Программа эмоционального развития дошкольников "Пойми меня"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Программа эмоционального развития "Пойми меня" предназначина для работы с детьми 5-7 лет с нарушением зрения. Данная программа адресованна педагогам психолагам дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Пойми меня

Программа эмоционального развития детей.

 Автор-составитель И.Н.Данилова, педагог-психолог МБДОУ № 18

Программа   «Пойми меня» предназначена для  развития эмоционально - волевой сферы  детей  5-7 лет с нарушением зрения.  

 Данная программа, адресована педагогам - психологам дошкольных образовательных учреждений.

                                                                                     

                                                       Содержание

Пояснительная записка

Тематический план

Содержание программы

Ключевые слова

Список литературы  

 Приложение                                                                                    

4

7

9

15

16

17

                                           Пояснительная записка

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы, методики,  которые способствуют развитию у дошкольников любознательности, активности, формированию навыков самостоятельной деятельности.   На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как указывали Л.С. Выготский,  А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольника  является одно  из приоритетных и актуальных направлений работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения, что обусловлено Федеральными государственными требованиями.

Изучение и анализ специальной литературы показывает, что неразвитость эмоциональной сферы дошкольника приводит к нарушению психического здоровья ребёнка. С каждым годом у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждение, повышается уровень тревожности (личностной, эмоциональной), дети слабо распознают эмоции других людей, не могут произвольно проявить собственные эмоции.

Для ребенка с нарушенным зрением общение и эмоциональное развитие приобретает дополнительное значение, так как оно является  эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений   в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта. Одной из специфических закономерностей аномального развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у детей в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обусловливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира. Это негативно влияет на развитие  средств вербальной и невербальной выразительности, эмоциональности, и поэтому требует специальной коррекции. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется  способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное  состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

В связи с этим очень важно проводить систематическую работу по  развитию эмоциональной сферы  детей с нарушениями зрения. Как показывает практика, такую работу можно осуществлять через психологические, развивающие  занятия.

С этой целью была составлена  программа «Пойми меня» по развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения.

Цель программы:  ввести детей  в сложный мир человеческих эмоций, помочь им справиться  с переживаниями, негативными эмоциями.

Задачи программы:

-   формировать у детей умение выражать свои чувства  и  распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

- совершенствовать способность управлять своими чувствами  эмоциями;

- научить детей понимать собственное  эмоциональное состояние;

- способствовать компенсации и коррекции вторичных отклонений через развитие эмоциональной сферы детей с нарушением зрения.

Программа  направлена на то, чтобы помочь детям понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, освоить навыки конструктивного общения.

 Программа составлена для детей 5-7 лет с нарушением зрения. Расчитана34 часов, по  1 часа в неделю.  Каждое занятие длится 25-30 минут. Программа состоит из 4 разделов: 

«Трудное чувство «дружба»,

«Мои чувства»,

«Я – хозяин  своих чувств», 

«Сильный человек – это человек с сильной волей».

Структура занятий

 Занятия имеет постоянный  ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали это занятие от других. Для  занятий по это программе используется один ритуал приветствия для всех занятий.(Приложение 1).

Методы и приемы: мимические и пантомимические этюды, коммуникативные упражнения, игры – драматизации, упражнения на эмоции и эмоциональные контакт,  психогимнастика,  обратная связь.

В ходе занятий используются элементы сказкотерапии, арттерапии.

Ожидаемые результаты:

- у детей расширится круг осознаваемых эмоций

- снизится уровень тревожности,

- чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям,

- дети овладеют средствами конструктивно управлять собственными эмоциями,

- они начинают глубже понимать себя и других,

- становятся доброжелательными в общении со сверстниками и взрослыми.

                                           

                                 

   

                               Тематический план

Название разделов  и тем

Всего

Форма контроля

Практ.

Теоретич.

Раздел  1. Трудное чувство « дружба»

8

3

Диагностика эмоциональных состояний

1.1 Знакомство

1

1.2 Мое имя

1

1.3 Какой «Я»

1

1.4 Какой «ТЫ»

1

1.5 Что такое дружба?

1

1.6 Дружба это помощь

1

1.7 Кто такой  настоящий друг?

1

1.8 Какие чувства мешают дружить

1

1.9 Правила дружбы

1

1.10 Дружба

1

1.11 Мои друзья

1

2

Раздел 2. Мои чувства.

10

3

Обратная  связь

2.1 Робость

1

2.2 Радость

1

2.3 Удивление

1

2.4 Грусть

1

2.5 Как помочь грустному человеку

1

2.6 Страх

1

2.7 Как победить свой страх

1

2.8 Злость

1

2.9 Как помочь сердитому человеку

1

2.10 Стыд, вина

1

2.11 Отвращение, брезгливость

1

2.12 Как справиться с плохим настроением

1

2.13 Такое разное настроение

1

3

Раздел 3. Я – хозяин своих чувств

5

1

Моделирование ситуаций и нахождение выхода из затруднительных ситуаций.

3.1 Как стать уверенным в себе

1

3.2 Пойми меня

1

3.3 Играй со мной

1

3.4 Чем мы отличаемся друг от друга

1

3.5 Как добиться успеха

1

3.6 Что значит быть счастливым

1

4

Раздел 4. Сильный человек - это человек  с сильной волей

3

1

Диагностика эмоциональных состояний.

4.1 Сила человека – это сила его воли

1

4.2Сила воли – уметь терпеть

1

4.3 Твои поступки и чувства  других

1

4.4 Итоговое

1

Всего занятий:

26

8

                                                                                                                                                                   

                                                        Содержание

Раздел 1. Трудное чувство «дружба» (11ч)

Занятия этого раздела помогают ребенку преодолеть неуверенность в себе, учат отстаивать  свое мнение, помогают ребенку адекватно оценивать себя  и близких ему людей. Помочь ребенку разобраться в мире взаимоотношений  со сверстниками и взрослыми также является задачей  данного раздела, т.е. развитие коммуникативных способностей  детей. Дети учатся согласовывать свои действия с другими детьми, учатся организовывать дружеское общение. Знакомятся с нормами и правилами, способствующие тому, чтоб общение проходило без ссор.

Темы первого раздела  предполагают  оказание каждому ребенку  необходимой  помощи для преодоления  его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки. Все это поможет ребенку лучше понять других людей и самого себя.

1.1 Знакомство(1ч)

Дети знакомятся с основными правилами работы. Осваивают  адекватные навыки общения, и изменения своего настроения. Повышают интерес к себе и своему имени.

1.2 Мое  имя(1ч)

Дети различают индивидуальные особенности своей внешности (цвет волос, глаза, рос). Дети знакомятся со значением своего имени.. Через упражнение формируют чувства близости с другими детьми.

1.3 «Какой Я»(1ч)

Через упражнения дети закрепляют уверенность в себе, формируют адекватную самооценку. Закрепляют умение подчеркивать свою индивидуальные особенности. Дети рисуют себя в будущем. Диагностика  отношения к себе.  После того как рисунок будет нарисован,  все обсуждают, что же позволило детям добиться такого успеха.

1.4 «Какой ТЫ»(1ч)

Путем тактильного ощущения  дети  определяют, чьи ладошки «приходили в гости». Дети  отвечают на вопрос : «Какой ты и чем отличается от остальных».

1.5 Что такое дружба?(1ч)

Детям рассказывают сказку о цветке, которому  не удавалось подружиться. Познакомить детей с понятием «дружба».

1.6 «Дружба – это помощь»(1ч)

Формировать у детей представления о том, что важно в дружеских отношениях. Проговорить   какими качествами должен обладать друг.

1.7 Кто такой настоящий друг?

Познакомить с   внешние и внутренние качества дружбы. Дать  понятием,  кто такой «настоящий друг».  Формировать доброжелательное  отношение друг другу. 

1.8 Какие  чувства мешают дружить(1ч)

Дать представления о том, что такое дружба. Расширять элементарные представления о том, какими качествами должен обладать друг, и какие чувства мешают дружбе.

1.9 Правила дружбы(1ч)

Проговорить с детьми правила дружбы,  способствовать тому, чтобы общение протекало без ссор и конфликтов.

1.10 Дружба (1ч)

Способствовать формированию хороших отношений между детьми. Преодолеть замкнутость, скованность, двигательную расторможенность. Развивать навыки  общения и умение перевоплощаться.  Групповая социометрия.

1.11 Мои друзья(1ч)

Помочь понять, что вместе играть интереснее. Развивать добрые, теплые отношения между детьми, индивидуальную значимость каждого ребенка. Снять эмоциональную напряженность.  

Раздел 2.Мои чувства (13ч)

Темы данного раздела помогут развивать эмоциональный мир ребенка. Дети научатся  понимать эмоциональное состояние других людей, помогут понять причины возникновения эмоциональных состояний. Данный раздел познакомит детей с внешними выражениями разных эмоциональных состояний. На занятиях дети познакомятся с эмоциями радости, грусти, страха, удивление, злости. Они научатся понимать настроение других, понимать их позицию, знакомятся с названиями различных эмоциональных состояний.

Этот раздел предусматривает  знакомство старших дошкольников  с жестами и мимикой, на занятиях дети учатся  не только выражать свои эмоции так, чтоб они были ясны окружающим, но и понимать по внешним проявлениям, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек.

2.1Робость (1ч)

Познакомить  детей с чувством робости. Повышать у детей уверенность в себе. Развивать способность понимать свое эмоциональное состояние, и уметь его выразить.

2.2 Радость(1ч)      

Познакомить детей  с чувством радости. Помочь понять причины возникновения радости, умение определять их по внешним проявлениям. Выражать чувство радости в изобразительной деятельности.                                                                                                           

2.3 Удивление(1ч)

Знакомить с чувством удивления. Формировать у детей умение передавать эмоции художественными средствами.  Продолжать   распознавать различные эмоции по выражению лица.

          2.4 Грусть(1ч)

Знакомить с эмоциональным  состоянием  «грусть».  Рассмотреть фотографии с чувством грусть. Развитие умения  распознавать  данное эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми.

2.5 Как помочь грустному человеку(1ч)

Помочь  детям понять причины   грустного настроения.  Познакомить детей с приемами  оказания  помощи  грустному  человеку. Развивать способность детей к рефлексии.

2.6  Страх (1ч)

Познакомить с чувством страха, изучить выражения эмоциональных состояний в мимике. Помочь понять причины возникновения страха. Способствовать профилактики страхов у детей. Формировать  умение  детей находить конкретный выход из проблемной ситуации.

2.7 Как победить свой страх(1ч)

Продолжать развивать у детей  умение узнавать чувство страха по его проявлениям, умение справляться с чувством страха. Помогать детям, выражать чувство страха в рисунке.

2.8  Злость(1ч)

Рассказать  историю «Сердитый дедушка». С помощью упражнения «Мешочек злости»  снять напряжение, выплеснуть злость. Тренировать умение различать эмоции.

2.9  Как помочь сердитому человеку(1ч)

Познакомить  детей  с различными  проявлениями негативных эмоций. Проиграть «Историю про Ванечку и Танечку». Познакомить со  способам  избавления  от «сердиток».

2.10  Стыд, вина (1ч)

Знакомить  с чувством вины. Рассмотреть фотографии и картинки с изображением чувства вины.      Чтение рассказа Л.Н Толстого «Косточка». Помочь понять причины и внешне проявление изменения настроения.

2.11 Отвращение, брезгливость(1ч)

 Знакомить детей с чувством отвращения. Рассмотреть  фотографии и рисунки. Рассказать историю  «Соленый чай». С помощью упражнения «Мусор» отрабатывать мимические навыки, развивать выразительность движений.

2.12  Как справится с плохим настроением(1ч)

Формировать у  детей навыки управлять своим настроением, искать выход из трудных ситуаций. С помощью упражнения «Хоровод»  развивать чувство общности, выразительность движения, снятия напряжения.

2.13 Такое разное настроение(1ч)

Закреплять знание об основных эмоциональных состояниях: радость, грусть, удивление, страх. С помощью игры «Азбука настроения» развивать способность понимать и выражать с помощью движений и речи эмоциональное состояние.  Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них.

         Раздел3. Я  - хозяин своих эмоций (6 ч)

Темы настоящего раздела предполагают обучение ребенка управлять своими чувствами переживаниями. Для того, чтобы  быть успешным в делах, уметь общаться  с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что хотя ему многое пока не удается и его возможности ограничены, но они совершенствуются, развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня.

Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе складывалось у человека с самого раннего возраста. С этой целью педагог должен помочь ребенку постепенно осознать, что он во многом похож на других людей, но в то же время чем-то от них отличается.

3.1 Как стать уверенным в себе(1ч)

 Познакомить детей  способам уверенности в себе.  С помощью игры «Зайки и слоники» знакомить с разными способами невербального общения, дать возможность детям чувствовать себя сильными и смелыми.

3.2 Пойми меня(1ч)

 Знакомить детей со  способами общения. С помощью упражнения «Скажи без слов»   знакомить со  способами невербального общения. Через игру «Холодно - горячо»  формировать доверительные отношения друг к другу. Разыгрывание ситуаций, и выход из  затруднительных ситуаций.

3.3  Играй со мной(1ч)

Формировать  коммуникативные навыки через игру. С помощью  игры «Пересядьте все, кто…» способствовать  развитию взаимопонимания между детьми. Через   упражнение «Раскрась варежку» развивать умение выполнять задание вместе и договариваться друг с другом.

3.4  Чем мы отличаемся друг от друга(1ч)

Развивать коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу. Продолжать знакомить с отличительными особенностями других детей. Развивать положительную самооценку.

           3.5  Как добиться успеха(1ч)

  Формировать   чувства уверенности  в самом себе. С помощью  игры «Волшебный стул»  повысить  самооценку и  чувство уверенность в самом себе.  Развивать коммуникативные навыки и положительную самооценку.

3.6 Что значит быть счастливым(1ч)

 Знакомить детей   с эмоциональным состоянием  «счастья». Чтение сказки «Хочу быть счастливым» О.Хухлаевой. С помощью упражнения «Медитация на счастье» дети представляют себя – совершенно счастливыми..

Раздел 4.Сильный человек – это человек с сильной волей.(4ч)

   Занятия этого раздела знакомят детей с волевыми качествами  человека, дают понять, что каждый поступок вызывает чувства у других людей. Темы раздела поддерживают у детей искренность и непосредственность в собственных чувствах, учат проявлять эмоциональную отзывчивость.

4.1 Сила человека – это сила его воли(1ч)

 Дети познакомятся с понятием, что такое  волевое  качество человека. Рассказ сказки О.Хухлаевой «Сказка о двух братьях с сильной волей».  Научатся  передавать эмоции художественными средствами.

4.2 Сила воли – уметь терпеть(1ч)

Продолжать знакомить детей с  волевыми качествами человека. Через упражнение «Хочукалки» развивать умение детей владеть своими чувствами. С помощью игры «Я могу» способствовать развитию самоуважения у детей.  Создать положительного эмоционального фона для сплочения группы.

         4.3 Твои поступки и чувства других(1ч)

Помочь понять, что каждый поступок вызывает чувства других людей. Используя упражнение «4 вопроса – 4 рисунка» помочь детям выйти на разговор о значимых переживаниях.          

4.4  Итоговое(1ч)

Закреплять знания  об основных эмоциональных состояниях.  С помощью игры «Темныей и светлыей мешочек» дети определять те качества человека которые, мешают жить дружно как самому человеку, так и окружающими и те  которые, помогают дружить и жить в мире. Развивать умение    передавать  свое настроение художественными средствами. Диагностика эмоциональных состояний  через рисуночные методики.


                                                Ключевые слова

Агрессия

Вторичные дефекты (отклонения)  

Воля

Дружба детская

Общение

Коммуникация

Конфликт

Настроение

Релаксация

Рефлексия

Самооценка

Чувства

Эмоции                                          

Эмпатия

Список   литературы

1. Алябьева.Е.А. Психогимнастика в детском саду [текст]  /Е.А.Алябьева. – М.: ТЦ Сфера,2003. -88 с.

2. Бугуславская,Э.А Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [текст] / БугуславскаяЭ.А –М., Владос, 2006. – с.165

3.Данилина,Т.А. и др.В мире детских эмоций [текст]/Т.А.Данилина,В.Я.Зедгенидзе,Н.М.Степина.-М.:Айрис-пресс,2004.-160 с.

4.Князева.О.Л. Я-Ты-Мы.Программа социально-эмоционального развития дошкольников[ Текст ] /О.Л.Князева.-М:Мозайка-Синтез,                  2003.-168 с.

5.Крюкова,С.В. и др.Удивляюсь,злюсь,боюсь,хвастоюсь и радуюсь: Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста[Текст]/КлюковойС.В,СлободнякН.П.-М.: Генезис,2009.-208 с

6.Корнилова,И.Г. Игра и творчество в психокоррекции [Текст]/И.Г.Корнилова.- М.: Научная книга,2004.-168 с.

7.Лютова,Е.К и др.Шпаргалка для взрослых.: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми                                     [ Текст]/Е.К.Лютова, Г.Б.Монина.-М.:Генезис,2007.-192 с

8.Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет.: Психологические игры, упражнения, сказки[Текст ]/О.В.хухлаева.-М.:Генезис,2003.-176 с

9.Хухлаева,О.В. и др.Тропинка к своему Я:Как сохранить психологическое здоровье дошкольников[Текст ]/О.В.Хухлаева. О.Е.Хухлаев. И.М.Первушина.- М.:Генезис,2004.-175 с.

10.Чернецкая,Л.В.Психологические игры и тренинги в детском саду [Текст]/Л.В.Чернецкая.-Ростов- на-Дону:Феникс,2006.-128 с.

                                                 

                                                  Приложение 1.                                                                                                                                                            

Ритуал начало занятия «Доброе утро».

Дети сидят в кругу. И друг другу говорят приветствие: «Доброе утро,…(улыбнуться и кивнуть головой). Доброе утро,… (называют имена детей по кругу). Доброе утро, солнце (все поднимают руки вверх, затем отпускают). Доброе утро, небо (аналогичные движения руками). Доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают)».

В основной части занятия используется игры и упражнения на снятие зрительного напряжения и  гимнастика для глаз.

Окончание занятия – это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной  стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Для  окончания занятия по этой программе используется один и то же ритуал для всех занятий.

 Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Эмоциональное развитие детей 6-7 лет"

  Основная  цель программы– повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений    Представлен тематический план занятий на год. Все занятия п...

программа эмоционального развития "Страна чувств"

в помощь педагогам - психологам доу...

Программа эмоционального развития дошкольников

Программа эмоционального развития разработана и используется мной как факультатив. Сегодня вопрос эмоционального и социального благополучия стоит остро уже в дошкольном возрасте. С одной стороны, набл...

Программа « Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через коммуникативные игры»

Данная программа направлена на сохранение эмоционального здоровья,  рассчитана  на развитие личностного потенциала детей, их индивидуальности Ожидаемый результат представленной программ...

Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

данная программа будет полезна в работе как педагога-психолога ДОО, так и воспитателя...

программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста "Давайте жить дружно!"

программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста "Давайте жить дружно!"...