем жребия, у нас в коробке лежат полоски 3-х цветов, желтые, голубые и белые, вам необходимо вытянуть любую полоску, те у кого попались желтые полоски, объединяются в одну группу и таким образом у нас должно получиться 3 группы.

- Для того, чтобы отправиться на первую станцию, вам нужно разгадать ребусы. Каждая группа получает один ребус. После выполнения задания необходимо сложить все ответы и получить общий, чтобы определить место («вход» + «символ» + «белка» = символ «Белка» на входе в парк).

Станция «В гостях у белки»

- Вам необходимо провести наблюдение за белкой и ответить на вопросы. Время выполнения – 10 минут. Находитесь в зоне видимости, не уходите далеко.

1 гр. Какого она размера?

Меняет ли белка окрас весной? Если да, то с какого на какой? Какого цвета шерстка у белки сейчас?


2 гр. Рассмотрите уши. В чём особенность?
Чем питается белка?
Где прячет запасы?

3 гр. Как передвигается белка по ветке? По земле?
Какие звуки издаёт белка?

- В природе грызуны с удовольствием поглощают в холодное время шишки и даже кору деревьев. Белочки обожают орехи: грецкие, кедровые, фундук. Не тратьте время, пытаясь покормить белку экзотическими орехами, вроде кешью, фисташек или бразильского ореха. Белочки совсем не едят арахис, семечки.

Белка может издавать несколько звуков, каждый из которых выражает определённое состояние зверька. Вот некоторые из звуков, которые может издавать белка:
Щебетание.
Урчание.
Цоканье (цок-цок) — как правило, такой звук обозначает недовольство.
Писк.
Шипение (в случае испуга или желания защититься).

- Для перехода на следующую станцию решите в группах анаграммы. Путём сложения ответов вы узнаете маршрут, ведущий к местонахождению станции («прямо» + «направо» + «кормушка» = маршрут).

2. Станция «Птичьи истории»

- Вы пришли на станцию «Птичьи истории». Здесь вам необходимо будет ответить на непростые вопросы о птицах, которые самыми первыми прилетают к нам весной. Время выполнения – 5 минут.

1 гр. Эти птицы имеют неприметный окрас, похожий на цвет жухлой травы. Такой цвет оперения помогает им оставаться незамеченными в степях, полях, на просторных лугах. Пташки очень редко садятся на ветки из-за особого строения конечностей: задний палец имеет длинный коготь, который можно сравнить со шпорой. Это известные птицы, которые славятся своим пением. Радостная птичья песня может длиться несколько минут, а иногда и весь день. Что это за птицы? (Жаворонки).

2 гр. Эти птицы очень красивые, аристократические. Их отличают длинные ноги и надменная стать. Телосложение птиц грациозное, они имеют длинную шею и ноги, бывают серого и белого цветов. Их никогда нельзя увидеть на ветках деревьев, они очень любят комфорт. Сидеть на тонких, гибких ветвях – не для этих гордых пернатых. Согласно народной примете ранний прилёт этих птиц знаменует раннее наступление весны. Что это за птицы? (Журавли).

3 гр. Эта птица выбирает для гнезда участок стены, который прикрыт или крышей, или навесом. У неё длинные, узкие крылья, а хвост больше похож на вилку. Благодаря своему строению эта пташка одна из немногих, которая умеет ловить насекомых прямо на лету. В народе о ней сложено немало сказок и легенд. Считается, что птица приносит счастье и благополучие в дом, под крышей которого свила гнездо. А ещё с давних времён верят, что если эта птица высоко летает, значит погода будет хорошая. Что это за птица? (Ласточка).

- Знаете ли вы, когда эти птицы возвращаются к нам из тёплых краёв? Жаворонки и журавли прилетают к нам в начале-середине апреля, а ласточки – ближе к середине мая.

- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

- Чтобы перейти на следующую станцию, рассмотрите карту и определите маршрут.

3. Станция «Зеленый друг»

- Вы пришли на станцию «Зеленый друг» . Перед вами конверт с заданием, каждой группе дается свое дерево для наблюдения и рабочий лист в котором вы будете работать. Вам необходимо найти дерево, которое указано у вас в задании, провести наблюдение и выполнить задание на рабочем листе.

- После того как все группы выполнят задание, каждая группа поделится результатами своих наблюдений.

- На выполнение этого задания у вас есть 10 минут. Далеко уходить нельзя. Можете приступать к заданию.

Творческое задание.

- Наше путешествие подходит к концу, а теперь мы предлагаем вам продолжить строки стихотворений.

Продолжите стихотворение:

Наконец пришла весна,

Солнце ярче светит...

Пришла красавица-весна,

Растаял снег вокруг...

Уже весна в календаре,

Но всюду лужи во дворе...

Если снег повсюду тает,

День становится длинней...

Пробудившись ото сна,

Кистью мягкою весна...

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Подведение итогов.

- Вы очень наблюдательны, поэтому смогли вспомнить, увидеть и назвать все чудесные изменения, которые происходили в природе весной . И вы теперь точно знаете, что всё это творит волшебница природа. Как она меняет всё вокруг в разные времена года.

Рефлексия.

- Какое задание вам показалось самым трудным?

- Что нового вы сегодня узнали? И какой информацией вы бы поделились с близкими?

- Свои впечатления вы можете выразить в рисунках, рассказах, стихотворениях, фотографиях. Мы их обязательно на уроке рассмотрим и оценим.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проследите за белкой и ответьте на вопросы Проследите за белкой и ответьте на вопросы Какого она размера?____________________ Меняет ли белка окрас весной? Если да, то с какого на какой? ______________________________________ Какого цвета шерстка у белки сейчас? ______________________________________ Рассмотрите уши. В чём особенность? ______________________________________ Чем питается белка?____________________ Где прячет запасы?_____________________

Слайд 2

Проследите за белкой и ответьте на вопросы Как передвигается белка по ветке? По земле? ________________________________________________________________ Какие звуки издаёт белка? ________________________________________________________________ Продолжите стихотворение Наконец пришла весна, Солнце ярче светит... ____________________________________ ____________________________________ Пришла красавица-весна, Растаял снег вокруг... ____________________________________ ____________________________________

Слайд 3

Продолжите стихотворение Продолжите стихотворение Пробудившись ото сна, Кистью мягкою весна... ____________________________________ ____________________________________ Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... ____________________________________ ____________________________________ Уже весна в календаре, Но всюду лужи во дворе... ____________________________________ ____________________________________ Если снег повсюду тает, День становится длинней... ____________________________________ ____________________________________

Слайд 4

Разгадайте ребус Разгадайте ребус ____________________________________ ____________________________________

Слайд 5

Разгадайте ребус МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ____________________________________

Слайд 7

Птичьи истории Птичьи истории Эти птицы имеют неприметный окрас, похожий на цвет жухлой травы. Такой цвет оперения помогает им оставаться незамеченными в степях, полях, на просторных лугах. Пташки очень редко садятся на ветки из-за особого строения конечностей: задний палец имеет длинный коготь, который можно сравнить со шпорой. Это известные птицы, которые славятся своим пением. Радостная птичья песня может длиться несколько минут, а иногда и весь день. Что это за птицы? Эти птицы очень красивые, аристократические. Их отличают длинные ноги и надменная стать. Телосложение птиц грациозное, они имеют длинную шею и ноги, бывают серого и белого цветов. Их никогда нельзя увидеть на ветках деревьев, они очень любят комфорт. Сидеть на тонких, гибких ветвях – не для этих гордых пернатых. Согласно народной примете ранний прилёт этих птиц знаменует раннее наступление весны. Что это за птицы?

Слайд 8

Птичьи истории Эта птица выбирает для гнезда участок стены, который прикрыт или крышей, или навесом. У неё длинные, узкие крылья, а хвост больше похож на вилку. Благодаря своему строению эта пташка одна из немногих, которая умеет ловить насекомых прямо на лету. В народе о ней сложено немало сказок и легенд. Считается, что птица приносит счастье и благополучие в дом, под крышей которого свила гнездо. А ещё с давних времён верят, что если эта птица высоко летает, значит погода будет хорошая. Что это за птица?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы совместной работы учителя начальной школы и воспитателя детского сада по формированию познавательной мотивации у детей

Для строения мотивационной сферы ребёнка имеет значение не только соотношение «понимаемых» и «реально действующих» мотивов, но и выделение ведущих, или, по А.Н. Леонтьеву, смыслообразующих мотивов. Гл...

«Особенности работы воспитателя с обучающимися начальной школы с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа,...

Методическая разработка по работе с обучающимися начальной школы на тему "Песочная страна"

Игра в песочнице – одна из форм естественной деятельности ребёнка, независимо от его умственного развития. Её можно назвать самой древней игрой маленького человечества. Принцип «терап...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС.

Статья публикуется в помощь учителям и воспитателям методических объединений  начальной школы....

Факторы, определяющие адаптацию и здоровье обучающихся начальной школы.

Немалую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть...

Лого-робот Bee-Bot, развивающая игрушка для всестороннего развития обучающихся начальной школы.

Развивающие игрушки – это игрушки которые чему- то учат. Подобные игрушки развивают память, воображение, фантазию, логику , мышление. С их помощью дети изучают цифры, буквы , развивают мот...

Методическая разработка «Оборудование STEM на уроках физической культуры для обучающихся начальной школы и на занятиях двигательной деятельности для обучающихся дошкольных группа»

Традиционные методы физического воспитания могут быть дополнены и усовершенствованы с помощью STEM-оборудования, которое объединяет науку, технологию, инженерию, математику и искусство. Это позволяет ...