Наши руки не для скуки!
консультация по теме

Волковская Екатерина Александровна

 

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались, речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

          Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

      Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей. Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи. 

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

 И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания, подготовки к школе, в частности, к письму. От того, насколько ловко научиться ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

В своей работе я использую различные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук :рисование и раскрашивание картинок; застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков; переборка круп, пуговиц, бусин; игры в мяч, с кубиками, мозаикой, пазлами; всевозможные упражнения для развития мелкой моторики. Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики мною применяется  изобразительная, художественно-продуктивная деятельность. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности носить эмоциональный, творческий характер. У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.

Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Достаточно важную роль в развитии мелкой моторики играют поделки из папье-маше. Изобрели папье-маше французы в 16 веке, с его помощью изготавливали кукол. Работа над поделками из папье-маше лишь на первый взгляд сложна и кропотлива. Занятие же это совсем не трудное. С ним вполне может справиться Ваш ребёнок. Занятия творчеством приносят детям не только положительные эмоции, но и много пользы. Они помогают развивать интеллект, мышление, воображение, художественный вкус, а главное - мелкую моторику.

 

       

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши руки не знают скуки" (из опыта работы по созданию пособий с использованием ковролина)

Презентацию практической деятельности  «Наши руки не знают скуки» я представляла на семинаре-практикуме" ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГ...

Перспективный план кружка "Наши руки не знают скуки"

Конструирование - одно из важных средств познания и отражения окружающего мира. Оно тесно связано с разными видами детской деятельности: игровой, театрализованной, речевой, изобразительной. По м...

Методическое пособие «Наши руки не знают скуки»

"Развитие речи с помощью развития рук"...

конспект занятия по формированию здорового образа жизни "Наши руки не знают скуки"

Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни.«Наши руки не знают скуки» Цель:Формировать представление о том, что руки – важна часть  человеческого тела.Сохранять и  ...

Наши руки не для скуки

Результаты творчества нашей семьи...

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы № 4. Тема: "Наши руки не для скуки".

Тема: "Наши руки не для скуки"Интеграция: труд, социализация, коммуникация, познание, здоровье, художественное творчество.Оборудование и материал:- музыкальная картина (пение птиц, шум водопада);- пев...