Программа « Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через коммуникативные игры»
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кондратьева Лилия Павловна

Данная программа направлена на сохранение эмоционального здоровья,  рассчитана  на развитие личностного потенциала детей, их индивидуальности

 

Ожидаемый результат представленной программы: отрегулирование  имеющихся  у детей таких состояний как: неуверенность, тревожность, страхи, которые препятствуют полноценному развитию личности. Дети научаться открытому проявлению эмоций различными социально - приемлемыми способами. А также у них сформируется потребность в общении со сверстниками и взрослыми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_na_sayt.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

 « Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через коммуникативные  игры»

Содержание

1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи программы
3. Теоретическое обоснование
4. Методики, использованные  в исследовании                                                         5. Организационные условия проведения занятий
6. Учебно - тематический план занятий
7.Список литературы.
Приложения

1. Пояснительная записка.

Актуальность написания программы

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           В современном обществе родители чаще заботятся о физическом, познавательном развитии, а эмоционально-волевое становление кажется им не столь важным. В то же время развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста - одна из важнейших составных частей его психического развития. Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте давно признаны психологами важной проблемой.

            По мнению А. Валлона, эмоции в генезисе психической жизни проявляются раньше всего: «Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям. Именно эмоции объединят ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы «переливание» одного в другое».         

А. Фрейд отмечала, что настроение матери, ее эмоциональное отношение к ребенку оказывает на него решающее влияние: «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери, и что ею оживленнее всего приветствуется». Собственно эмоциональное развитие ребенка осуществляется под прямым «давлением» эмоциональности матери.

Л.С. Выготский считал, что влияние среды меняется в процессе развития ребенка, определяясь его переживаниями. Он ввел понятие «ключевое переживание» - комплекс осознаваемых и неосознаваемых ребенком отношений с важными элементами окружающей среды.

 Д.Б. Эльконин подчеркивал важность эмоционально-положительного фона вокруг ребенка как фактора благополучного психического и физического развития.

 Принцип, «единства интеллекта и аффекта» обоснован в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Ж. Пиаже, рассматривая «детский эгоцентризм» как особую познавательную позицию, характеризующуюся зависимостью мышления ребенка от непосредственных впечатлений, считал, что он («эгоцентризм») сохраняется вплоть до начала систематического обучения. Д.Б. Эльконин полагал, что децентрация мышления ребенка осуществляется постепенно, а пик этого процесса приходится на возраст 7 лет.

Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды. Имеются данные Е.И. Ликиной (1999 г.), что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с преобладанием положительных эмоций и ниже - с преобладанием отрицательных. Е.И. Ликина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития.

Данная программа направлена на сохранение эмоционального здоровья,  рассчитана  на развитие личностного потенциала детей, их индивидуальности

Ожидаемый результат представленной программы: отрегулирование  имеющихся  у детей таких состояний как: неуверенность, тревожность, страхи, которые препятствуют полноценному развитию личности. Дети научаться открытому проявлению эмоций различными социально - приемлемыми способами. А также у них сформируется потребность в общении со сверстниками и взрослыми.

2. Цели и задачи программы

Цель программы:  развитие у дошкольников навыков осознания и вербального выражения собственных эмоциональных состояний,  умение понимать эмоциональные состояния окружающих, тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Задачи программы: 

  • Развивать представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать.
  • Развивать умение вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание.
  • Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
  • Перенести полученные этические представления, которые дети приобретут во время игр, упражнений в жизнь и деятельность.
  • Совершенствовать у детей умение жалеть, защищать, помогать и поддерживать доброжелательную атмосферу в группе.

Для успешного решения этих задач придерживаюсь следующих принципов:

  1. Систематичность.
  2. Психологический комфорт.
  3. Смысловое отношение к миру.
  4. Наглядность.
  5. Доступность.
  6. Непрерывность.

Данная программа поможет детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожное состояние, страхи, которые препятствуют полноценному развитию личности. Дети научаться открытому проявлению эмоций различными социально - приемлемыми способами. А также у них сформируется потребность в общении со сверстниками и взрослыми.

3.Теоретическое обоснование

Эмоции: определение и основные теории

Термин «эмоция» является производным от латинского emoveo - потрясаю, волную. В психологии эмоции понимаются как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.

Ученые дают разные определения эмоций, по мнению физиолога П.В. Симонова, большинство из них абстрактно-описательные. Это отмечают и психологи.          

 Б.И. Додонов пишет, что «термины, обозначающие психические явления, обычно называемые эмоциями, не имеют строгого значения, и среди психологов до сих пор идут дискуссии на тему «что значит что»». Сам автор использовал понятие «эмоция» в широком смысле, включающем и чувства.

У. Джемс полагал, что «эмоция есть стремление к чувствованиям», в то же время «как чисто внутренние душевные состояния, эмоции совершенно не поддаются описанию... Мы можем только описать их отношение к вызывающим их объектам и реакции, сопровождающие их».

П.К. Анохин, определяя эмоцию, пишет: «Эмоции - физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения».

С.Л. Рубинштейн в понимании сущности эмоций исходил из того, что в отличие от восприятия, которое отражает содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.

Многими авторами эмоции связываются именно с переживаниями. М.С. Лебединский и В.Н. Мясищев так пишут об эмоциях: «Эмоции - одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности. Эмоции представляют интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека».

 Г.А. Фортунатов (1976) называет эмоциями только конкретные формы переживания чувств.

         П.А. Рудик (1976), давая определение эмоциям, отождествляет переживание и отношение: «Эмоциями называются психические процессы, содержанием которых является переживание, отношение человека к тем или иным явлениям окружающей действительности».

По Р.С. Немову, эмоции - это «элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей» (1994). Несмотря на разные слова, используемые психологами для определения эмоций, суть их проявляется либо в одном слове - переживание, либо в двух - переживание отношения.

Таким образом, чаще всего эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему - или кому-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.).

4. Методы отслеживания эффективности программы.

Работа с детьми

1. Адаптивная методика Е. В. Кучеровой «Проективные рассказы»

2.Тест «Рисунок семьи»

3.Методика «Семья в образах животных»

4.Проективный тест «Дом – дерево – человек»

5. Тест «Несуществующее животное»

6. Автопортрет

7.Кинетический рисунок семьи

8.Методика «Неоконченные предложения»

9. Графическая методика «Кактус»

10.Тест «Два домика»

11.  Тест «Страхи в домиках»

12.Методика «Паровозик»

13.Методика игры «Секрет»

14.Игровой проективный тест «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине)

Работа с родителями

Главной задачей добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру, интерес к вопросам воспитания.

1.Тест «Продолжи фразу».

2. Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребёнка»
3.Тестирование «Какой вы родитель?».

4. Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову
5.Консультации «

6.Памятка «Десять заповедей родителей»

7.Советы для родителей «Минуты нежности»

Работа с педагогами

Содержание работы в данном направлении заключается в оказании информационной и психологической помощи педагогам. Задачи, которые решаются при этом:

Ориентация педагогов в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития обычных детей и детей с интеллектуальной недостаточностью.

Обучение адекватным способам взаимодействия с детьми, навыкам конструктивного взаимодействия.

Помощь в создании условий, способствующих повышению психологического комфорта в группе.

Формы работы педагога-психолога с педагогами: групповые и индивидуальные консультации, мини-лекции, семинары-практикумы, мастер-классы, участие в методических объединениях педагогов, воспитателей.

5. Организационные условия проведения занятий

Система работы по эмоциональному состоянию состоит из 22 занятий.

Для проведения занятий, используется время, когда дети находятся в хорошем настроении, не перевозбуждены и не утомлены.

Длительность занятия составляет не более 30 минут и проводятся 1 раз в неделю.

Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на полу.

Предварительно формируется группа детей, количество детей в этой группе не должно превышать 6 человек.

Можно использовать данную программу для профилактики, тогда количество детей в группе можно увеличить до 8-10 человек.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:

  •  Развивающие игры (игры драматизации, сюжетно – ролевые, игры на развитие навыков общения);
  • сочинение историй;
  • беседы;
  • упражнения (подражательно - исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
  • мини – конкурсы, игры соревнования;
  • рассказ психолога и рассказы детей;
  • слушание музыки;
  • рисование;
  • рассматривание рисунков и фотографий.

В начале и конце занятия используется какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей.

6. Учебно - тематический план занятий

№ п/п

Темы занятий

Время проведения

1

«Знакомьтесь – это Я»

Первая неделя октября

2

«Автопортрет»

Вторая неделя октября

3

«Мой внутренний мир»

Третья неделя октября

4

«Я-сам и Я-другие»

Четвертая неделя октября

5

«Мы так похожи»

Вторая неделя ноября

6

«Мы такие разные»

Третья неделя ноября

7

«Язык жестов и движений»

Четвёртая неделя ноября

8

«Давайте жить дружно»

Первая неделя декабря

9

«Мальчики и девочки»

Вторая неделя декабря

10

Я и мои эмоции»

Третья неделя декабря

11

«Интерес»

Четвертая неделя декабря

12

 «Радость»

Третья неделя января

13

«Удивление»

Четвёртая неделя января

14

«Горе»

Первая неделя февраля

15

«Доброта»

Вторая неделя февраля

16

«Жадность»

Третья неделя февраля

17

«Страх»

Четвёртая неделя февраля

18

«Благодарность»

Первая неделя марта

19

«Я и моя семья»

Вторая неделя марта

20

 «Правила домашнего этикета»

Третья неделя марта

21

«Путешествие в сказку»

Четвёртая неделя марта

22

«Я знаю, я умею, я могу»

Первая неделя апреля

7.Список литературы.

1.Савельев Н. Настольная книга педагога – психолога детского образовательного учреждения - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 576с.

2.Котова Е.В. В мире друзей : Программа эмоционально- личностного развития детей.-М.: ТЦ Сфера, 2007.-80 с.

3.Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей.- М.: Генезис, 2012.-169с.

4.Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2005 – 56с.

5.Гарбузов В. Нервные и трудные дети. – М.: АСТ; СПб:Астрель –СПб, 2007. -351с.

6.Пазухина И.А. Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010. 272 с.

7. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982.

8. Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание,№ 7, 1990.

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.

10. Эльконин Д.Б.Психология игры. – М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

В стремительно меняющемся мире, где наблюдается обострение всех противоречий, дети особо остро испытывают потребность в ощущении эмоционального комфорта, в самовыражении и реализации творческих способ...

Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности

В презентации представлен опыт работы музыкального руководителя МБДОУ № 30 Соколовой Е.А. по развитию творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музы...

"Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность"

Дошкольный возраст — благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей...