Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Развитие правильной речи"
материал (подготовительная группа) на тему

Как развивается речь детей в детском  саду и как развивать дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pravilnoy_rechi.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Умение связно, последовательно, точно и обратно излагать свои мысли оказывает влияние и на этическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умение обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом.

В определенной мере проявляется умения формировать вопросы. подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища. Но не всегда дети четко отвечают на вопросы, перестраивают в предложении слова. В таких случаях прошу детей остановиться, подумать, построить ответ по-другому. Дети более активно участвуют в беде или разговоре, спорят, рассуждают, отстаивают своё мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются названием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяет характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явлений. Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, в играх, труде, а также на занятиях по подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению детей с окружающим, с природой, с художественной литературой.

Детей нужно учить пересказывать художественные произведения, рассказывать по картине, набору игрушек, придумывать начало и конец рассказа, рассказы из личного опыта, учить составлять сказки, загадки. Составление рассказов по картине относиться к рассказыванию с иллюстративным материалом.

В детском саду для обучения детей рассказыванию мы используем как предметные («Куры», «Козы»), так и сюжетные картины («Зимние развлечения», «Помощь зимующим птицам» и др.). К рассказыванию детей ст. дошкольного возраста предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, целесообразность использования языковых средств.

Осознание ребенком задания является необходимым условием правильного его выполнения.

В НОД использую все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной или сюжетной картинам, повествовательный рассказ, рассказ по пейзажной картине и натюрморту, по сериям картинок. Дети должны уметь характеризовать самое существенное в картине. Поэтому дало детям задания типа «Как можно назвать эту картину», «Придумай название», «Как назвал эту картину художник»?

При рассматривании пейзажей задаю вопросы типа: что художнику хотелось рассказать нам про этот лес (деревья, луч)? Почему художник так назвал эту картину? Что художнику кажется интересным, красивым? Вопросы типа «про что…, о чем…» побуждают ребенка истолковать картину, а не ограничиваться перечислением отдельных предметов, объектов изображенного.

Такие можно предложить детям рассказать о своей любимой игрушке.

Интересны рассказы в виде инсценировок, спектаклей с игрушками. Вопросы помогают определить характер картины, дать точную характеристику настроения, которое оно передает.

Детям очень нравиться рассматривать и описывать игрушки. Можно предложить придумать рассказ не только по одной игрушке, но и по набору игрушек.

В подготовительной группе составляются рассказы без наглядного материала (после экскурсий, наблюдений, «что мы видели в библиотеке»). Рассказывание из личного опыта оказывает на детей большое воспитательное значение. По дороге домой можно предложить ребенку рассказать «как я провел день в д/саду», «как я гулял на улице», «как я смотрел спектакль». Составляя творческий рассказ ребенок должен самостоятельно продумать его содержание.

Существуют различные виды творческих рассказов: придумывание продолжения и завершения рассказа, придумывание рассказа на определенную тему, по началу воспитателя, на самостоятельно выбранную тему.

При придумывании продолжения и завершения рассказа я сообщаю начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают сами дети. Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант. Например, при придумывании сказки на тему: «Приключения зайца» детям задаю вопросы: «как мог заяц собираться на прогулку?», «Что интересного он увидел в лесу?», «Что произошло с ним дальше?». Это дает толчок творческому воображению детей. Если рассказы составляются однообразно, то говорю с детьми о том, что ещё могло случиться с зайцем? Т.е. предложить различные варианты (на него напал волк, провалился в болото, загнали в деревне в угол собаки и т.д.). Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя всегда требует большой самостоятельности, т.к. план помогает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществить самостоятельно.

Например, в придумывании сказки «Как ёжик выручил зайца» я даю следующий план: сначала расскажите что могло случиться с зайцем, а потом как ёж мог выручить своего друга. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем, дает еще большой толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка тем должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа.

 Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой «Новое платье Лизы», «Какая игрушка понравилась Леше в д/салу». Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать концовку рассказа.

Дети подготовительной группы учатся свободно, последовательно передавать содержание небольших сказок и рассказов без помощи вопросов воспитателя. Беседа по содержанию произведения – трудный и ответственный этап занятия. При минимуме вопросов можно выяснить, удалось ли создать у воспитанников эмоционально-положительной настрой на произведение, обеспечить понимание и запоминание текста.

Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста для будущего пересказа. Стараюсь выразительно прочитать текст, интонационно выделяя диалог действующих лиц и этим помогая детям определить свое отношение к героям и событиям рассказа. Потом задаю вопросы по содержанию прочитанного. А потом даю установку на запоминание, читаю ещё раз.

Так же на занятиях проводим работу по формированию грамматического строя речи.

В НОД  включаю такие задания как:

1. Образование названий посуды (сахарница, хлебница, солонка…);

2. Дополни предложение:

Бельчонок Чик вышел из дупла, потому что…

Чик забрался на высокую ель … (Зачем?)

Он стал грызть орех, хотя…

3. «Кто у кого?»

У белки – бельчонок, у лисы – лисенок и т.д.

4. «Чего не хватает?» (Таня пошла в д/сад) Таня стала собираться в д/сад? Одела колготки? Чего не хватает? (носок, сапог, пальто и т.д.).

5. «Отгадай загадки»

Коричневая, пушистая, меховая – это воротник или варежка? Скажи почему?...

В НОД  использую словесные игры. Эти игры не только учат мыслить, делать правильные умозаключения, классифицировать предметы, но и развивают грамотную речь детей (Игра: «Я вопрос – ты ответ», «Отвечай быстро», «Подбери слово»). Эта игра развивает у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова; «скажите по-другому» - учит детей подбирать синонимы, антонимы, «Только на эту букву», «Кузовок» - активизирует словарь детей, мышление.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"

Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....

Нетрадиционное родительское собрание в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну "Развитие речи"

Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста. Включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ....

Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема: «Готовность речи ребёнка к школе»

Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема: "Готовность речи ребёнка к школе"....

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе "Готовность речи ребёнка к школе"

конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе...

Значение грамотной речи ребёнка для дальнейшего обучения в школе. Сообщение на родительском собрании в подготовительной к школе группе.

Значение грамотной речи для дошкольника. Требования ФГОС ДО к речи будущего первоклассника. Критерии грамотной, развитой речи детей 6-7 лет. Пять составляющих устной речи дошкольников: 1)произношение,...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....