Формирование игровой позиции дошкольника
консультация (младшая группа) по теме

Ивановская Марина Викторовна

Статья знакомит с условиями формирования у детей дошкольного возраста оптимистического мировоззрения, которое позволит им приобрести устойчивость к неблагоприятным ситуациям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный ритм жизни, быстрое изменение окружающей обстановки, социально-экономические преобразования в социуме создают условия для увеличения тревоги и волнений. Как правило, тревогу и волнения на эмоциональном и мыслительном уровне взрослые передают своим детям.

Веселые, эмоционально благополучные, любящие и понимающие шутку, дети проявляют устойчивость к различным жизненным ситуациям, изобретательность в решении своих личных проблем. Такие дети идут по жизни легко и непринужденно. И очевидно, поэтому к ним всегда тепло относятся взрослые, тянутся сверстники. Прививают эти качества детям родителя – люди тоже веселые, энергичные, устойчивые к жизненным невзгодам.

«Игровая позиция», «игровое отношение к жизни» - термины, которые наиболее точно отражают стиль их жизни. Игровая позиция, детская игривость необходима для формирования полноценной личности дошкольника.

Наиболее типичное состояние ребенка – радость жизни, жизнерадостность, переполненность веселой энергией жизни, бьющие через край эмоции. Это состояние проявляется в радостном, игривом настроении, неукротимом стремлении придать игровой характер любой деятельности, даже той, которая требует серьезного отношения. Необходимые действия, составляющие ту или иную серьезную работу, дополняются игровыми, придающие ей особую окраску.

Детская игривость – ценнейшее природное свойство, которое не надо специально формировать, оно само рвется из ребенка. Игривость – это та благодатная основа, на которой взрослый может успешно строить ценнейший детский мир. Большая любовь матери и ребенка друг к другу рождает неисчерпаемые, все время развивающие формы личностного общения, которые являются основой внутреннего мира ребенка, где образ матери – стержень становления и развития, основа целостности и гармоничности детской личности. Игривый мир дошкольника создается совместными усилиями взрослого и ребенка, поэтому природная потребность детей в веселой игре, в шутке зависит от взрослых. В основе шутливого мира лежит мир реальный, определенным образом переработанный, преобразованный. Особую роль в его построении имеют различные формы обыгрывания обыденных, повседневных отношений. Например, после дневного сна мама стала одевать ребенка. Малыш полностью еще не проснулся. Мама, взяв обувь ребенка, обратилась к нему: Саша, посмотри, твои туфельки поссорились друг с другом! Вот этот туфелек сказал, что он первый наденется на твою ножку, а второй закапризничал и заявил, что он тоже хочет быть первым. Скажи, пожалуйста, какой туфелек будет первым? Малыш принял игру: ткнул пальчиком в один из туфелек. Мама, выполняя желание малыша, стала обувать ребенка, но вдруг взволнованно возразила: «Этой туфельке хорошо, он у тебя на ножке, а другой плачет. Может и его наденем на ножку?» Малыш не возражал и помогал маме обувать себя.

На подобного рода обыгрывания повседневных отношений и воображаемых ситуаций постепенно строят радостно-шутливый мир ребенка, активизируют его фантазию и доброту.

Другой пример. Отец с сыном ходили в зоопарк, а там мальчик очень хотел залезть на площадку, где находились лошади с жеребятами. Однако был остановлен строгим отцом. По возвращению домой на вопрос матери, что было интересного в посещении зверей, папа заметил: «Ты знаешь, Антоша куда-то запропастился. Смотрю, а он бегает с жеребятами. Даже занял первое место в борьбе на перегонки с белым жеребенком». Мальчик хохочет и говорит: А папа обогнал рыжего жеребенка!» Мама включилась в игру и спросила: «А я могла бы занять какое-нибудь место?» Антоша подошел к матери, обнял ее и заявил: «Конечно, мамочка. Знаешь, какое там вкусное мороженое!»

В этой ситуации реальные события воспринимаются ребенком сквозь призму воображаемых комично-доброжелательных отношений. В итоге рождается доброе, шутливо-ироничное отношение к себе и другим. Шутливо-игровой мир постепенно, оказывает все большее влияние не только на восприятие и осмысление реального мира, реальных событий, но и на отношение к этому реальному миру. Иными словами, шутливый мир создает у детей соответствующую позицию, которая определяет взгляд на реальный окружающий мир, делая его более веселым, светлым, добрым.

Шутливо-доброе обыгрывание реальной ситуации создает доброжелательную атмосферу. Есть семьи, где эта атмосфера – само собой разумеющееся явление, передается из поколения в поколение. Однако, к сожалению, во многих семьях забывают, сколь важна доброжелательная атмосфера для эмоционального благополучия ребенка, для формирования и развития оптимистического мировоззрения, полноценной, гармонично развитой личности.

В ходе формирования игровой позиции у ребенка под влиянием взрослого постепенно возникает понимание: в отношении ряда жизненных ситуаций может быть найдено множество юмористических, шутливых вариантов обыгрывания. Более того, у детей появляется все возрастающий интерес к процессу изобретательности. Это создает благодатную основу для широкого развертывания детского творчества – формируется способность находить неожиданные выходы из самых разных жизненных положений, развивается социальное мышление, обогащается индивидуальный опыт. По мере расширения и углубления творческого процесса ребенок все чаще и успешнее использует сформированные умения в реальной жизни, которые, в свою очередь, способствуют становлению и развитию личности. В этом процессе интенсивно формируется важное качество личности ребенка – психологическая готовность к различным вариантам развития событий, которая позволяет более стойко переносить неблагоприятный момент, дает энергию для активного поиска из создавшегося положения.

Формирование игровой позиции, игрового отношения к жизни – процесс длительный и кропотливый. Определяется он всем образом жизни ребенка, структурой и функционированием его внутреннего мира, который объединяет целый комплекс сложнейших психических образований: образ матери, образ реального мира, образ других людей, образ себя и т.д.

Исследования психологов показали, что у многих детей внутренний мир более доброжелательный, более веселый, чем реальный. Это замечательное качество приобретается в результате овладения ребенком важнейшей способностью – определенным образом преобразовывать воспринимаемое содержание реального мира.

Только оптимистический характер внутреннего мира создает у ребенка определенный угол зрения на реальный мир, формируя у него игривое отношение к жизни, которое смягчает обычные неприятности, создает основу для гибкого поведения – веселого и умного – в самых разных обстоятельствах. Однако, большинство взрослых стоит на трагико-драматической позиции, когда любая мелкая оплошность или неприятность возводится в высокий ранг и надолго погружает человека в состояние стресса. К сожалению, у таких родителей дети наследуют пессимистический взгляд на мир, наживая при этом неврозы. Игровая позиция в таких случаях может играть роль амортизатора, сглаживающего все неприятности.

Игровая позиция значительно повышает у ребенка гибкость, подвижность целей и мотивов деятельности, ведет к их взаимозаменяемости; существенно расширяет сферу ожидаемого результата, что позволяет адекватно оценивать расхождение между своими намерениями и реальным положением дел; оказывает прямое влияние на развитие   всех сфер психики: интеллектуальной, мотивационно-эмоциональной, волевой. Все это устраняет или снижает стрессовое восприятие неблагоприятных ситуаций, повышает общий положительный тонус.

Формирование игровой позиции, игрового отношения к жизни у детей дошкольного возраста – это прежде всего формирование их особого внутреннего мира, особого строя личности, его оптимистического мировоззрения, которое позволяет ему приобрести устойчивость к неблагоприятному варианту развития событий и находить новые творческие решения в сложных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВЫХ ПОЗИЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ - ДРАМАТИЗАЦИЯХ. Материалы из обобщения опыта работы

Представлен материал из опыта работы. В диагностике игровых позиций дошкольников показан индивидуальный подход к интересам и предпочтениям каждого ребенка в группе. Намечена дальнейшая программа...

Консультация «Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»

   Одна из задач нравственного воспитания ребенка – воспитание к Родине, своему краю. С самого раннего детства надо учить ребенка любить места, где он родился, рос, ежечасно открывая ...

Буклет "Роль проектной деятельности в формировании гражданской позиции дошкольников"

   Гражданская позиция зависит от воспитания и определяет отношение человека к Родине, развитию экономики в стране, повышение культурного уровня, труду на благо Родины и отношени...

Семинар "Роль проектной деятельности в формировании гражданской позиции дошкольников"

Использование технологии проектирования является эффективным средством формирования гражданской позиции дошкольников.Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность эксперимент...

«Формирование гражданских позиций дошкольника в условиях создания интегративной образовательной среды»

Патриотизм - это сложное чувство, возникающее в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к с...