ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
материал по теме

Положение регламентирует деятельность логопедической группы МБДОУ № 74

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_logopedicheskoy_gruppe.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                                                 Утверждаю.

Председатель ПК МДОУ № 74                                   Заведующая МДОУ № 74

________________Батари Н.П.                                   ___________Галат Е.Е.

«23» мая 2013г.                                                             « 23» мая  2013г.

Согласовано

Педагогическим советом

Протокол № 4 от 23.05.2013г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ   ГРУППЕ

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения города Мурманска

детского сада комбинированного вида № 74

        

1. Общие положения.

 

1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  г. Мурманска детского сада комбинированного вида № 74 (далее МБДОУ) в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ.

1.2. Логопедическая группа в своей деятельности руководствуется Законом «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи, утвержденным Министерством просвещения СССР от 25.05.1970 г. и согласованным Министерством здравоохранения СССР; Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства РФ от      12.03.1997 г. № 288; Типовым положением «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», письмом Министерства образования РФ от 16.01.2002 г. № 03-51 ин /23 -03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях», Уставом МБДОУ.

1.3. Логопедическая группа может создаваться в МБДОУ при наличии соответствующей материально- технической  и кадровой базы.

1.4.  Открытие,  дальнейшее функционирование и закрытие логопедических групп  при МБДОУ осуществляется на основании приказа комитета по образованию администрации города Мурманска.

1.5. Цель организации логопедической группы в МБДОУ – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

1.6. Основные задачи логопедической группы в МБДОУ: 

– коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;

– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

– активизация познавательной деятельности детей;

– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей  (законных представителей).

2. Организация логопедической работы

2.1. Содержание образования в логопедической группе определяется «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»  Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, а также индивидуальными коррекционными программами, составленными на каждого ребенка.

2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:

- общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР);

2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения полученного по результатам обследования ПМПК и рекомендаций о профиле соответствующего обучения.

2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.

2.5  Логопедическая группа функционирует 5 дней в неделю. Учебный период - с 01.09. по 30.06. текущего года.

2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2 года.

2.6. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:

- недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;

- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;

- грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;

- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;

- заикание;

- задержку психического развития;

- фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте ДОУ;

- заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.

2.7. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.

2.8. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. 

2.9. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

2.10. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся  с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

2.11. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

2.12. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух-трех раз в неделю:

-  с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;

- с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.

2.13. Подгрупповые занятия проводятся по сетке занятий по возрастам и периодам.

2.14. Продолжительность группового логопедического занятия: 

- в старшей группе - 20-25 минут;

- в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

2.15. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком. 

2.16. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые и индивидуальные занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда

2.17. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется ПМПК образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

2.18. В случаях необходимости уточнения заключения или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в районную ПМПК. 

2.19. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий дошкольным образовательным учреждением. 

3. Руководство логопедической группой

3.1. Непосредственное руководство логопедической группой осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.

3.2. Заведующий МБДОУ:

- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;

- подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.

- обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой

3.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам, координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов осуществляет городской методист по коррекционной работе.

3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.

 

4. Участники образовательного процесса  логопедической группы

 

Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения речи, их родители (законные представители), педагоги и  специалисты МБДОУ.

4.1.  Родители (законные представители):

-имеют право защищать законные права и интересы ребенка;

-принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом,

-знакомятся с характером коррекционных методов обучения детей;

-принимают активное участие по преодолению речевых недостатков.

4.2.   Педагоги МБДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции речевых нарушений у детей, консультируют родителей (законные представители) по вопросам развития речи.

4.2.1. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы:

- обследует речь детей младшей, средней, старшей групп дошкольного образовательного учреждения;

-  комплектует подгруппы детей для занятий;

- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;

- готовит документы для обследования детей в ПМПК с целью определения в специальные группы;

- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;

- представляет администрации дошкольного образовательного учреждения  ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;

- поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений,

с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и ПМПК;

- информирует педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедической группы;

- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;

- участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов и методического объединения дошкольного образовательного учреждения;

- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

4.2.2. Воспитатель логопедической группы:

-закрепляет приобретенные навыки;

-отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей;

-планирует и организует общеобразовательные занятия.

 Не рекомендуется менять воспитателей в логопедической группе. Смена воспитателей приводит к снижению качества коррекционной работы, создает дополнительные трудности в работе логопеда.

4.2.3. Музыкальный руководитель:

-развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое дыхание, музыкально-ритмические движения;

-участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;

-стимулирует  познавательные процессы через утренники, досуг.

 

5. Документация учителя-логопеда.

 

1. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений.

2.  Список детей логопедической группы с заключением ПМПК.

3.  Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

4. План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы логопеда.

5.  Перспективный план коррекционной работы с детьми.

6.  Рабочие планы подгрупповых и индивидуальных занятий.

7.  Индивидуальные тетради для домашних занятий и взаимосвязи с родителями.

8. Журнал учета  посещаемости логопедических занятий детьми.

9.  Отчет о результатах проведенной работы за год.

10. Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда, утвержденная руководителем МБДОУ.

11.Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения (протоколы МПК).

12. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем МБДОУ.

 

6.  Материально-техническое обеспечение логопедической группы.

 

6.1. Логопедический кабинет размещается в помещении МБДОУ.

6.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

6.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.

6.4. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) используются разовые медицинские проспиртованные салфетки. К использованию разрешены также разовые индивидуальные шпатели.

6.5.Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию МБДОУ.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о логопедической группе

Положение о логопедической группе...

Положение о логопедическом кабинете ДОУ.

Положение о логопедическм кабинете ДОУ...

Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возрастав образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

Положение о логопедической группе

Положение о логопедической группе...

Положение о логопедическом кабинете

Положение о логопедическом кабинете...

Проект примерного положения о логопедическом пункте в соответствии с ФГОС.

Положение разработано для логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС. Содержит само положение и 14 приложений к нему....

Положение о логопедической группе

Данное положение может быть рекомендовано учителям-логопедам, администрации ДОУ....