Положение о логопедической группе
методическая разработка

Юсова Лариса Алексеевна

Данное положение может быть рекомендовано учителям-логопедам, администрации ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_logopedicheskoy_gruppe_2016.doc292.5 КБ

Предварительный просмотр:


C:\Users\Пользователь\Desktop\положение 001.jpg

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы Муниципального  образовательного учреждения  Красносельской средней  школы  дошкольной ступени образования в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ.

1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности
логопедической группы МОУ  КСШ  дошкольной ступени образования,
в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,Типовым положением  о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи, утвержденным Министерством просвещения СССР от 25.05.1970 г. и согласованным Министерством здравоохранения СССР;  СанПиН2.4.1.3049-13,  Уставом организации, положением дошкольных групп « О нормативно-правовой организации логопедического сопровождения».

1.3. Логопедическая группа создается в МОУ  КСШ  дошкольной
ступени образования  при наличии соответствующих  условий для функционирования (наличие материально-технической и кадровой базы).

1.4.  Открытие, функционирование и закрытие логопедической  группы  при дошкольных группах , осуществляется по заключению Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, на основании приказа Начальника отдела образования администрации  Новоспасского района   Ульяновской области.

1.5. Цель организации логопедической группы в дошкольных группах – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.





1.6. Основные задачи логопедической группы в дошкольных группах: 

– коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;

– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

– активизация познавательной деятельности детей;

– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей  (законных представителей).

                              2. Организация логопедической работы
2.1. Содержание образования в логопедической группе определяется «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»  Н. В. Нищевой  и «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематическое недоразвития у детей»   Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:
- общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) - в возрасте 5-6 лет (старшая) и 6-7 лет (подготовительная);

- фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).

2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения полученного по результатам обследования ЦПМПК и рекомендаций о профиле соответствующего обучения.

2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.

2.5  Логопедическая группа функционирует 5 дней в неделю. Учебный период - с 01.09. по 30.05. текущего года.

2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с  5 лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2 года. Предельная наполняемость логопедической группы в соответствии с СанПином – не более 10 человек.

2.6. В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста. Срок коррекционно-развивающей работы один - два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.

2.7. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:

- недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;

- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;

- грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;

- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;

- заикание;

- задержку психического развития;

- фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольных групп;

- заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.

2.8. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.

2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. 

2.10. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

2.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся  с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

2.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух-трех раз в неделю:

-  с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;

- с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.

2.14. Подгрупповые занятия проводятся по сетке занятий по возрастам и периодам.

2.15. Продолжительность группового логопедического занятия: 

- в старшей группе - 20-25 минут;

- в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

2.16. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.

2.17. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.

2.18. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые и индивидуальные занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда

2.19. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется ПМПК образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

2.20. В случаях необходимости уточнения заключения или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в районную ПМПК. 

2.21. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий дошкольным образовательным учреждением. 

3. Руководство логопедической группой

3.1. Непосредственное руководство логопедической группой осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.

3.2. Директор школы, зам.директора по УВР:

- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;

- обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой

3.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам, координацию работы районного методического объединения учителей-логопедов осуществляет районный методист по коррекционной работе. 

3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на районном методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.


4. Права и обязанности учителя-логопеда
 

4.1. В штат муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.

4.2. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».

4.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.

4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.

4.6. Учитель-логопед:

- обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;

- обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка;

- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;

- готовит документы для обследования детей в психолого-медико-педагогической консультации с целью определения в специальные группы;

- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;




- представляет администрации дошкольного образовательного учреждения ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;

- поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;

- информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедической группы;

- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;

- участвует в работе районного методического объединения учителей-логопедов и методического объединения муниципального дошкольного образовательного учреждения;

- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

4.7. Учитель-логопед логопедической группы дошкольного образовательного учреждения пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска 56 календарных дней, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.

4.8. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в логопедической группе муниципального дошкольного образовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа для консультативной работы).






5.
Участники образовательного процесса  логопедической группы

Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения речи, их родители (законные представители), педагоги и  специалисты дошкольных групп.

4.1.  Родители (законные представители):

-имеют право защищать законные права и интересы ребенка;

-принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом,

-знакомятся с характером коррекционных методов обучения детей;

-принимают активное участие по преодолению речевых недостатков.

4.2.   Педагоги дошкольных групп интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностики и коррекции речевых нарушений у детей, консультируют родителей (законные представители) по вопросам развития речи.

4.2.1. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы.
(см. раздел №4  «Права и обязанности учителя-логопеда»)

4.2.2. Воспитатель логопедической группы:

-закрепляет приобретенные навыки;

-отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей;

-планирует и организует общеобразовательные занятия.

4.2.3. Педагог-психолог:

-оказывает консультативную помощь родителям и специалистам дошкольных групп, принимающим  участие в воспитании и обучении ребенка;

-внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы  с детьми, имеющими недоразвитие речи.

4.2.4. Музыкальный руководитель:

-развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое дыхание, музыкально-ритмические движения;

-участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;

-стимулирует  познавательные процессы через утренники, досуг.




                            6. Документация
 учителя-логопеда.

1. Речевая карта на каждого ребенка.

2.  Список детей логопедической группы с заключением ПМПК.

3.  Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

4. План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы логопеда.

5.  Перспективный план коррекционной работы с детьми (ОНР и ФФН)

6.  Индивидуальные тетради для домашних занятий и взаимосвязи с родителями.

7. Журнал учета  посещаемости логопедических занятий детьми.

8.  Отчет о результатах проведенной работы за год.

9. Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда, утвержденная руководителем организации.

10.Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения.

11. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем организации.

7.  Материально-техническое обеспечение логопедической группы.

6.1. Логопедический кабинет размещается в помещении организации.
6.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

6.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.

6.4.Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.

6.5.Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию.
6.6. Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 15-20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
(Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98. № 20-58-07ин/20-4)
(«Об учителях-логопедах и педагогах психологах учреждений образования.»)

6.7. Воспитателям, младшим воспитателям (помощникам воспитателей) работающим в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 15-20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о логопедической группе

Положение о логопедической группе...

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Положение регламентирует деятельность логопедической группы МБДОУ № 74...

Положение о логопедическом кабинете ДОУ.

Положение о логопедическм кабинете ДОУ...

Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возрастав образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

Положение о логопедической группе

Положение о логопедической группе...

Положение о логопедическом кабинете

Положение о логопедическом кабинете...

Проект примерного положения о логопедическом пункте в соответствии с ФГОС.

Положение разработано для логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС. Содержит само положение и 14 приложений к нему....