«Слушаем музыку»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Маркина Лариса Николаевна

Консультация для родителей

на тему: «Слушаем музыку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему: «Слушаем музыку»

Цели: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по музыкальному воспитанию ребенка в семье и детском саду; развитие музыкальных и творческих способностей родителей.

   В детском саду, на музыкальных занятиях мы слушаем музыку, но этого оказывается недостаточно, а помочь нам в этом можете только вы – родители.

   Начинать надо прежде всего с того, что нужно слышать родные звуки, и для этого совсем необязательно иметь музыкальное образование! Достаточно просто оглянуться на окружающий нас мир и прислушаться. Сколько вокруг звуков! Шелестит трава, тенькают и посвистывают певчие птицы, в лесу – кукует кукушка, стучит дятел, жужжит шмель…, а это  - лесной ручеек. Все это множество непохожих друг на друга голосов, звуков человек слышал еще в глубокой древности, сначала он подражал им, а потом стал сочинять свои.

   Попробуйте и вы вместе со своим ребенком воспроизвести эти звуки (ветер воет – «у – у – у», листья шуршат – «ш – ш- ш»).

   Не пожалейте времени, чтобы все это показать ребенку, попробуйте вместе с ним – вы сами услышите, как рождается музыка.

   Вот так от звуков леса можно перейти к слушанию музыки, и если это музыка о природе – не сомневайтесь, все это вы услышите в ней.

   Музыка своим языком может не только рисовать картины природы, повторив в звуке пение птиц, раскаты грома, шум дождя, бег коня и т.д. Особенность музыки такова, что вы можете не только рисовать и представлять картины, вы можете чувствовать настроение и переживания человека. Ведь когда вы услышите звонкую, радостную песенку, вам сразу станет весело, захочется запеть, потанцевать. Если же песенка грустная, танцевать не захочется.

   Вот так постепенно, слушая музыку природы и окружающего мира, вы приобщаете ребенка к пониманию музыки.

Роль и место музыки в жизни ребенка

   Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и на праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возглавляет особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности.

   Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках.

   Форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада предусматривает два вида руководства со стороны взрослых: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений, прогулок, музыка может звучать по желанию детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит по инициативе педагога, при этом он должен учитывать возможности, интересы и пристрастия детей.

   Помимо обучения во всех его видах, к важным средствам развития самостоятельности нужно отнести музыкальные впечатления, которые дети получают во время праздников, развлечений, слушания радиопередач и просмотра телепередачи, детских мультфильмов и кинофильмов. С детьми необходимо слушать различные по стилям, жанрам музыкальные произведения. Не менее важно, чтобы постоянно звучали народные напевы и мелодии. Для этого рекомендуется широко использовать музыкальный фольклор. Такая эмоциональная насыщенность жизни ребенка положительно влияет на его музыкальное развитие, формирование потребностей слушать музыку, петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах. Педагог заботится о развитии самостоятельной музыкальной деятельности, используя различные приемы, исходя из конкретной ситуации возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Задачи музыкального воспитания в семье

   Обучения ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это от и отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье модно назвать также, что и в дошкольном учреждении, а именно:

  • обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызывать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
  • развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
  • способствовать общему развитию детей средствами музыки.

   Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

   Выбор музыкальных произведенных произведений, который ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, его общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Дети должны знать народную музыку. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, проникается народно – песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно почувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различать смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как взрослую, так написанную специально для детей.

   Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступны для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения с яркой мелодией, запоминающимся ритмом.

Для вас, родители!

   Наряду с физическим и умственным воспитанием ребенок в семье получает представление о красоте и приучается создавать красивое. Родители могут многое сделать в развитии у ребенка интереса к музыке, особенно те из них, которые умеют играть на музыкальных инструментах, хорошо знают различные сказки, песни.

   Почти в каждой семье есть магнитофон, телевизор и т.д. Все эти технические средства представляют широкие возможности для приобщения детей к прекрасному.

   Можно приобрести для прослушивания записи песен, которые собраны в комплекте из серии «Музыка для слушания в детском саду». В магазине можно приобрести диски с записями песенок, пьес, детских опер, сказок в исполнении выдающихся мастеров – инструменталистов, певцов, чтецов. Пусть их голоса звучат в вашем доме, пусть дети узнают, кто пишет музыку, запоминают имена композиторов – Глинки, Бетховена, Чайковского, Римского – Корсакова.

   Познакомьте  их с некоторыми музыкальными инструментами: фортепьяно, скрипкой, баяном, балалайкой – и научите различать их по звучанию.

   В детских садах постоянно устраиваются музыкальные праздники. Прекрасно это зрелище – дети поют, танцуют, читают стихи! Радостно светятся лица ребят и родителей. Пусть такие праздники чаще устраиваются дома.

Формирования ритмического чувства у детей

   Формированию ритмического чувства ребенка способствует сама жизнь, весь окружающий мир. Большую помощь в развитии ритмичности оказывают музыкальные занятия.

   Необходимо, чтобы и вы, родители, были в этом заинтересованы. Например, дети часто повторяют движения, которые они выучили на занятиях в детском саду. Если ребенок проявляет активность при восприятии музыки, не останавливайте его, а наоборот – поощряйте. Подскажите, как лучше выполнить то или иное движение.

   Дети часто смотрят детские передачи по телевидению. Попросите, чтобы они повторяли движения за детьми, которых они видят в передаче. Или пусть придумают к данной музыке свои движения.

   Чаще интересуйтесь у детей: что нового они выучили, какие новые танцы и песни знают и т.д.

Создание музыкальной среды дома

  • Больше слушайте с детьми хорошую музыку, сделав это занятие семейной традицией. Если взрослые любят и часто слушают музыку, то и для ребенка это постепенно станет потребностью.
  • В семье желательно иметь небольшую фонотеку.

   Домашний театр. Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки. Для музыкального сопровождения можно использовать магнитофонные записи, детские музыкальные инструменты.

   Развлечения с использованием музыки. Совместное пение ил пение взрослыми для ребенка, игры – забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры – театрализации («У медведя во бору», «Каравай»); слушание музыкальных композиций, сказок.

   Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской и творческой атмосферы, что немаловажно для укрепления семейных отношений.

   Создание домашнего оркестра. Для этого подойдут барабанчики, бубны, колокольчики, металлофон и др. Можно использовать деревянные или металлические ложки, детские погремушки, бутылки. Ёмкости наполнить крупой, мелкими камешками, песком; жестяные коробки разного размера превратить в барабанчики.

   Необходимо предоставлять больше возможности самому ребенку экспериментировать с разными предметами.

   С помощью таких простейших инструментов можно развивать у детей чувство ритма, предлагая выполнять элементарные упражнения: отстучать палочками, брусочками свое имя; ритм знакомых попевок: «Сорока, сорока, где была? Далеко!»

Советы родителям

   Семья может помощь детям полюбить и понять хорошую музыку, с ранний лет приобщая их к музыкальной культуре. Прежде всего необходимо создать такие условия, которые наилучшим образом формировали бы художественный вкус ребенка. Домашняя фонотека, личный пример, совместное слушание музыкальных сказок или детских пьес, радиопередач, посещение концертов, просмотр телепередач не только дадут возможность привлечь внимание ребенка к музыке, но и сблизят его с вами духовно, а эта близость, пожалуй, больше чем только родственная.

   Хорошо, чтобы в доме были детские музыкальные игрушки – тогда ребенок сможет самостоятельно музицировать, танцевать, петь, когда захочет. Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей дошкольника.

   Перечень музыкальных игрушек

  1. Колокольчики.
  2. Погремушки – грохотушки.
  3. Игрушки с фиксированной мелодией (органчик, музыкальная шкатулка, шарманка).
  4. Музыкальный волчок.
  5. Барабан, бубен.
  6. Дудочка.
  7. Металлофон.
  8. Детская гармошка.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"От умения слушать музыку к умению слушать друг друга"

Консультация предназначена как для педагогов ДОУ, так и для родителей...

Учимся слушать музыку. Авторское стихотворение "Музыка рождается в тиши"

Одна из важнейших задач, которую мы, музыкальные руководители и учителя музыки, ставим перед собой, это  задача -  научить ребёнка вслушиваться в звучащую музыку в тишине, не отвлекаясь, вос...

Консультация «Научите ребенка слушать музыку» Рекомендации к выбору репертуара классической музыки для слушания детьми дома.

   Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку....

Сборник методических рекомендаций по ознакомлению малыша с музыкой «Слушаем музыку вместе с малышом» (для родителей детей от 0 до 3 лет)

Данный сборник рекомендован для родителей (законных представителей). В сборнике представлен материалы: с какого возраста знакомить малышей с музыкой, какой музыкой, какая музыка подходит лучше малышу....

«Научите ребенка слушать музыку» Рекомендации к выбору репертуара классической музыки для слушания детьми дома

Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку....