Главные вкладки

    Развитие воображения и мышления
    учебно-методическое пособие (младшая группа) по теме

    Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения, которое формируется уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с которым связывают зарождение личности. Чтобы создать достаточно прочные основы для творческой деятельности ребёнка необходимо расширять его опыт, так как творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он узнал и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

    Для формирования устойчивых интересов должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствуют не только созданные определенным образом условия, но и включение воспитанников в совместную с взрослыми деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_voobrazheniya_i_myshleniya.docx26.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Развитие творческого воображения

             Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения, которое формируется уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с которым связывают зарождение личности. Чтобы создать достаточно прочные основы для творческой деятельности ребёнка необходимо расширять его опыт, так как творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он узнал и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

    Для формирования устойчивых интересов должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствуют не только созданные определенным образом условия, но и включение воспитанников в совместную с взрослыми деятельность.

             Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют "из головы". Именно этот вид воображения будет предметом нашего развития у детей. Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями, как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения – это развитие направленности воображения. Существует ряд психологических приёмов творческого воображения.

    Приёмы творческого воображения

    • Склеивание. Путём мысленного «склеивания» рождено множество героев легенд и мифов (дракон, русалка, кентавр, химера и др.). Тем же путём созданы такие интересные конструкции, как амфибия, экраноплан и др. Детям предлагается, соединяя элементы различных животных, составить из них живое существо с новыми необычными свойствами.
    • Аналогии. Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы, такие как облака, падающие тени, пятна краски, первые неумелые каракули малыша, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются в нашем мозгу со сходными реальными предметами. Используя их, наше воображение создаёт определённые соотношения и связи. Например, ребёнку нужно назвать как можно больше предметов, сходных с кораблём по каким – то существенным признакам. При решении этой задачи более результативен тот, кто способен систематизировать и классифицировать называемые предметы.
    • Преувеличение и преуменьшение. Рассказ, о каком – то событии, с преувеличением одного и преуменьшением другого.
    • Акцентирование. Умение подметить и выделить  главное (рассказать о самых характерных особенностях Деда Мороза, Бабы Яги и т.д.).
    • Типизация. Один из самых сложных приёмов творческого воображения, который используется в художественном творчестве (из цветной бумаги вырезать несколько снежинок и посмотреть, какая из них больше других похожа на настоящую).
    • Превращение незнакомого в знакомое. Этот приём включает в себя четыре операции:

    1) личное уподобление – отождествление себя самого, с каким – либо элементом проблемной ситуации (колесо от машины, веточка дерева и т.д.);

    2) прямая аналогия или поиски сходных процессов в других областях знаний;

    3) символическая аналогия или использование поэтических образов и метафор для формулирования задач;

    4) фантастическая аналогия, при которой проблема решается «как в волшебной сказке».

             Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приёмов работы со сказкой, которые может использовать педагог для развития воображения детей. Среди них «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

              Идеально, если сам ребенок захочет, и будет развивать свою фантазию и воображение.  Педагог может воспользоваться основными способами и приёмами развития фантазии и воображения, разработанными

    создателем Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - Г.С. Альтшуллером.

    Способы развития фантазии и воображения

    1. Сформировать мотивацию.
    2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.
    3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
    4. Влюбить ребенка в себя. На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнее слушаются.
    5. Собственным примером. Дети копируют поведение взрослых, стараются им подражать. Ведь педагог-наставник - авторитет для ребенка.
    6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике: в возрасте (6 - 8 лет) это – сказки, фантастические рассказы.
    7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: « А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?
    8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
    9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.
    10.  Обучить приёмам развития  воображения и фантазирования.

    Приемы развития фантазии и воображения.

              Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не  имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка – горят). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть не знают приёмов фантазирования. Знание приёмов фантазирования подводит детей к овладению "взрослыми" приёмами разрешения противоречий и решения изобретательских задач. Вот некоторые из  34 приёмов, предложенных Г.С. Альтшуллером.

    • Увеличение - уменьшение. Это самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик – с – пальчик, Гулливер, лилипуты. Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.
    • Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям.
    1.  Выбирают несколько произвольных объектов живой и неживой природы.
    2.  Формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новые свойства.
    3. Сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.
    • Оживший  рисунок. Вы получили замечательный дар, все, что вы нарисуете – оживает! Что бы вы нарисовали? Вымирающих животных? Новых животных и новые растения?
    • Превращение человека в любой объект. Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в дуб, розу, баобаб), в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш). Это богатейший материал для новых сказок. Но самое главное в этом приёме – это воспитание эмпатии – умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.
    • Антропоморфизм. Это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать) любых объектов – одушевлённых и неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ.
    • Придание объектам неживой природы необычайных свойств. Например, камень. Он светится, всегда тёплый (никогда не остывает!), можно руки греть в мороз, делает воду сладкой и целебной, а сам не растворяется. Камень впитывает болезни. Камень даёт бессмертие.
    • Оживление умерших животных, растений. Например:  Что было бы, если бы воскресли бронтозавры?
    • Изменение привычных отношений между героями сказок. Напомним такие ситуации: щука поёт колыбельную («Открывает щука рот»), «Серый волк ей, верно, служит», храбрый заяц, трусливый лев.
    • Дайте новое название картине. Ребёнку показывают много сюжетных картинок, открыток или репродукций известных художников и просят дать им новые названия. Сравните, кто назвал лучше: ребёнок или художник. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т.д.
    • Прием ускорение – замедление. Ускорять или замедлять можно скорость протекания любых процессов. Чтобы направить фантазию в этом направлении, задают вопросы типа: "Что будет, если", "Что произойдет, если".
    • Свободное фантазирование. У вас появилась машина времени! Вы в нее садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны, в ближнее и в дальнее будущее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.

             Совет творческому педагогу: для освоения приведенных приёмов надо самому придумать по несколько реализаций каждого приёма.

    1. Развитие творческого мышления

             Творческое мышление - это особый вид мышления, который свойственен творцам, однако его можно выработать и в обычном человеке (начиная с любого возраста) даже если он рационалист до мозга костей. Развитие творческих способностей тесно связано с формированием познавательной и эмоциональной сферы ребёнка. То есть, нужно чтобы у него была возможность как можно больше всего потрогать руками, увидеть глазами и услышать ушами, чем больше разнообразных эмоций он переживёт, тем лучше. Это тот опыт, который будет использовать его мозг в процессе творчества, и чем богаче этот опыт, тем больше вариантов всевозможных комбинаций можно построить.
            Кроме того, существуют и конкретные приёмы и методы творческого мышления, которым можно учить ребёнка.

                                Приёмы развития творческого мышления

    • Нахождение противоположностей. Возьмите любой предмет или явление и поищите в них противоположные свойства. Объедините то, что вы нашли, и вы можете открыть новые неожиданные свойства в банальных предметах и явлениях.
    • Приём переформулировки. Для этого ребёнок должен для начала научиться хорошо определять различные свойства и признаки предметов и явлений, а также уметь определять какие из них являются существенными, а какие нет.
                        Методы развития творческого мышления
    • Метод перекомбинирования довольно прост и заключается в том, что надо объединить несколько предметов таким образом, чтобы получить что-то принципиально новое. Также можно объединять свойства, признаки и характеристики. Усложняя задачу, можно изменять сразу несколько свойств, комбинировать идеи, образы и явления.
    • Метод аналогий, суть которого в том, что обобщаются некоторые свойства и признаки в одних предметах, а затем подобное ищется и в других.
    • Ассоциации применяются при установлении связи между разными понятиями или идеями. Самым сложным является установление такой связи между отдалёнными или вообще никоим образом не связанными между собой понятиями. Однако в большинстве случаев именно в процессе нахождения подобных связей человек делает открытие.
    • Метод разворота заключается в том, что бы перевернуть ситуацию на 180° и начать решать абсолютно противоположную данной ситуацию.
    • Метод матрёшки учит, что нужно искать более широкий принцип, по отношению к которому твоя проблема лишь частный случай.

             Практических приёмов творческого решения проблем довольно таки много, и для того, чтобы обучить им ребёнка педагогу необходимо самому их испробовать.

    Используемая литература:

    1. Гребенкина Л.К., Аджиева Е.М., Еремкина О.В. и др. Методика воспитательной работы: учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
    2. Дьяченко О. М. «Развитие воображения дошкольника», М. – 2008.
    3. Литвиненко С.В. Развитие познавательной активности детей предшкольного возраста.  Журнал научно-педагогической информации № 4. 2010. URL: http://www.paedagogia.ru/2010
    4. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании, / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2006.
    5. Савенков А. Метод в теории и на практике. Школьный психолог №4. 2004. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200400405
    6. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. Московский психологический журнал №10. 2012. URL: http://magazine.mospsy.ru/nomer10/s07.shtml
    7. Развитие творческого потенциала и творческого мышления у ребенка. URL:http://art.thelib.ru/children/education/razvitie_tvorcheskogo_potenciala_i_tvorcheskogo_mishleniya_u_rebenka.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры на развитие воображения и мышления

    "Волшебные кляксы" Для начала игры изготавливают несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начать...

    Влияние сказок на развитие творческого воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста

    В первой главе раскрываются теоретические основы развития воображения как психического процесса, особенности развития воображения старших дошкольников. Во второй главе описывается историческое и теоре...

    Программа по развитию творческого воображения, ассоциативного мышления, индивидуальности.

    Реализация данной программы предполагает использование групповых занятий по темам, предложенным в перспективном планировании...

    Практический материал по развитию мелкой моторики, мышления, внимания, восприятия, воображения, применяемый в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда МАДОУ «Детский сад №91 комбинированного вида» Кировского района г.Казани

    «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, ...

    Игры для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи, творческого мышления, воображения дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии

    Игры для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи, творческого мышления, воображения дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии...

    «Развитие воображения и творческого мышления старших дошкольников методами ТРИЗ »

    Ребенок старшего дошкольного возраста характеризуется расцветом фантазии, проявляется действенный мотив сделать что-то нужное для себя. Деятельность ребенка характеризует самостоятельность в выполнени...