Логопедический массаж - самамассаж
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Усачева Наталья Николаевна

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samomassazh1.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

САМОМАССАЖ

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации (аутогенной тренировки), дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.

Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Самомассаж мышц головы и шеи

1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими

2.        «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке

Самомассаж мышц лица

  1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам .
  2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам
  3. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали
  4. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу
  1. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем .
  2. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам
  3. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3 — 5 с
  1. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта
  2. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости
  3. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти
  4. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верх ней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине
  5. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
  1. «Расческа». Поглаживание губ зубами.
  2. «Молоточек». Постукивание губ зубами.
  3. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

18. Дожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.    

19. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу

20. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам

  1. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
  2. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях
  3. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
  4. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.
  5. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.
  6. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж мышц языка

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

  1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
  2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.
  3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
  4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.
  5. «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку №1. Сложить ее в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и дляактивизации движении  жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.

Самомассаж ушных раковин

  1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
  1. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 — 5 раз
  2. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.

Процедуру массажа лица можно сопровождать чтением стихотворного текста (читает логопед), например:

Если солнце жарко греет,                Поглаживающие движения от середины

Если легкий ветер веет,                лба, носа, верхней губы, подбородка к

Стало сухо и тепло —                ушам.
Это лето к нам пришло.

Если дождь стучит по крыше,                Постукивающие движения подушечка-

Листья падают неслышно,                ми пальцев по лбу, щекам, подбородку.

Птицам улетать пора —

Это осень к нам пришла.

Если вьюга кружит, злится,                Круговые движения в области лба, щек,

Всюду белый снег кружится,                подбородка.

В снежных шапках все дома, —

Это к нам пришла зима.

Если тает снег и лед,                Поглаживающие движения обеими

Звонкий ручеек течет,                ладонями сверху вниз по боковым сто-

Распускается листва —                ронам лица и шеи, по центральной

Это к нам пришла весна.                части лица и шеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"

Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Использование здоровьесберегающих технологий  в системе логопедических занятий в условиях ДОУпо теме «Использование элементовлогопедического массажа и самомассажа в коррекции речи дете...