Статья ПОЙМИ МЕНЯ, МАМА!
статья по теме

Ситникова Елена Викторовна

Статья для родителей. Была опубликована в журнале Дара Оренбург июдь-август 2010 №25 (4)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poymi_menya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЙМИ МЕНЯ, МАМА!

Вопросы читателей

Елена, не секрет, что среди психологических проблем, наиболее актуальные это проблемы эмоционального развития детей. Почему?

- Дело в том, что нагрузка на психику в современном мире несравнимо велика. В этом виноват и ритм нашей жизни, и обилие информации, и множество разнообразных событий. К тому же развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется должное внимание несмотря на активное реформирование системы дошкольного воспитания. А это не верно, ведь эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление.

А что же может быть источником переживаний и волнений для малыша?

- Факторами эмоциональных реакций может быть все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящее. До определенного времени ребенок не склонен отделять мир природы от мира людей : он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого его не пускают гулять.

Непосредственность поведения, живая игра чувств, яркость образов – это сила или слабость дошкольника?

- В возрасте 5-6 лет ребенок очень эмоционален. Дети непосредственно, активно выражают свои чувства, легко плачут, быстро успокаиваются, их настроение во многом зависит от обстоятельств. Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Ярко проявляются как симпатии, так и антипатии. Вместе с тем, по сравнению с более ранним возрастом, дети становятся заметно спокойнее, более уступчивыми и терпеливыми, что, однако, не исключает кратковременных выраженных состояний раздражения, недовольства, капризов и гнева и родители должны принимать это как должное.

Родители, которые стремятся любыми способами не допустить внешнего выражения отрицательных эмоций у детей, стыдят их за это, осуждают или даже наказывают, поступают отнюдь не лучшим образом. Суть не в том, чтобы одобрять эти эмоции, а в том, чтобы понимать их причины. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать – это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность малыша.

В каких случаях ребенку нужен психолог?

- Если плохое настроение не затягивается надолго – к примеру, на несколько дней – и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если он очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены, ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или просто рисует страшные сны. Или наблюдается жестокое отношение к куклам, которых обижают, мучают или наказывают это сигнал о неблагополучном эмоциональном состоянии и тогда уже нужна консультация психолога.

Елена, не секрет, что многие мамы и папы, стараются оградить ребенка от негативного воздействия окружающих и отрицательных переживаний, это правильно?

- Невозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Но слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению действий (например, сильный страх мешает ребенку прочитать стихотворение перед публикой), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, необходимо главным образом ориентироваться на положительное подкрепление деятельности дошкольника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности. С другой стороны, ориентация дошкольника только на получение положительных эмоций, связанных с успехами, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку (как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.

Наша задача, как взрослых, помочь ребенку разобраться с основными проблемами общения, больше внимания уделять в умении общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т.е. научить детей умению управлять своим поведением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа эмоционального развития дошкольников "Пойми меня"

Программа эмоционального развития "Пойми меня" предназначина для работы с детьми 5-7 лет с нарушением зрения. Данная программа адресованна педагогам психолагам дошкольных образовательных учреждений....

дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников«Пойми меня»

Представленный дидактический материал показывает привлекательность и доступность для детей мира человеческих эмоций, поможет детям осознать важность  понятий «воспитанность», «доброжелатель...

Психологический тренинг "Пойми меня"

Психологический тренинг для детей подготовительных групп...

Родительское собрание на тему "Пойми меня, мама..."

Целями родительского собрания являются: 1. Развивать интерес родителей к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.2. Формировать умение критично оценивать себя как ро...

Тренинг для родителей "Пойми меня"

Цель:  гармонизация детско-родительских отношений в семье и профилактика семейного неблагополучия....

Пойми меня (буклет)

За внешним непослушанием ребенка часто скрывается потребность в заботе и защите....

Памятка для родителей "Пойми меня, мама...."

Будьте терпеливы при общении с ним. В преодолении глухоты многое зависит от вас самих, вашей воли, упорства....