программа подготовки дошкольников к переходу в замещающую семью.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Макарова Марина Валерьевна

Программа составлена и опробирована, дала положительный результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

I.Пояснительная записка                                                                               с.2

II. Основная часть                                                                                           с.5

2.1  Методологические обоснование                                                            с.5

2.2  Содержание программы (планы занятий)                                            с.7

2.3 Заключение.                                                                                             с.11

III.Литература                                                                                                с.12

Пояснительная записка

        В результате целенаправленной государственной политики  в РФ наблюдается снижение  числа детей-сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. Самой эффективной деятельностью  в отношении детей-сирот признано  сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, за счет развития различных форм их семейного жизнеустройства.

            В связи с этим приоритетным направлением работы нашего учреждения является устройство детей на воспитание в семьи с целью реализации их права жить и воспитываться в семье.

        Данная программа предназначена для сиблингов среднего дошкольного возраста. Программа проводится в соответствии с индивидуальным планом работы по устройству детей в замещающую семью.

Цель:  развитие положительной мотивации на устройство в замещающую семью.

Задачи:

  • Развитие положительного образа замещающей семьи.
  • Конкретизация знаний о семье.
  • Поддержание позитивного представления о себе.

Проблемой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются следующие исследователи: Шульга Т.И.,  Олиференко Л.Я., Фесюкова Л.Б.

В основу данной программы положена Программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 7 лет к проживанию в семье (авторы М.А. Антипина,  Т.И.Шульга).

Программа рассчитана на 16 занятий по 30 минут. Занятия проводятся 1раз в неделю.

Структура занятия:

  • Начало занятия.
  • Психологические упражнения, задания, игры (статические и динамические)
  • Рефлексия.

Методы:

  • Наблюдение.
  • Беседа.
  • Сказкотерапия.
  • Арттерапия.

В соответствии с индивидуальным планом по устройству детей с семью, до этапов составления и реализации программы были проведены следующие диагностические методики:

  • наблюдение за процессом игры в «Семью»;
  • беседа о семье;
  • рисунок на тему «Семья».

Оборудование и материалы:

  • Бумага А4.
  • Краски (акварель, гуашь).
  • Карандаши, восковые мелки.
  • Журналы.
  • Ножницы.
  • Клей-карандаш.
  • Строительный материал.
  • Мультфильм «Рукавичка».
  • Стихотворение С. Михалкова «А что у вас?».

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Мы и семья

1

2.

Наш дом

1

3.

Сказка о семье

1

4

Сказка «Рукавичка»

1

5.

Коллаж «Моя семья»

2

6.

Хорошо в гостях

2

7.

Семья

4

8.

«Мамы разные нужны, мамы разные важны»

1

9.

Наша семья

2

Предполагаемый результат: осознанное желание воспитанников жить в замещающей семье, сформированные представления о семье.

Основная часть.

Методологическое обоснование.

Дети - одна из незащищенных категорий населения, они нуждаются в государственной поддержке. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются  такой поддержке вдвойне. Государство всегда заботилось о детях данной категории. Для них в РФ были созданы детские дома и интернатные учреждения различных типов в зависимости от состояния здоровья воспитанников.  Целью работников данных учреждений являлось обучение, уход, социализация.  В настоящее время направление деятельности интернатных учреждений изменилось. Главным направлением их деятельности стало возвращение детей в кровную семью или устройство детей в замещающую семью.

Эффективность жизни ребенка в семье для дальнейшей успешной социализации в обществе доказывают в своих работах зарубежные и отечественные исследователи (Н.П. Иванова,  П. Котли, Н.Н. Максимов, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Н.Ф. Рыбакова,        Г.В. Семья, И.Н. Старостина, А.Б. Холмогорова, Т.И. Шульга).

Согласно Указа Президента РФ от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» показатель семейного жизнеустройства вошел в критерии оценки исполнительной власти.(1)

Замещающая семья – такая форма жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, которая наиболее приближена к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, в результате чего обеспечивает достаточные условия для его индивидуального развития и социализации (2).

Данная семейная форма жизнеустройства решает следующие цели: воспитание, защита и представление имущественных интересов детей на всех уровнях.

Замещающая семья как социально-педагогический феномен признана решать комплекс задач:

1.Создание условий, способствующих развитию и социализации ребенка в рамках возрастной нормы.

2.Подготовка ребенка к будущей самостоятельной деятельности, его личностное, профессиональное, жизненное, социальное самоопределение, приобщение к традициям общества.

3.Помощь в верном восприятии авторитета, благодаря чему человек внутренне свободен, осваивает начало свободного и здорового правосознания.

4.Подержка ребенка в развитии самостоятельности и верности, собственной инициативы и социальной взаимопомощи.

5.Обеспечение его безопасности и защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды, уменьшение возможных рисков взросления. (3).

Важно подготовить ребенка к жизни в замещающей семье. Часто дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеют опыта жизни в семье или имеют опыт отрицательных, искаженных детско-родительских отношений. Задача специалистов показать ребенку конструктивные способы взаимодействия в условиях семьи, объяснить как должна жить семья. Дети знакомятся с семейными ценностями и традициями, характерными для семьи.

Содержание программы (планы занятий)

№ занятия

План занятия

(игры, упражнения)

Источники

1.

Пальчиковая гимнастика.

Чтение и обсуждение стихотворения Н. Григорьевой «Общая игра».

Беседа на тему «Как нас зовут» (отчества).  

Игра «Мороженое».

Рефлексия занятия.

А.Л.Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка», М., 2003.

Фесюкова Л.Б. Моя семья: схемы, таблицы для индивидуальной работы – М.: 2013. с. 4.

Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет, с. 29.

2.

Пальчиковая гимнастика.

Возведение дома из строительного материала. Обыгрывание постройки.

Рефлексия занятия.

А.Л.Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка», М., 2003.

3.

Пальчиковая гимнастика.

Придумывание сказки о семье.

Игра «Календарь - напоминалочка»

Рефлексия занятия.

А.Л.Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка», М., 2003.

Фесюкова Л.Б. Моя семья: схемы, таблицы для индивидуальной работы – М.: 2013.       с. 14.

4.

Пальчиковая гимнастика.

Сказкотерапия: сказка «Рукавичка». (просмотр и обсуждение мультфильма).

Рисование понравившегося эпизода сказки. Обсуждение рисунков.

Рефлексия занятия.

А.Л.Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка», М., 2003.

5.

6.

Пальчиковая гимнастика.

Беседа о семье. Создание совместного коллажа «Моя семья».

Рефлексия занятия.

А.Л.Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка», М., 2003.

7.

Пальчиковая гимнастика.

Рисунок «Хорошо в гостях».

Рефлексия занятия.

А.Л.Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка», М., 2003.

8.

Пальчиковая гимнастика.

Игра «Мы в гостях».

Рефлексия занятия.

А.Л.Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка», М., 2003.

9.

10.

11.

12.

Пальчиковая гимнастика.

Изготовление бумажных кукол. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Рефлексия занятия.

А.Л.Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка», М., 2003.

13.

Пальчиковая гимнастика.

Игры с кинезиологическим песком.

Рефлексия занятия.

А.Л.Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка», М., 2003.

14.

Пальчиковая гимнастика.

Чтение и обсуждение стихотворения             С. Михалкова «А что у вас?»

Рисунок «Моя мама». Рефлексия занятия.

А.Л.Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка», М., 2003.

15.

Пальчиковая гимнастика.

Совместный рисунок «Наша семья».

Рефлексия занятия.

А.Л.Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка», М., 2003.

16.

Пальчиковая гимнастика.

Игра «Наша семья».

Рефлексия занятия.

А.Л.Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка», М., 2003.

Заключение.

Таким образом, разработанная программа поможет детям принять сложившуюся ситуацию, выразить и отработать свои чувства, сформировать и конкретизировать представление о замещающей семье.  

Литература:

1.Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ: Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825. Собрание законодательства РФ. 2007. № 27. Ст. 3256.

2.Руденкова Г.И. Семейные формы устройства детей-сирот на воспитание: пособие для замещающих родителей. Минск: Дизапресс, 2003.

3.Байер Е.А. Приемная семья для детей-сирот. Социальная педагогика, М., 2009, №1.

4.Программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 7 лет к проживанию в семье. Антипина М.А., Шульга Т.И. -  М.: ИИУ МГОУ, 2013.

5.Фесюкова Л.Б. Моя семья: схемы, таблицы для индивидуальной работы – М.: 2013.

6.Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет. - М.: Генезис, 2010.

7. Гриберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. – СПб.: Речь, 2007.

8. А.Л.Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка», М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение замещающих семей

Основная цель – обеспечение  психолого-педагогического   сопровождения  приемных  семей , создание условий для успешной социализации  и  р...

Направления деятельности педагога-психолога по подготовке воспитанника детского дома к переходу в приемную семью

Прежде чем ребенок попадет в замещающую семью, с ним  проводится ряд мероприятий (старший дошкольный, школьный возраст):1. диагностика (по возможности первичная и вторичная), направленная н...

Доклад для родителей "Переход от дошкольника к школьнику и кризис семи лет"

Пока мамы и папы с нетерпение ждут 1 сентября, к малышу подкрался очередной психологический кризис. Как же выглядит этот самый кризис и как его преодолеть? Давайте поможем родителям оказать необходиму...

Программа подготовки кандидатов в замещающие родители "Мы вместе".

Актуальность программы «Мы вместе» определяется именно ориентацией на специализированную подготовку, которая позволит кандидату адекватно оценить свои возможности и выбрать форму семейного устройства,...

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к адаптации в замещающей семье

  Ключевой проблемой социального сиротства выступает отсутствие навыков семейного общения и социального опыта: дети, ставшие социальными сиротами имели опыт первоначального проживания в ди...

Рабочая программа индивидуального психолого - педагогического сопровождения подготовки ребенка дошкольного возраста в замещающую семью "На пороге новой жизни"

Программа разработана на основе алгоритма работы по подготовке ребенка в замещающую семью ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" с целью адаптации к изменившимся жизненным обстоятельствам воспитанника дошколь...