Развитие мелкой моторики у детей в младшем дошкольном возрасте.
статья по теме

Дьяченко Анна Николаевна

Мелкая моторика и ее влияние на развитие спихических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы рассмотреть развитие мелкой моторики и ее взаимосвязи с
общим психическим развитием, необходимо дать определение понятиям
«моторика» и «мелкая моторика».

По определению Поддьякова Н.Н., (1981), моторика - это вся сфера
двигательных функций организма человека, объединяющая их
биохимические, физиологические        и        психические        системы.

Антакова - Фомина, (1974), так определяет мелкую моторику: — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений, кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Т.о., мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. По утверждению Венгера Л.А, (1988) развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН М.М. Кольцовой, Е.Н. Исениной, Л.В. Антаковой-Фоминой (1973) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики. Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: "Ладушки-ладушки", "Сорока - белобока", "Мальчик-пальчик" и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются "мощным средством" повышения работоспособности головного мозга.

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка (Бернштейн, 1991).

Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Помимо речи, мелкая моторика рук взаимодействует с такими
высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-
пространственное        восприятие        (координация),        воображение,

наблюдательность, зрительная и двигательная память. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, утверждает Савинова Л. П. (1999),что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий (застегивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, и т. д.).

Известный педагог В.А Сухомлинский (1984) утверждал, что " Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее... "

Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства -положения и перемещения тела в пространстве.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений. Н. А. Бернштейн подчеркивает, что решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук.

Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук .

Ученые установили ведущую роль зрительного анализатора в развитии движений руки. Исследование зрительных реакций младенцев с помощью

точной аппаратуры, проведенные в последнее десятилетие, показали, что развитие органов чувств малыша, в том числе осязания и кинестезии, лежащих в основе движения рук, осуществляется при ведущем участии зрения. Наиболее ранняя функция зрения - отражение объектов - делает зрительный анализатор центральным аппаратом в познании движения (Фонарев, 1977). Через восприятие движения происходит, как это показал И.М. Сеченов, отражение пространственно-временных характеристик реального мира.

А.Н. Леонтьев писал: «"сетчатка обученного глаза" - это, собственно говоря, сетчатка глаза первоначально научившегося у руки. В отличие от процесса контактной рецепции формы, величины и расстояния, которая осуществляется в движении, как бы принудительно навязываемом объектом, жестко не определяется и не контролируется: ведь сам объект не оказывает физического сопротивления движению взора, какое он оказывает движущейся по нему руке» (1981).

Это позволяет понять сложность взаимосвязей анализаторов, взаимодействие зрительно-тактильно-кинестических связей. «Глаз учит руку - рука учит глаз» (1983).

Развитию мелкой моторики уделяется внимание с первых месяцев жизни ребенка. С самого момента рождения рука младенца движется. Однако, как отмечает Ф.Н. Шемякин, особенности этих движений таковы, что «заставляют говорить не о функциях руки, а лишь о предпосылках этих функций, т.к. ничего в них не специфично для руки» (1986).

А.В. Запорожец говорил, чтобы рука ребенка стала в функциональном
отношении подлинно человеческой рукой, превратилась бы в «орудие
орудий», ребенок должен научиться использовать её безграничные
возможности в соответствии с бесконечным многообразием окружающих
условий        (1986).

Организованные  движения  рук  формируются  у ребенка постепенно  на

протяжении первого - второго полугодия жизни, прежде всего в результате развития действий с предметами.

Помимо прочего, уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Эльконин, 1960).

Таким образом, развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи, а также, развиваясь, рука ребенка постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская академия "Развитие мелкой моторики рук у ребенка младшего дошкольного возраста"".

Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Каждому родителю хочется, чтобы их ребенок умел логически рассуждать, чтобы у него были достаточно разв...

Использование нетрадиционного оборудования в развитии мелкой моторики у детей с овз дошкольного возраста.

" Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев" В.А.СухомлинскийДля того чтобы помочь детям с нарушениями в развитии справиться с ожидающими их сложными задачами, необходим...

"Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ дошкольного возраста в разных видах деятельности".

quot;Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ дошкольного возраста в  разных видах деятельности".Введение«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках п...

Кружок по развитию мелкой моторики рук с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР «Ловкие пальчики»

Развитие и укрепление мелкой и общей  моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование)....

Опыт работы "Развитие мелкой моторики рук детей с ЗПР дошкольного возраста через элементы литотерапии"

Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Развитие мелкой моторики рук детей с ЗПР дошкольного возраста через элементы литотерапии"...

Развитие мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста...

конспект занятия направленный на развитие мелкой моторики у детей с РАС дошкольного возраста 4-5 лет

Конспект занятия направленное на развитие мелкой моторики у детей с РАС дошкольного возраста 4-5 лет«Мы лепили снеговиков» воспитатель: Гусеналиева Татьяна Владимировна  Цел...