“Это интересно или ещё раз о Толерантности
статья (старшая группа) по теме

Митяшина Надежда Николаевна
Взаимодействии родителей и педагогов очень важно в закладывании толерантности. Особую роль в воспитании чувства толерантности играет семья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

ШПАРГАЛКА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

  “Это интересно или ещё раз о  

                                         толерантности”

 “ТОЛЕРАНТНОСТЬ” - в краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero — «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero — «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это — наша «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость.

Была принята Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности.

31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО – толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено «Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты», правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”, 2003 год был объявлен ЮНЕСКО «Годом толерантности».

На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Итак, толерантность подразумевает, что мы должны принимать людей такими, какие они есть,  дружиться и общаться с ними на основе взаимопонимания, сочувствия и согласия.

Какими качествами должен обладать толерантный человек?

Толерантный человек способен понять и простить людей, он с уважением относиться к чужим привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей.  

Понятие толерантности в системе этнокультурных ценностей тесно связано с понятием "добра", которое трактуется как проявление сдержанности, терпимого отношения к другим: "сделаешь добро — получишь добро", "сделав другому зло не жди от него добра", "сделанное добро не пропадает".

Таким образом, толерантность можно квалифицировать и как умение делать добро, которое присуще не каждому: "добром на добро может ответить каждый, добром на зло - только ис- тинный мужчина", "ударившего тебя камнем одари угощением", "по моги даже врагу, если ему нужна помощь".

Определение толерантности:  

- Готовность мириться с чужим мнением;

- Уважение человеческого достоинства;

- Принятие другого таким, какой он есть;

- Способность поставить себя на место другого;

- Уважение права быть другим;

- Терпимость к чужим мнениям, поведению;

- Отказ от причинения вреда и насилия.

“Толерантность - это не простое чувство,

Его не в раз приобретешь:

Сколько надо проявить благородства и сочувствия,

Только тогда сам все это поймешь.

Толерантным быть – это искусство,

Твердо в этом мы убеждены:

В дружбе и согласии жить должны.

Русские и украинцы, башкиры и татары

Мир становится таким жестоким,

Что по одиночке невозможно жить…

Ответим друг другу чувством высоким -

И хрупкий мир мы сможем сохранить.”

                  Великие люди о толерантности

«Я никогда не скажу ни о ком ничего плохого… наоборот, я расскажу всё хорошее, что знаю о каждом»

                                                                              Б. Франклин

«Самый счастливый человек то, кто дарит счастье наибольшему числу людей»

                                                                                   Д. Дидро

«Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками всё»

                                                                                  Жан Поль

«Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание»

                                                                               Л.Н. Толстой

«Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке».

                                                                   

                                отечественный философ Ю.А. Шрейдер

 "Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывает     Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор  

     У дошкольников в процессе НОД, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсиях  закладываются основы толерантности. А также огромную роль играет каждодневная работа педагогов.

Взаимодействие родителей и педагогов очень важно в закладывании основ толерантности. Особую роль, а точнее самую важную роль в воспитании чувства толерантности у детей играет семья.  Первые и, так скажем, основные воспитатели детей - это родители, и очень важно, чтобы родители и педагоги были союзниками в воспитании детей. На толерантность ребенка, в первую очередь, оказывает влияние отношений между членами семьи, между родственниками. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

         

Изменения в экономике, политике и культурной жизни в течение последних десятилетий сделали актуальной проблему воспитания у детей чувства толерантности.

Россия – это многонациональная страна. На огромной территории необъятной России издавна проживает множество народов, у каждого народа свои традиции. В фольклоре запечатлен весь многовековой опыт совместного проживания различных национальностей на территориях России. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общества,  раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности. Во многих книгах рассказывается о многочисленных народах, проживающих на российских территориях, таких как:  народы юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Эти нужные  источники используются педагогами в нашем детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей.

Воспитание чувства толерантности у детей-дошкольников в силу своей сложности и трудоемкости включает в себя большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, для ознакомления детей с культурными ценностями, как своего народа, так и народов мира; деятельность дошкольников по сценариям, основой которых являются сказки народов мира
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, для развития практического применения дошкольниками толерантного отношения  друг другу.

3) русские народные подвижные игры, такие как “Гори, гори ясно”, “Бояре” и другие; 
4) проведение русских народных праздников, таких как “Масленица,  в соответствии с народным календарем; 
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, праздников народов Востока и мусульманских стран;

6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) с традициями празднования их народных праздников в разных странах;
8) игры-занятия, созданные по материалам различного рода сказок, для развития практических случаев межличностных контактов с помощью сказочных ситуаций.

В качестве вывода мы бы хотели сказать, что для воспитания толерантности есть огромное количество связующих нитей народов разных стран. У педагогов, как ни у кого другого, есть шанс воспитать подрастающее поколение толерантным и терпимым, повлиять на их мировоззрение. Достучаться до детских сердец сложно, но это необходимо, так как, воспитывая подрастающее поколение, мы воспитываем нацию. Ни для кого не секрет, что будущее народа за подрастающим поколением. Дорогие педагоги и родители, давайте не будем равнодушны к проблеме всего человечества. Ведь в дальнейшем мы будем жить в стране, построенной на мировоззрениях наших детей.  

Личность самого воспитателя играет огромную роль в формировании чувства толерантности и терпимости. Дети, видя перед собой воспитателя, отличающегося от них цветом глаз, волос, разрезом глаз и т.д., но несмотря на все отличия любящего его не меньше чем другие воспитатели, начнут воспринимать различия между людьми нормальным явлением, таким образом, толерантность сама проявит себя и останется с ребенком на всю его сознательную жизнь.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Это интересно или еще раз о толерантности"

Данная консультация раскрывает значение понятия "толерантность"...

Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся.

Воспитание гумманых чувств к людм другой  национальности...

О Толерантности. Час общения в 7 классе на тему: "Толерантность и мы"

О толерантности. Час общения в 7 классе на тему:   ...

«Развитие коммуникативных навыков и толерантности через реализацию проекта «Дружба и толерантность»

Основная цель проекта  - рививать зачатки толерантности, вызывать желание дружить с детьми  с разными физическими возможностями...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ Пётр Алексеевич Кропоткин – толерантность в действии

Сравнивая двух русских гениев, французский писатель Ромен Роллан писал:«Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чем Толстой только писал. Он просто и естественно воплот...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

Развлечение ко Дню Толерантности в старшей группе "Планета толерантности!"

На сегодняшний день воспитания толерантной культуры личности дошкольника является  актуальной проблемой в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг н...