Выступление на городском семинаре по духовно - нравственному воспитанию.
презентация к занятию (старшая группа) по теме

Нина Алексеевна Цветкова

Программа работы по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе д\сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno_-_nravstvennoe_vospitanie.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Ув. Коллеги. Прежде всего мы хотим выразить благодарность администрации школы за тесное сотрудничество в этом учебном году в работе по предшкольной подготовке и за приглашение участвовать в семинаре по духовно-нравственному воспитанию. Это совпало с нашим интересом к этой теме и определило тему работы д\сада.

Человек рождается в государстве и получает статус гражданина по праву, а по духу стать настоящим гражданином можно только впитав духовно-нравственные традиции, исторический опыт, великую культуру своей Родины.

Исходя из задач духовно-нравственного воспитания в детском саду, а именно:

-формирования духовно-нравственного  отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.

- уважение к своей нации.

- понимание национальных особенностей.

- формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других наций

мы и определили направление работы по духовно-нравственному воспитанию. Важным средством духовно-нравственного. воспитания. является приобщение детей к традициям народа. Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые обычаи, порядки, правила поведения. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи.

Дошкольный возраст-время становления личности, формирования основ его самосознания и индивидуальности. Именно поэтому в этот период нужно сформировать такие важные черты, как любовь к Родине, истории России, уважение к людям других национальностей. Поэтому мы обращаемся к истокам русской народной культуры. Необходимо как можно раньше учить ребенка впитывать культуру своего народа через песни, игры-забавы, пословицы, сказки,  произведения народного искусства. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Ценность народных традиций в совместной деятельности взрослых и детей, в передаче жизненного опыта от старших к младшим. Приобщение к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности способной ощущать свою историческую принадлежность к родному народу.  Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования нравственных качеств.

Работу по духовно-нравственному .воспитанию. мы разделили на  две составные части : на работу в учебной деятельности и на работу вне занятий.

Сначала остановимся на работе вне занятий. Хорошо известно, что среди всех видов деятельности для детей главным является игра. Народный праздник является именно такой большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти неизгладимый след.  

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания через приобщение детей к народным традициям мы выбрали годичный праздничный круг: осенью-Ярмарка, зимой – «Символы государства», «Рождество», « Защитники Отечества», «Город мастеров»,  «Масленица». Весной – «Пасха», «Праздник матрешки», «Именины березки» - троица.

Вместе с нами дети исследуют особенности каждого народного  праздника, как средства выражения национального характера, яркой формы отдыха взрослых и детей, объедененных совместными действиями, общими переживаниями. На  наших праздниках, что характерно для русской народной традиции, нет просто зрителей, разность ролей позволяет каждому стать действующим лицом. Хорошо помогает такому объединению и совместная продуктивная деятельность, К каждому празднику годичного круга детьми выполнялись поделки. В продуктивной деятельности мы старались отразить наиболее характерные и яркие атрибуты народного праздника. Это и рисунки по мотивам  росписей, и российский флаг, и писанки к пасхе, и расписные матрешки, и поделки к празднику Троицы., и «веснянки» к Масленице. Всю свою работу отразили в выставках  творческих работ ребят и в фотовыставке.

Составной частью большой работы по духовно-нравственному воспитанию через приобщение к русской культурной традиции мы выбрали приобщение к народным художественным промыслам.

Это направление работы проходит через занятия. В авторской программе ознакомления с окружающим А.А. Вахрушева на занятиях дети знакомятся с разными видами прикладного творчества (искусства) историей возникновения, традициями, особенностями изделий разных промыслов, этапами создания и особенностями росписи. На занятиях по изо. дети           расписывают народные игрушки, посуду и др. изделия . В процессе этих занятий дети приобретают навыки работы с художественным материалом, получают представление  о материале из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Дети не просто воспроизводят, но в доступной форме и доступными средствами творят живую культуру, как бы подтверждая русскую пословицу «Хорошая работа два века живет».

 Духовно-нравственное воспитание ( знания о Родине, стране, народе, обычаях, истории, культуре) является пищей ума. Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а в свою очередь любящее сердце ответит чувством патриотизма! Мы верим так будет!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Духовно - нравственное воспитание детей посредствам сказки"

Повышение педагогической компетентности родителей, показ приемов работы со сказкой....

Семинар-практикум "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в образовательной деятельности ДОУ"

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной деятельности ДОУ, обусловлена модернизацией системы образования и введением новых нормативно – правовых актов, рег...

Презентация программы "Азбука хороших манер" на Городском семинаре по духовно-нравственному воспитанию школьников

Презентация программы "Азбука хороших манер" на Городском семинаре по духовно-нравственному воспитанию школьников...

Выступление на семинаре. Тема "Духовно-нравственное воспитание посредством сказок".

Духовно-нравственное воспитание посредством сказокДуховно-нравственное воспитание посредством сказок.«Чтение сказок – тропинка, по которой,умный, думающий воспитательнаходит путь к сердцу ...

Выступление на педсовете «Гражданское и духовно-нравственное воспитание в семье и детском саду»

Формирование высоконравственной личности, педагогическое содействие становлению ее гражданских качеств....