Семинар-практикум для родителей
методическая разработка (младшая группа) по теме

Курбатова Татьяна Викторовна

Семинар-практикум для родителей "Развитие художественных способностей детей посредством использования разнообразного изобразительного материала и нетрадиционных техник изобразительной деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

« Развитие  художественных способностей детей посредством использования разнообразного изобразительного материала и нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

ЗАДАЧИ:

  • Обратить внимание родителей на творческий аспект развития дошкольников: значение изобразительной деятельности для развития воображения, творческого мышления, восприятия.
  • Познакомить с многообразием изобразительного материала, его возможным использованием в развивающих занятиях с детьми.
  • Познакомить с играми, развивающими творческие способности ребенка.
  • На практическом примере показать разнообразие нетрадиционных техник  изобразительной деятельности.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Создание совместно с детьми композиций, используя разнообразный изобразительный материал и нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
  • Организация выставки творческих работ детей.
  • Подготовка картотеки игр, развивающих творческие способности ребенка.
  • Подготовка фотовыставки «Волшебницы ладошки» (фотографии детей и творческих работ в момент создания на занятиях по изобразительной деятельности).

ОБОРУДОВАНИЕ и МАТЕРИАЛЫ: Фланелеграф, ватман, набор одноразовой посуды, ножницы, клей, гуашь, акварель, морская соль, свечи, ракушки, коктейльные трубочки, пластилин, соленое тесто, макаронные изделия, обрезки ткани, нитки, бисер и др.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

1 Этап. Вступительное слово организатора «Значение изобразительной деятельности для развития дошкольника. Многообразие изобразительных материалов и нетрадиционных техник в изобразительной деятельности».

2 Этап. Анализ детских творческих работ и обращение к выставке и фотовыставке.

3 Этап. Мастер-класс для родителей. Обмен опытом.

4 Этап. Знакомство с картотекой игр, развивающих творческие способности ребенка.

.

ХОД СЕМИНАРА

1.ЭТАП

Приоритетным направлением работы нашего дошкольного учреждения является художественно-эстетическое развитие дошкольников. Одной из важных задач – развитие  творческой личности. Наиболее эффективное средство для этого – художественное творчество, а именно изобразительная деятельность.

Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественной

деятельности, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихи, песни, танцы, где пытается отразить свои знания и представления об окружающем мире, где передает образы воображения, воплотив с помощью разнообразных материалов в реальные формы. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства, выражает свое «Я», приобретает различные знания, овладевает изобразительными умениями и навыками, техническими приемами работы и различными вариантами изображения.

Хочется отметить, что современные дошкольники имеют качественно другой

эстетический опыт, во многом сформированный медиасредствами, культурно-эстетическими клише и предпочтениями ближайшего окружения (родителями, старшими братьями, сестрами). При этом не следует считать, что дети стали лучше или хуже рисовать. На наш взгляд, современным дошкольникам намного интереснее (и сензитивнее) «открывать» мир искусства в ситуации экспериментирования и игры. Они успешнее и полнее воспринимают проявления красоты мира, эффективнее и результативнее осуществляют собственную деятельность на основе эмоционально окрашенной и личностно значимой информации и самостоятельно «открытых» способов действий в различных интеграционных связях. Согласно новым нормативным и целевым ориентирам осуществление художественно-эстетического развития и воспитания дошкольников проектируется в рамках образовательной области «Художественное творчество».

Проектируя и организуя образовательный процесс художественно-эстетического развития и воспитания дошкольников, в своей работе мы учитываем следующие методические правила:

  • ориентировка на основные цели развития и образования дошкольников;
  • использование методов и приемов, способствующих формированию интереса к искусству и развитие творческих способностей;

  • разнообразие осваиваемых способов создания изображения изобразительных техник;
  • накопление опыта творческого экспериментирования с различными

изобразительными материалами и техниками;

  • насыщение предметно-развивающей среды разнообразными материалами, предметами;

  • использование ресурсов социокультурного окружения (экскурсии, посещение музеев, выставок, целевые прогулки по городу),

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого

самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционной изобразительной деятельности. Вспомните, какое значение придает ребенок своим «драгоценностям» (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и

др.). На взгляд взрослого, это «ненужные вещи и предметы», а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Мы решили, а почему бы эти «необычные материалы» не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребенку, поможет ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь – открытие,

каждый новый навык – достижение и предмет гордости.

Одним из условий успешного выполнения задания – его интересное содержание (занимательный сюжет, игровое упражнение, сюрпризный момент), которое служит основой совместного эмоционального переживания. Разнообразные новые формы, необычное содержание занятий создают эмоциональный настрой на творческую деятельность. Идея творческого экспериментирования с материалами и приемами тесно взаимосвязана с возрастными особенностями дошкольников (познание мира через действия с предметами и экспериментирования). Используем возможности интеграции различных видов изобразительной деятельности.

Наши дети с раннего возраста знакомятся с самыми разнообразными

изобразительными технологиями. Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки, листья деревьев, цветов, целлофан, овощные штампы и печати, соломки, пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках ребенка «оживает», преображается и несет смысловую нагрузку.

Нетрадиционные изобразительные технологии вносят разнообразие в ИЗО – деятельность вообще, и предоставляет ребенку больше шансов для самовыражения, дают детям возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.д., привлекают своей простотой и доступностью,

они имеют особый потенциал для развития моторных умений, интеллекта, творчества, эстетических и сенсорных способностей. Разнообразные техники имеют свои развивающие возможности – стимулируют творчество, облегчают получение результата, вызывают интересные ассоциации.

2.ЭТАП. Предлагаем Вам обратиться к работам наших деток.

1. Анализ работ

«Что я хочу сказать миру?» (выслушиваются варианты ответов родителей)

«Какое настроение у меня сегодня?»

«Кто это? Что это? Ты угадай…»

Обращается внимание на многообразие изобразительных средств, используемых в работах детей.

2. Выставка детских работ и фотовыставка «Волшебницы ладошки».

Обращается внимание на увлеченность детей при работе с разнообразным материалом. Обсуждение. Выслушивание мнений родителей. Ответы на вопросы по работам детей.

3 ЭТАП. Мастер-класс для родителей.

Сейчас мы попробуем те способы изображения и техники, которые мы используем в работе с нашими детками младшего дошкольного возраста и надеемся, что опыт будет полезным для развивающих занятий дома.

- кляксография, рисование ладошками и пальчиками, скомканной

бумагой, валиками, поролоном, рисование «по-мокрому», «рисунок ветра» (дуют на капли краски с помощью коктейльных трубочек),  печатают пробками и штампами из картофеля.

-поделки из соленого теста и пластилина и «украшение»- дополнение работ разнообразными материалами.

-аппликации и коллажи из макаронных изделий, крупы, морской соли и бисера, ракушек, цветных нитей и др.

В конце мастер-класса предлагается выполнить свою небольшую работу с использованием разнообразных материалов на заданную тему. Обмен опытом между родителями.

4 ЭТАП.  Предлагаем Вам познакомиться с играми, развивающими творческие способности ребенка. Рассматривается несколько игр из картотеки (проигрываются вместе с родителями) и картотека остается в приемной в открытом доступе для родителей.

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Презентация семинара практикума "Школа для родителей".

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....

Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"

Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...