Семинар-практикум для родителей по теме «Дизартрия».
консультация по теме

Зинченко Светлана Ивановна

Лекция о дизартрии, с одновременной демонстрацией слайдов, даст родителям полное представление о симптоматике дизартрии и комплексном подходе к устранению этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация100.56 КБ
Microsoft Office document icon Лекция39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИЗАРТРИЯ Подготовила учитель-логопед: Зинченко Светлана Ивановна

Слайд 3

Речевой звук Определенный импульс посылаемый из зоны Брока . Передача этого импульса по нервам к органам и его трансформация в определенную команду. Сложная работа дыхательного аппарата. Сложная работа произносительных органов.

Слайд 4

Дизартрия - это нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата. У детей с дизартрией: Нарушается подвижность речевой и мимической моторики. Нарушается звукопроизношение Нарушается темп речи Нарушается дыхание

Слайд 5

Причины дизартрии В период внутриутробного развития В период родов В раннем возрасте различные заболевания мамы гипоксия плода во время беременности прием медикаментов токсикозы II половины беременности недоношенность затяжные или стремительные роды недлительная асфиксия (удушье) инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит менингоэнцефалит

Слайд 6

Дизартрия Физиотерапевтические процедуры Общеукрепляющая терапия Логопедическая работа Медикаментозное лечение Массаж



Предварительный просмотр:

Дизартрия и всё о ней.

Сегодня наша беседа будет посвящена дизартрии.

1 слайд.

Речь — вид деятельности головного мозга. В коре головного мозга за речь отвечают три центра.

Речевой процесс – это круговой процесс. Речевой круг (непрерывный замкнутый цикл) образуют три мозговых речевых центра, функционирующих по-разному:

Центр Брока - голосовой центр, отвечает за работу мышц и связок, участвующих в речи т.е. управляет всей речевой мускулатурой.

Центр Вернике - слуховой центр, распознает собственную речь и речь окружающих.

Ассоциативный центр - анализирует, что было сказано и принимает решение, о чем говорить дальше.

   Слаженная работа этих центров формирует так называемый речевой круг: Голосовой центр позволяет нам сказать фразу и одновременно активизирует центр слуха. Слуховой центр воспринимает речь и дает команду ассоциативному центру: «Думай!». А тот, подумав, активизирует голосовой центр. И так далее.

Разрыв речевого круга в любой точке разрушает речевой процесс.

Для существования речевого круга и длительного речевого процесса необходимо, чтоб все три речевых центра работали синхронно, а с другой стороны эти три центра имеют разную биологическую мощность и, соответственно, развиваются не одновременно, а последовательно.

1. Ребенок рождается, и уже в первые месяцы его жизни появляется детский лепет. т.е. первым формируется наиболее мощный центр Брока.

2. Еще через несколько месяцев ребенок начинает из общего хаоса звуков выделять и распознавать слова, которые являются жизненно важными для него, например слово “мама” и т.д. т.е. вторым формируется слуховой центр Вернике, который "распознает" слова.

3. И только к 2 годам у ребенка формируется наиболее хрупкий ассоциативный центр. Его развитие обусловлено воспитанием, культурологическими особенностями и т.д. Именно в это время ребенок начинает говорить фразами.

В норме ребенок к 2-3 годам учится синхронизировать речевые центры.

Но иногда этот процесс может нарушаться…

2 слайд

Подробнее остановимся на произносительном аспекте:

Для того чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, необходимо

следующее:

  • определенный импульс, посылаемый из моторного центра речи — из зоны Брока.
  • необходима передача этого импульса по нервам к органам и его трансформация в определенную команду.
  • необходима сложная работа дыхательного аппарата (легких, бронхов и трахеи), а также диафрагмы и всей грудной клетки, так как без воздушной струи, создаваемой дыханием, нормально не могут быть образованы звуки речи;
  • необходима сложная работа тех органов, которые принято называть произносительными органами в узком смысле слова, т. е. голосовых связок, языка, губ, нёбной занавески, стенок глотки и определенные движения нижней челюсти.

   Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.

Что же происходит при дизартрии?

Речевой центр мозга, известный как обонятельное поле Брока, через нервную систему посылает импульсы всем мышцам и органам, которые участвуют в речевом процессе (языку, губам, неба, глотки, дыхательного аппарата), но вследствии органического поражения ЦНС путь прохождения этих импульсов.

3 слайд

  • У детей с дизартрией нарушается подвижность речевой и мимической

моторики. Очень часто наблюдается слабость (вялость) или наоборот спастичность (напряженность) артикуляционной мускулатуры. Из-за этого темп выполнения артикуляционных движений, которые совершает наш язык заметно снижается, наблюдается неточность выполнения, снижена амплитуда артикуляционных движений. Многие дети слабо ощущают положение языка, губ с трудом находят направление их движений, необходимых для произнесения звуков.

  • Отсюда и нарушение звукопроизношения. Речь ребенка с дизартрией

становится нечеткой, смазанной. Складывается такое ощущение, что речь как акварельные краски, расплылись по бумаге.

Кроме нарушения звукопроизношения у детей  с дизартрией страдает голос: он может быть тихим, слабым, а иногда наоборот хриплым, резким, напряженным, чрезмерно громким. У части детей даже появляется фальцет (высокий, напряженный и визжащий).

  • Страдает дыхание: ритм дыхания нарушен, отмечается слабость речевого

дыхания, дыхание носит поверхностный характер. Вследствие этого речь теряет свою плавность.

  • Страдает темп речи: который может быть ускоренным или наоборот

замедленным.

Точное определение дизартрии звучит так:

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата.

4 слайд

Дизартрия  - это диагноз, в основе которого лежит органическое поражение ЦНС, которое могло возникнуть вследствии различных причин в период внутриутробного развития, во время родов, а так же в постнатальном (послеродовом) периоде.

Например:

 - различные заболевания перенесенный мамой во время беременности (в том числе и обычное ОРЗ)

 - гипоксия плода во время беременности.

 - прием медикаментов

 - токсикозы второй половины беременности

В период родов (недонность, затяжные или стремительные роды вызывающие кровоизлияния в мозг младенца), недлительная асфиксия (удушье) – это тот случай когда ребенок закричал не сразу.

В раннем возрасте: инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит).

5 слайд

Мы так подробно останавливаемся на симптоматике дизартрии для того, чтобы Вы поняли, что на 100% скорректировать дизартрию одними логопедическими и педагогическими методами невозможно.

Подход к устранению дизартрии должен быть комплексным и включать в себя:

  • медикаментозное лечение, направленное на восстановление функций ЦНС;
  • массаж, и физиотерапевтические процедуры цель которых -  нормализация тонуса язычной и мимической мускулатуры;
  • логопедическую работу: которая включает в себя артикуляционную

гимнастику необходимую для тренировки и развития подвижности органов артикуляционного аппарата; формирование необходимых укладов нужных для произнесения того или иного звука; работу над дыханием; развитие грамматического строя речи; формирование полноценной связной речи.

  • общеукрепляющую терапию, которая заключается в приеме

витаминизированных препаратов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Сценарий семинара-практикума с педагогами ДОО на тему: Родительское собрание: “Права и обязанности родителей по воспитанию детей”

Родительское собрание является традиционной формой взаимодействия с семьями воспитанников ДОО. Возможно, поэтому многие педагоги относятся к нему как к рядовому мероприятию. Между тем от уровня подгот...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ /Работа с родителями/ ТЕМА: «Проблема адаптации ребенка в детском саду»

способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно справляться с проблемными ситуациями в процессе адаптации ...

Сценарий семинара-практикума с участием родителей на тему: «Сказка как источник развития речи, творчества детей и взрослых» с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО)

Данное образовательное мероприятие с родителями разработано с использованием образовательной технологии активных методов обучения (АМО), что делает мероприятие интереснее, а родителей активными участн...

Семинар- практикум (совместно с родителями) в подготовительной группе. Тема:"Поиграем вместе"

Цель: привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взросл...

семинар-практикум Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»

Цель семинара: обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора...