Программа подготовки кандидатов в замещающие родители "Мы вместе".
рабочая программа на тему

Кочевцева Ольга Алексеевна

Актуальность программы «Мы вместе» определяется именно ориентацией на специализированную подготовку, которая позволит кандидату адекватно оценить свои возможности и выбрать форму семейного устройства, с учётом всех специфических особенностей, как ребёнка, так и семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_my_vmeste_.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное  учреждение  

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 «Детский дом «Аистёнок»

                                                                         Утверждаю:

                                                                         Директор  ТОГБОУ

                                                                         «Детский  дом  «Аистёнок»

                                                                         __________Блинникова В.Н.

ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ   КАНДИДАТОВ

 В  ЗАМЕЩАЮЩИЕ   РОДИТЕЛИ

«МЫ  ВМЕСТЕ»

                                                                            АВТОРЫ-СОСТАВИТЕЛИ:

                                                                            педагог-психолог

                                                                            Карюкина О.А.

                                                                            социальный педагог

                                                                            Кочевцева О.А.

г. Мичуринск

2.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

2.1. Актуальность программы: 

 

        В России сейчас около 200 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Масштабы социального сиротства велики. И Тамбовская область не исключение. В интернатных учреждениях каждое утро просыпаются около 2900 детей и каждый из них ждёт родителей — и те, кто их помнит, и те, кто их не видел ни разу.

        Для того чтобы как можно больше детей обрели семью, создана система социально-педагогической и психологической подготовки потенциальных родителей.

        О необходимости специализированной подготовки принимающих родителей свидетельствует как зарубежный опыт, так и практика семейного устройства в нашей стране.

        Ведь принять ребёнка в семью — это серьёзный шаг, на который решится не каждый. Принять такое решение всегда непросто.      

        Люди, желающие взять ребёнка в семью, чаще всего не предполагают, какие изменения ждут их семью, с какими трудностями им придётся столкнуться, как подготовить свой дом, как оформить документы, как безболезненнее ввести ребёнка в свой мир, как строить дальнейшую жизнь с ребёнком и полюбить, как своего собственного.

        Как показывает практика отсутствие системного обучения часто приводит к тому, что в семьях возникают большие сложности на начальном этапе принятия ребёнка в семью, прохождении возрастных кризисов, в подростковом возрасте. Именно в эти периоды неподготовленные, лишённые помощи специалистов сопровождения, семьи отказываются от воспитания ребёнка, расторгают договор о создании приёмной  семьи.

        Возврат в интернатное учреждение воспринимается ребёнком как предательство, может стать  непреодолимой психической травмой для него, однажды уже лишившегося родителей. Психологи отмечают, что такие дети невротичны, агрессивны, необщительны. У них развиваются комплексы неполноценности, недоверия к окружающему миру.

        Чтобы не допустить распада приёмных семей и связанных с этим психических травм у детей, необходима специализированная подготовка родителей в Школах замещающих родителей и  дальнейшее их сопровождение.

        Актуальность программы «Мы вместе» определяется именно ориентацией на специализированную подготовку, которая  позволит кандидату адекватно оценить свои возможности и выбрать форму семейного устройства, с учётом всех специфических особенностей, как ребёнка, так и семьи.

2.2.   ЦЕЛЬ:

        

        Формирование сознательного, ответственного родительства и повышение психолого-педагогической родительской компетенции кандидатов в принимающие родители, предупреждение психологических проблем, возникающих в детско-родительских отношениях.

2.3.   ЗАДАЧИ:

  1. Оказать профессиональную помощь кандидатам в принятии осознанного решения - взять ребёнка в свою, уже состоявшуюся, семью  и стать для него приёмными  родителями.

  1. Дать комплексные знания,   которые помогут создать благоприятную психологическую атмосферу в детско-родительском  сообществе.

  1. Развить умения и навыки кандидатов, которые помогут в дальнейшем создать систему взаимодействий (взаимоотношений) между членами семьи, необходимых для успешного (позитивного) воспитания приёмного ребёнка.

  1. Развить личностные качества и повысить уровень воспитательной культуры будущих приёмных родителей.

  1. Сформировать психологическую установку - быть успешными родителями.

        

3. УЧЕБНЫЙ   ПЛАН:

3.1. Категория слушателей и их количество: кандидаты в принимающие

       родители,  5 - 20 человек.

3.2. Длительность  обучения:     87часов.

3.3. Периодичность обучения:  3  занятия в неделю

3.4. Учебный план:

Учебно-тематический план:

№.

Наименование разделов
и темы      

Всего
час.

В том числе      

Форма  
контроля

лекции

практические занятия

  1. I этап   «ПОЛУЧЕНИЕ  ИНФОРМАЦИИ»

Общей формой контроля по всем блокам станут:

 

а) для кандидатов:

- контрольные

  вопросы,

  задания,

  упражнения;

- «Карта

   семьи»

(итоговое анкетирование  кандидатов);

-«Семейный

    альбом»

(по практическим заданиям)

- итоговая викторина «Путешествие  по джунглям «Воспитание»

(по материалам Школы);

б) для специалистов:

- мониторинг

- отчёт

1

Отборочный-диагностический блок:

1. Индивидуальная беседа:

  • информация

2. Первичное интервью:

  • информация
  • мотивация
  • ожидания
  • серьёзность намерений
  • готовность к сотрудничеству

2

-

2

3. Диагностическое обследование:

  • тестирование
  • анкетирование
  • интервьюирование
  • мини-сочинение

3

-

3

3. Мероприятие:

«День открытых дверей»:

  • Обзорная экскурсия по детскому дому
  • Детский утренник «Мы ребята-аистята»

          (с участием кандидатов)

  • Творческая мастерская (участие кандидатов в работе детских кружков «Волшебная палитра», «Мастерская  Самоделкина»)

4

-

4

Всего:

9

0

9

II этап   «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ТРЕНИНГ»

2

Юридический  блок:

Занятие № 1

(Лекционную часть занятия проводят специалисты отдела по охране и защите прав детства)

Темы:

1. «Основные формы семейного

    устройства детей, оставшихся

    без попечения родителей»

2. «Дети, подлежащие  семейному

    устройству»

3

2

1

Занятие № 2

(Лекционную часть занятия проводят специалисты отдела по охране и защите прав детства)

Темы:

1. «Права и обязанности

    замещающих родителей.

    Сопровождение замещающих

    семей»

2. «Правополагающие

    нормативные документы:

    статьи законов   и

    постановлений»

4

3

1

Всего:

7

5

2

3

Социально-экономический блок:

Занятие № 3

Темы:

1. «Семейный бюджет»

2. «Выплаты замещающим

    родителям»

3. «Финансовая отчётность для

    замещающих семей»

4. «Социальные  сети»

4

3

1

Мероприятие:

«Презентация «Школы замещающих родителей»:

  • Знакомство с целями и задачами проведения Школы
  • Просмотр видеоматериалов, «Семейного альбома»  Школы
  • Встреча с замещающими родителями, которые расскажут о своих семьях,  традициях, поделятся своими радостями, проблемами, удачами и т. д.

4

-

4

Всего:

8

3

5

4

Психолого-педагогический блок:

Занятие № 4

Тема:

«Жестокое обращение с детьми»

4

2

2

Занятие № 5

Тема:

«Разлука с семьёй»

3

2

1

Занятие № 6

Тема:

«Индивидуально-психологические  особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

4

2

2

Занятие № 7

Темы:

1. «Возрастная периодизация по

      Д.Б. Эльконину»

2. «Привязанность»

3. «Депривация»

4

3

1

Занятие № 8

Темы:

1. «Неконструктивное поведение

      ребёнка»

     (групповая дискуссия)

2. «Вредные привычки»

   

4

2

2

Занятие № 9

Тема:

«Навыки конструктивного взаимодействия с ребёнком»

4

2

2

Занятие № 10

Тема:

«Эмоциональное развитие ребёнка: эмоции, чувства, самооценка, самоконтроль, границы»

4

2

2

Занятие № 11

 (встреча кандидатов с замещающими родителями)

Темы:

1. «Первая встреча с ребёнком»

2. «Адаптационный период —

      проблемы и способы их

      решения»

3. «Значение отношений с

      биологической семьёй

      ребёнка»

4

2

2

Занятие № 12

(встреча кандидатов с замещающими родителями)

Темы:

1. «Семейные  правила, ритуалы,

      традиции, воспитательский

      потенциал»

2. «Формы и методы воспитания»

3. «Поощрение и наказание»

    (групповое обсуждение)

4

1

3

Мероприятие:

«Бабушкины посиделки»:

Кандидаты и их родственники приглашаются в «Школу замещающих родителей»   с  участием во всех номинациях (если это летний период - в выездную «Школу замещающих родителей»).

  • Рассказ-презентация замещающих семей: семейные традиции, реликвии (любимые вещи бабушек и дедушек)
  • Рассказ-презентация семей кандидатов: семейные традиции, реликвии
  • Выставка фотографий «Линия жизни»
  • Домашняя заготовка «Кем или чем я могу гордиться в своей семье»
  • Номинирование участников.
  • Чаепитие: обсуждение, обмен опытом.

4

-

4

Всего:

39

18

21

5

Медицинский  блок: 

Занятие № 13

(Лекционную часть занятия проводят  старшая медсестра и  врач-педиатр)

Темы:

1. «Генетические факторы  и

    факторы риска в медицинском

    понимании»

2. «Особенности состояния

    здоровья детей-сирот»

4

2

2

Занятие № 14

(Лекционную часть занятия проводят  старшая медсестра и  врач-педиатр)

Темы:

1. «Детские заболевания и их

      профилактика»

2. «Организация здорового образа

      жизни»

4

2

2

Всего:

8

4

4

6

Оценочный  блок:

(оценка результатов обучения)

1.  Викторина

    «Путешествие по джунглям

     «Воспитание»

  • по содержанию материалов занятий Школы

4

-

4

2. Подведение итогов домашнего

     задания  «Карта семьи»

3. Оценка  ведения  «Домашнего

     дневника»

1

1

-

-

1

1

3. Опрос мнения участников о

    прошедшем обучении в Школе

4. Упражнение «Эстафетная

    палочка»:

  • оценка сильных и слабых сторон своей семьи;
  • оценка своих умений как родителя.

1

1

-

-

1

1

5.  Торжественное вручение кандидатам справок о прохождении «Школы кандидата в замещающие родители», психологических профилей    (приглашаются:  специалисты отдела по охране и защите прав детства,  администрация детского дома, специалисты Школы, родственники кандидатов):

  • мнения, впечатления, пожелания;
  • записи в «Книгу отзывов и предложений»

2

-

2

Всего:

10

0

10

III этап  « КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

7

Консультативный  блок:

Индивидуальное  консультирование  кандидатов и их родственников  специалистами:

  • по материалам программы
  • по семейным проблемам

6

-

6

Всего:

6

0

6

8

Сопроводительный блок

Дальнейшее  сопровождение

и поддержка  кандидатов,  их родственников

(до момента принятия ребёнка

 в семью):

  • приглашение на занятия и мероприятия в «Школу замещающий родителей»;
  • консультирование по назревшим  вопросам и проблемам.

-

-

-

Итого:

87

30

57

4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМЫ:

(ко всем занятиям имеются презентации)

ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ  БЛОКОВ:

Наименование блоков

Цель

Задачи

1

 Отборочный-диагностический

Получение  информации  о ресурсах семьи    и пожеланиях кандидатов

- Установить доверительные отношения с

   кандидатами.

- Выявить серьёзность намерений, готовность

   кандидатов к принятию ребёнка.

- Выявить мотивацию и ожидания кандидатов.

- Обозначить возможные варианты

   сотрудничества.

2

Юридический  

Информирование кандидатов  о содержании законодательной базы, касающейся замещающих родителей

- Познакомить кандидатов с основными

   формами семейного устройства детей,

   оставшихся без попечения родителей.

- Обозначить статус детей,  подлежащих

   семейному устройству.

- Познакомить кандидатов с их правами и

   обязанностями.

- Раскрыть понятие - «сопровождение

   замещающих семей».

3

Социально-экономический

Пополнение знаний

кандидатов, необходимых для успешной социализации  замещающей семьи.

- Научить правильно составлять семейный

   бюджет, с учётом доходов и расходов.

- Познакомить с финансовой отчётностью

   замещающих семей.

- Определить  возможности «социальных

   сетей».

4

Психолого-педагогический

Получение необходимых знаний,  развитие навыков   с помощью которых кандидаты смогут самостоятельно понимать причины возникающих проблем  и находить пути их решения.

- Раскрыть психологические особенности

   детей, оставшихся без попечения родителей.

- Раскрыть общие вопросы возрастной

   психологии.

- Познакомить с формами и методами

   воспитания, обсудить воспитательный

   потенциал семьи.

- Раскрыть особенности адаптационного

   периода.

- Развить навыки конструктивного

   взаимодействия с ребёнком.

- Познакомить кандидатов с замещающими

   родителями, с их опытом приёма и

   проживания детей, успехами и неудачами.

- Развивать умение строить и поддерживать

   партнёрские отношения.

5

Медицинский

 «Вооружение» кандидатов  необходимыми  медицинскими  знаниями с целью   успешного  оздоровления  и  необходимого лечения, а также профилактики  детских заболеваний.

- Обозначить факторы риска и состояние

   здоровья детей, оставшихся без попечения

   родителей.

- Дать комментарии к часто встречающимся

   формулировкам детских диагнозов.

- Познакомить с детскими заболеваниями

   и их профилактикой.

6

Оценочный

Определение правильности

выбранного направления  и форм обучения,  соответствия учебного плана потребностям  в обучении замещающих родителей.

- Выяснить какие цели  обучения достигнуты

   и в какой степени.

- Определить степень освоения навыков и

   новых знаний.

- Определить сильные и слабые стороны

   «родительского поведения».

- Создать мотивацию для более эффективной

   «родительской деятельности».

7

Консультативный

Оказание психологической помощи кандидатам  в процессе обучения  и дальнейшего сопровождения.

- Оказать помощь кандидатам по вопросам

   программы обучения, по семейным

   проблемам  и т. п.

- Оказать помощь членам семьи.

8

Сопроводительный

Оказание психологической помощи  и поддержки кандидатам  на период ожидания приёма ребёнка.

- Знакомить с опытом замещающих семей,

   приглашая на занятия и мероприятия в

   «Школу замещающих родителей».

- Оказывать помощь в решении назревших

   вопросов и проблем в этот период.

- Поддерживать уважительное отношение

   членов семьи друг к другу.

- Развивать способность положительного

   видения ситуаций.

5. СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

  • анкеты
  • интервью
  • психодиагностические методики
  • бланки
  • презентации занятий
  • учебные материалы
  • видеоматериалы
  • материал для самостоятельного чтения

6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

6.1. Средства обеспечения программы:

  • просторное помещение (столы, стулья, стена «Новости»)
  • оборудование ( ноутбук, проектор, экран, флип-чарт)
  • учебный план
  • наглядные материалы (презентации, плакаты, буклеты и т.п.)
  • раздаточный материал (методические материалы в распечатках,  буклеты, журнал «Семейный причал», рекомендации «Азбука для родителей», памятки, распечатка ведомственных нормативных документов и т.п.)
  • канцелярские товары (бумага формата А1 (для флип-чарта) и А 4, ручки, цветные маркеры, бумажный скотч, ножницы, карандаши, фломастеры и т. п.)
  • литература

6.2. Основные методы реализации программы:   

  • диагностический
  • обучающий (презентация, выступление (мини-лекции, сообщения), дискуссия, вопросы, обсуждение, выводы, разминка, «Мозговой штурм», «Аквариум», игры (ролевые, имитационные  и др.), разыгрывание конкретных ситуаций, анализ ситуаций, упражнения, кино-упражнения и др.)
  • наблюдение, оценка

7.   ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

7.1. Структура первичного интервью с кандидатом, впервые обратившимся с запросом пройти Школу принимающих родителей:

ПЕРВИЧНОЕ ИНТЕРВЬЮ С КАНДИДАТОМ:

ФИО____________________________________________________________________________

Возраст_________________________________________________________________________

Образование_____________________________________________________________________

Профессия и род занятий__________________________________________________________

Семейное положение_______________________________________________________________

ФИО мужа (жены)_________________________________________________________________

Возраст__________________________________________________________________________

Образование______________________________________________________________________

Профессия и род занятий_____________________________________________________________

Члены семьи и их образ жизни_______________________________________________________

Жилищные условия_________________________________________________________________

Доход____________________________________________________________________________

Отношение членов семьи к такому решению__________________________________________
Пожелания к полу и возрасту ребёнка________________________________________________
Предпочитаемая форма устройства_________________________________________________

Отношение к кровным родителям ребёнка____________________________________________
Мотивация и ожидания от приёма__________________________________________________

Готовность к сотрудничеству______________________________________________________

«____»_______________20___г.             Подпись  специалиста____________________________

7.2.  План диагностики кандидатов в принимающие родители:

                                                               

Название методик

Ключевые показатели

1. Знакомство с кандидатом

1

Индивидуальная беседа

Получение информации о ресурсах и пожеланиях, мотивации и ожиданиях кандидата. Готовность сотрудничать со специалистами Школы.

2

Первичное интервью

3

«Карта семьи»

4

Стандартизированное интервью (модификация В.Н.Ослон)

Выявление условий проживания, семейной позиции,   жизненного уклада, принципов и взглядов и др.

  1. Диагностика внутрисемейных отношений

5

Опросник «Биополе семьи»

 (автор В.В.Бойко)

Выявление состояния биополя в семье кандидата.

6

Методика «Семейная социограмма»

Оценка динамики семейных взаимоотношений, характер коммуникаций в семье.

7

Экспресс-анкета

Оценка психологического климата в семье.

2. Диагностика супружеских отношений

8

Тест «Стабильность брака»

Оценка степени благополучия супружеских отношений.

9

Тест «Семейные установки» (Иванова Н.П., Красницкая Г.С.)

Выявление семейных установок.

3. Личность кандидата

10

Тест Кэттелла

Выявление  свойств личности кандидата:

- личностные факторы;

- социально-психологические особенности;

- эмоциональное  состояние;

- интеллектуальное развитие;

- самооценка.

11

Проективный цветовой тест Люшера

Оценка эмоционального состояния кандидата.

4. Отношение к воспитанию детей

12

Мини-анкета   (составлена

с  учётом  выводов А.Спиваковской)

Выявление воспитательной позиции кандидата.

13

Опросник родительского отношения (Варги и Столина)

Выявление способов поведения в общении с ребёнком, понимания личности ребёнка и его поступков.

8.  ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

8.1. Период разработки программы:  

       Программа подготовки кандидатов в замещающие родители «Мы вместе»  разработана  в период  с 2007 - 2008 г.

8.2. Дата утверждения программы:

           Программа  «Мы вместе» была утверждена 01.09.2008 г.

Доработанный и обновлённый вариант программы «Мы вместе» был утверждён  21.05.2009 г.

         

8.3. Период адаптации программы:

      Программа «Мы вместе» адаптировалась продолжительное время - с 01.09.2008г.  по  21.05.2009 г. На протяжении всего этого времени она постоянно претерпевала исправления, изменения, дополнения в соответствии с веяниями времени.  

8.4. Период использования программы:

          Представленный вариант программы подготовки кандидатов в замещающие родители «Мы вместе» используется два года.

8.5. Общее количество человек, прошедших обучение по данной программе за период адаптации и использования программы:

                Прошли обучение по данной программе  - 148 кандидатов.

8.6. Анализ эффективности программы:

        Обширный лекционный и практический материал повышает психолого-педагогическую родительскую компетентность кандидатов в замещающие родители; даёт полное представление о детях-сиротах, формах семейного устройства детей, законодательстве по семейному устройству,  о замещающих семьях,  адаптации  ребёнка в замещающей семье.

        Программа раскрывает  возможности:

  • оказания профессиональной помощи кандидатам в принятии осознанного решения - взять ребёнка в свою семью  и стать для него приёмными  родителями;
  • предоставления комплексных знаний,   которые помогут в дальнейшем создать благоприятную психологическую атмосферу в семье;
  • развития умений и навыков кандидатов, которые помогут в дальнейшем создать позитивные взаимоотношения между членами семьи;
  • развития личностных качеств и повысить уровень воспитательной культуры будущих приёмных родителей;
  • сокращения возвратов детей в сиротские учреждения.

        Но программа не способна полностью сформировать сознательное ответственное родительство, предупредить все психологические проблемы, возникающие в детско-родительских отношениях.

        Мониторинговые отслеживания проведения Школы по данной программе дают возможность отследить динамику результатов, оценить  количество:

  • подготовленных кандидатских семей;
  • кандидатов в замещающие родители;
  • подготовленных семей, принявших на воспитание детей;
  • отказов от приёмных детей;
  • консультационных проблем, возникающих на момент приёма ребёнка и степени их решения;
  • диагностических обследований на момент приёма ребёнка в семью;
  • психокоррекционной помощи  на момент приёма ребёнка в семью.

9.  ЛИТЕРАТУРА:

  1. Фромм А. Азбука для родителей. - ЛЕНИЗДАТ, 1996.
  2. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1975.
  3. Семейное воспитание. Словарь для родителей. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1967
  4. Куфтяк Е.Е. Профессиональная замещающая семья: новый этап развития патронатного воспитания и сопровождения // Подари ребёнку Семью, 2009, Выпуск 1.
  5. Селенина Е.В. Социально-трудовая адаптация детей группы риска // Инновационные услуги в профилактике социального сиротства. - Москва, 2006.
  6. Ослон В.Н.,  Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи / Ж. «Вопросы психологии», 2001 - №4.
  7. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. - Москва, 2006.
  8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - М.: ПИТЕР, 2007.
  9. Обухова В.Н. Возрастная психология. Учебник. - М.: ПЕРСЭ, 2008.
  10. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации. Спб.: ПИТЕР, 2009.
  11. Эльконин Д.Б. Психология детства. - М.: «Академия», 2006.
  12. Рычкова Н.А. Поведенческие растройства у детей: диагностика, профилактика и коррекция. - Москва, 1998.
  13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1993, 2-е издание, дополненное.
  14. Семейный кодекс РФ
  15.  Трудовой кодекс РФ
  16. Гражданский кодекс РФ
  17. ФЗ №48 «Об опеке и попечительстве»
  18.  ФЗ «О государственном банке данных, о детях, оставшихся без попечения родителей»
  19. Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 г.,  19.05.2009 г
  20. Закон Тамбовской области от 10.05.2011 г.
  21. Постановление № 14 главы Тамбовской области от 02.06.2011 г.
  22. Постановления  Тамбовской области от 30.07.2009 г., 09.06.2011 г.
  23. Закон о дополнительных гарантиях от 19.07.2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Подготовка кандидатов в замещающие родители".

Представляю Вашему вниманию практико-ориентированный долгосрочный проект «Подготовка кандидатов в замещающие родители».В последние годы большое внимание уделяется семейному устройству детей-сирот и де...

программа подготовки дошкольников к переходу в замещающую семью.

Программа составлена и опробирована, дала положительный результат....

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Рабочая программа «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»

Рабочая программа по подготовке к обучению элементам грамоты и раннему обучению чтению на 2017-2019 учебные годы составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве»...

ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и моноло...

ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»

ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»...

Программа подготовки старших воспитателей/методистов к реализации программ наставничества в ДОУ на основе технологии педагогической фасилитации.

В современных условиях функционирования дошкольного образовательного учреждения, становятся актуальными такие формы наставничества, которые позволяют педагогическому работнику активно участвовать в пр...