Консультация "Фольклор и дети"
консультация по теме

Частухина Светлана Александровна

 Консультация "Фольклор и дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Фольклор и дети"15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Фольклор и дети

Музыкальный руководитель: Частухина С.А.

Маленьким детям ещё  недоступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина-это мама, близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Работая в детском саду, я повседневно уделяю внимание русской народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребёнка.

Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеет небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную музыку матери, весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки ,попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. Структура мелодии детских песен, её архитектоника лучше всего развивают голос, укрепляют его. С русскими народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить детей уже в младшей группе. Они их слышат и на музыкальных занятиях и вне занятий. Не перегружая слух малышей обилием материала, использую метод варьирования. Вот как, например, я работаю над русской народной песней «Петушок»

На занятия приношу петушка. Говорю, что он будит ребят по утрам. Спрашиваю детей: «как кричит петушок?» Дети отвечают дружным «ку-ка-ре-ку-у-у-у! на следующем занятии спрашиваю у детей «Кто хочет быть петушком? У меня есть шапочка!» надеваем детям по очереди шапочку и поём песню «Петушок»

Такие варианты работы над одним образом помогают нам закрепить пройденный материал, поддерживая постоянный интерес к нему у детей. Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями, мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям. Вот они: «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «из-под дуба», «Пойду ль, выйду ль я».

Малыши учатся реагировать движениями на начало и конец музыки, ритмично хлопать в ладоши, топать ножкой, вращать кистями рук, кружиться, подпрыгивать. Постепенно в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар русских народных песен и мелодий, усложняю его.

Подбирая репертуар для исполнения, для, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету  и слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал

возрасту детей. Большой интерес ребята проявляют к тем песням, которые можно инсценировать : «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др.

Впечатления детей усиливаются, когда они видят по телевидению и на концертных сценах выступления детских и взрослых коллективов в русских костюмах.

Матери и отцы всего мира хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными и счастливыми. В домашнем музицировании родители могут использовать технические средства для приобщения своих детей к русскому народному творчеству. С большой радостью дети прослушивают диски, в которых сами принимают участие. Они могут подпевать мелодию, постукивать на ложках, танцевать, используя знакомые музыкальные движения, освоенные в детском саду.

Хотелось бы поделиться с родителями опытом работы по инсценированию русских народных песен «Как у наших у ворот», «Где ты был, Иванушка?»

Сначала нужно рассказать детям :»В далёкие времена люди на Руси жили в маленьких домиках. Эти домики называли избами. Их строили по обе стороны дороги. Избы обносились деревянными заборами с широкими воротами. Умелые, трудолюбивые руки русских людей украшали избы и ворота красивой резьбой. Вырезали из дерева петушков, и прикрепляли их в верхней части ворот. Все люди, жившие в одной деревне, были хорошо знакомы между собой и любили ходить друг к другу в гости. Часто по вечерам они собирались у чьих-нибудь ворот повеселиться, сочиняли смешные песенки, распевали их». После рассказа можно послушать записи песни «Как у наших у ворот». Обратить внимание на то, что сначала поёт Стрекоза, ей в ответ пропоёт Муравей, и всё закончится пляской Мухи, Комара, Стрекозы и Муравья. Вместе с ребёнком решить кто будет исполнять главные роли Стрекозы, Муравья, Мухи, Комара. Можно привлекать дома детей постарше, а также родителям самим принимать участие. Можно распределить роли между игрушками. Обязательно отметить, что у Стрекозы голос ласковый, потому что она вежливая, добрая. Она поёт «Муравейка, милый мой!. Оформление песни вызывает у детей большой интерес.

Мы поём сами с детьми и думаем о том, что ведь это пели прадеды наши. Мы поём и невольно становимся свидетелями той далёкой эпохи и вместе с теми, кто слагал эти песни, печалимся и радуемся, учимся мудрости жизни.

В репертуаре могут быть песни любого жанра, подходящие детям по содержанию и сложности напева.

Воспитание наших детей неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. И один из путей такого воспитания-приобщение детей к музыкальному наследию своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....