Развитие творческих способностей.
проект по теме

Большакова Елена Валерьевна

Мастер - класс предназначен для родителей и воспитателей детских дошкольных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей и родителей «Развитие творческих способностей»

Цель: Осознание креативности в себе и её развитие.

Задачи:

  1. Осознание и преодоление барьеров проявления креативности.
  2. Формирование навыков и умений управления креативным процессом.
  3. Помочь осознать феномен творчества и развить умения и навыки управления его механизмами.

План.

1)Приветствие «Волшебная поляна»

2) Несколько слов о творчестве. Обсуждение высказываний великих людей.

3) Игра «Формула имени».

4)Работа с карточками «Факторы, помогающие развитию креативности», «Факторы тормозящие развитие креативности».

5) Игра «Монолог»

6) Игра «Апельсин» (Какой апельсин, что можно сделать с апельсином)

7) Игра «Три буквы» Составить предложение из 3 слов, начинающихся с букв Д, М, Т.

Назовите слова , которые начинаются со слога «по», слова заканчивающиеся слогом «ка».

8)Игра «Слон»

9) Совместный рисунок «Придуманный мною герой»

10) Игра «Преобразование»

11) Составление рассказа, про героя, по опорным словам.

12) Игра «Встреча в пути».

13) Игра «Найди пару»

14) Обсуждение мастер-класса.

15) Прощание.

  1. Приветствие.

Здравствуйте уважаемые родители (коллеги). Рада ВАС приветствовать на мастер классе посвященному – его величеству-Творчеству!

Давайте вообразим, что это не зал, а чудесная- волшебная поляна, кого мы можем на ней встретить (варианты ответов).Давайте поприветствуем друг друга, как сделал бы это: волшебник, фея, эльф, единорог итд…)

Как ваше настроение после такого приветствия?

  1. Работа с карточками (несколько слов о творчестве).

Перед вами карточка, на которой написано высказывание С. Дали.

Прочтите его (приложение №1)

«Играйте в гениев, и вы станете гением!»

Как вы понимаете эту фразу?

(варианты ответов)

Старший дошкольный возраст это один их этапов психического развития детей в возрасте 5–7 лет. У детей в данном возрасте игра является основной формой деятельности. Игра – особый вид деятельности человека, она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Именно в играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей и тем самым развиваются их творческие способности, которые называются креативность. Под креативностью мы понимаем уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. В отечественной психологи множество исследователей занимались изучением процесса игры, связывая его, с творческим развитием личности, а в первую очередь с развитием личности ребенка. Развитие творческих способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорченно стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Приложение №4

Сейчас давайте немного поговорим о условиях успешного развития творческих способностей. Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить.

Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период ребенок вынужден больше, чем когда либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения, если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения.

Но не только от создания условий зависит творческий процесс. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

  1. Игра «Формула имени»

Прочитайте следующее высказывание Альберта Эйнштейна.

: «…Все знают, что вот этого нельзя. И вдруг

появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает

открытие».

Как вы можете объяснить эту фразу?

(варианты ответов) обсуждение.

Хочу вам предложить на минутку превратиться в великих открывателей и сейчас изобрести формулу своего имени. На это задание вам дается 2минуты. Готовы? Начали.

Обсуждение формул.

Как настроение?

Удалось ли вам отобразить в формуле своё имя?

Что мешало вам?

Что помогало?

Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей.

Ведущей является зависимость, воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности.

Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действии. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого – либо свойства предметов другой области.

  1. Факторы , способствующие и препятствующие формированию творческих способностей.

Работа с карточками (приложение №2)

Сейчас я попрошу каждого из вас вытащить по (1-2) карточки. Пожалуйста, прочтите, что на них написано. Подумайте, способствует или препятствует данное качество развитию креативности? Готовы?

Прошу прочесть фактор, который написан у вас на карточке, и сказать к какой группе он относится, и почему вы так думаете.

Игра «Монолог»

 В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Предлагаю вашему вниманию игру «монолог»

Выберите любой предмет в зале и произнесите от его имени монолог.

Что было сложно, что удалось без труда?

Что помогало, что мешало выполнить это задание?

  1. Игра «Апельсин»

Встаньте, пожалуйста, все в круг, у меня в руках мяч, давайте вообразим, что это апельсин  и будем, передавая его друг другу говорить какой апельсин мы передаем. Начали. Молодцы! Теперь придумайте нестандартное применение этому цитрусу!

Что оказалось сложным в этой игре, что помогало выполнить задания?

  1. Игра «Три буквы»

Теперь назовите слова , которые начинаются со слога «по», слова заканчивающиеся слогом «ка». Составить предложение из 3 слов, начинающихся с букв Д, М, Т. Какие вы молодцы!

Как настроение? Готовы дальше работать?

  1. Игра «слон»

Все мы хоть раз выбирали в подарок игрушку, какие требования вы предъявляли к ней, какая она должна быть?

Перед вами макет детской игрушки, ваша задача усовершенствовать её, что бы детям было интересно с ней играть.
Эскиз  нашей игрушки закончен.Поделитесь вашими впечатлениями.

  1. Игра «Придуманный мною герой»

Продолжим наше занятие, прошу озвучить третье высказывание.

«Творческий процесс есть наша жизненная энергия, и тот, кто однажды ее испытал, уже больше не сможет без этого жить. Творческость есть наша сущность, наша жизненность.»

Роджерс

Как вы его понимаете? Обсуждение.

Сейчас мы с вами превратимся в творцов и создадим нового героя для рассказов, сказок и стихов. Но это задание мы будем выполнять следующим образом. Перед вами лежит лист бумаги и со звуковым сигналом у нас это будет - хлопок, вы начнете рисовать своего героя. Когда я хлопну в следующий раз -вы передадите свой рисунок своему соседу справа. Так до тех пор пока ваш герой не вернется к вам.

Всем понятно задание? Начали!

Какие впечатления от увиденного?

Дайте имя своему герою! Подумайте, где он живет, какое у него сейчас настроение, что он любит, а что нет…

Сейчас нарисуйте 10 одинаковых кругов, готовы? Теперь преобразуйте их во что-нибудь новое. На это вам даю 2 минутки. Что у вас получилось?

Замечательно. Перед вами ваш герой, и я попрошу сейчас вас написать про него рассказ, стихотворение или сказку, используя названия того во что превратились ваши круги. В тексте должно быть 5-6 предложений.

Всем понятно задание?

Начали. Кто готов озвучить свой рассказ, сказку….?

Что в этой игре вызвало затруднение, что было легко, что вам помогало выполнить все задания?

Как настроение?

  1. Игра «Встреча в пути» (приложение №6)

Представьте, что вы едите в автобусе и вдруг на остановке у светофора в соседнем автобусе вы увидели свою подругу (друга) и вам обязательно нужно передать ему срочную информацию, но он(а) вас не слышит. Как это можно сделать?

Давайте попробуем. Вам нужно не произнося ни слова передать информацию, которая написана на карточке.

Как вы себя чувствовали, выполняя это задание? Что помогало вам, что мешало? Спасибо.

  1. Игра «Найди пару»

Сейчас у всех будет возможность проявить себя. Следующая игра называется - найди пару. Достаньте из конверта одну карточку и никому её не показывайте, среди участников у кого-нибудь будет такая же карточка .

Ваше задание не говоря ни слова найти свою пару.

Всем понятно задание? Начали.

Как настроение?

  1. Прощание.

Прошу всех сесть в круг. Вот и подошла к концу наша встреча. Пожалуйста, поделитесь со всеми, с чем сегодня вы уходите домой, что нового, интересного вы сегодня узнали, о чем думали, оправдались ли ваши ожидания?

Спасибо. Закончить нашу встречу я хотела бы небольшой игрой, называется она - пожелание. Каждый по очереди выскажет пожелание для всех участников, эту игру с вашего позволения начну я. Желаю ВАМ……(итд)

Спасибо всем за внимание и активное участие. На столе возле выхода вы можете взять памятку-словарь и познакомиться с некоторыми научными терминами, которые напрямую связаны с творчеством (приложение №8). До свидания.

Приложение №1.

«Играйте вгениев, и вы станете гением!»

С. Дали

: «…Все знают, что вот этого нельзя. И вдруг

появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает

открытие».

Альберт Эйнштейн

«Творческий процесс есть наша жизненная энергия,

и тот, кто однажды ее испытал, уже больше не сможет без этого жить. Творческость есть

наша сущность, наша жизненность.»

Роджерс

Приложение №2.

Факторы тормозящие проявление и развитие креативности в

детстве:

• ориентация на успех (ребенок боится дать неправильный ответ) и избегание риска;

• ориентация на мнение сверстников (боится выглядеть оригинальным, необычным);

• фиксация на стереотипах половой роли;

• представление окружающих взрослых о креативности как отклонении от нормы;

• запрет вопросов и ограничение инициативы;

• жесткое разграничение трудовой и игровой активности ребенка.

Приложение № 3

Факторы способствующие развитию креативности:

1) широкий круг общения, в том числе с творческими взрослыми;

2) взрослое окружение, выступающее как образец для подражания;

3) демократический стиль взаимоотношений между родителями и детьми;

4) разрешение ребенку эмоционального самовыражения;

5) активная, деятельная позиция взрослых;

6) ранее приобщение ребенка к самостоятельному труду;

7) приобщение к творчеству через посещение различных кружков;

8) приобщение к радости познания через собственный опыт, путешествия;

9) положительное отношение к исследовательской деятельности ребенка.

Приложение №4

Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким либо делом, в выборе способов

Пятое условие успешного развития творческих способностей. Не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности

Безопасная психологическая база для возвращения ребенка из творческого поиска.

Приложение №5

Кошка  Кошка

Мышь  Мышь

Рыбка  Рыбка

Тигр    Тигр

Ёжик  Ёжик

Жираф  Жираф

Слон  Слон

Медведь

Медведь

Крокодил

Крокодил

Заяц  Заяц

Приложение №6

Привет! Я дома на кухонном столе забыла ключи от рабочего кабинета. Позвонить домой не могу села батарея на телефоне. Позвони моему мужу, пусть срочно привезет мне ключи на работу.

Привет! Я в ужасе, дома гладила и забыла выключить утюг. Срочно беги ко мне домой, возьми ключи в почтовом ящике. Утюг на гладильной доске в спальне.

Приложение №7

C:\Users\БПК\Desktop\платья\062ff03ea7e2.jpg

Приложение №8

Словарь научных терминов.

Вдохновение – состояние, связанное с эмоциональным возбуждением и приливом творческих сил.

Воображение – способность фантазировать; домысел, плод фантазии; психический познавательный процесс, заключающийся в преобразовании представлений, отражающих реальную действительность, и создании на этой основе новых представлений.

Восприимчивость – чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую.

Вундеркинд («чудо-ребенок») – ребенок, опережающий своих одногодок в проявлении какой-либо способности; раннее проявление таланта.

Гениальность – высшая степень проявления таланта; благодаря гениальности рождаются идеи, на многие десятилетия опережающие имеющийся в данный момент уровень развития науки и искусства.

Дивергентное мышление – порождение множества решений на основе однозначных данных.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности человека, обусловливающие высокий уровень проявления психических и психомоторных функций.

Инсайт – внезапное, интуитивное осознание решения проблемы, долгое время не поддававшееся человеку.

Интеллект – система высших психических функций, которая обеспечивает адаптацию человека к изменяющимся условиям среды и успешное решение возникающих перед ним проблем и задач; общая способность к познанию и решению проблем.

Интуиция – процесс мышления, при котором принятие решения происходит без длительных рассуждений и логического анализа; имеющиеся у нас знания, источник и способ получения которых мы не можем объяснить.

Коэффициент интеллекта (IQ) – количественная мера интеллекта; определяется отношением умственного возраста к хронологическому; измеряется с помощью батареи тестов.

Креатив – творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.

Креативность – способность к творчеству, к преобразованию информации при отказе от стереотипных способов мышления; независимый фактор одаренности.

Метафоричность – один из показателей креативности: готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном – простое.

Мечта – предмет желаний, созданный путем представления или воображения.

Одаренность – то же, что талантливость (С. И. Ожегов); сочетание ряда способностей, обеспечивающих высокую успешность (уровень и своеобразие) выполнения какой-либо деятельности.

Одаренный ребенок – ребенок, выделяющийся своими достижениями в том или ином виде деятельности.

Озарение – см. инсайт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Творческий проект: «Развитие творческих способностей детей посредством танца»

1. Технологическая карта проекта2. Приложение 1 разминки по проекту3. Приложение 2 коммуникативные игры и танцы4. Приложение 3 ориентировка в пространстве5. Приложение 4 игры импровизации 6. Прил...

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...

"Совершенствование коммуникативных способностей детей 2 - 3 лет через развитие творческих способностей"

Данная презентация показывает важность подвижных, театрализованных, речевых совместных игр воспитателей с детьми...

Презентация "Развитие творческих способностей по формированию элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста"

Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала. Цель ...