Родительское собрание в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Соответствие результатов обследования возрастным нормативам развития речи»
материал на тему

Манилова Любовь Владимировна

Родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24

муниципального образования Усть – Лабинский район

Родительское собрание

в подготовительной  к школе группе компенсирующей направленности

«Соответствие результатов обследования возрастным нормативам развития речи»

Подготовила

Учитель – логопед:

Манилова Л.В.

2015г.

Г. Усть – Лабинск

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Время проведения: I период обучения, октябрь.

План проведения:

  1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?
  2. Особенности логопедической работы:
  • содержание логопедической работы;
  • формы логопедической работы.
  1. Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей старшей логопедической группы.
  2. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
  3. Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах.
  4. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».

Содержание.

  1. Логопедия - это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин  «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

  1. Чем же работа педагогов компенсирующих групп отличается от работы в массовых группах детского сада?

В компенсирующих  группах  проводится специализированная  работа с детьми по следующим направлениям:

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
  • совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму; развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
  • совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в компенсирующих  группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых  занятиях,  в индивидуальной работе.  Как  воспитателем так учителем – логопедом. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

  1. Работа в компенсирующих  группах делится на 3 периода в зависимости, от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода - обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке.

        Что же выявило обследование речи?

Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.

  1. Какова  же  роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая и  длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится главная  роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.  Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

-не ругать ребенка за не правильную речь;

- должны  поправлять  поставленный звук в речи ;

  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

     Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

   Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

  • тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
  • задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
  • весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
  • задания должны быть прочитаны ребенку;

- все задания выполняются до конца.

          Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

  1. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?  Это:
  • коррекция звукопроизношения;
  • формирование грамотной, выразительной речи;

- обучение чтению (с III периода старшей группы) и письму в подготовительной группе;

  • развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
  • усиленная подготовка к школе за счет подгрупповых  занятий по развитию речи,  ознакомления с окружающим, физкультуре, ИЗО, аппликации, лепке и т.д.
  • индивидуальный подход к ребенку;

 совершенствование  психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать, но договоренности с педагогами.

  1. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика»

Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перёд зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.

 На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительское собрание во второй младшей группе детского сада. Тема: « Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников».

Как обеспечить полноценное развитие  детей? Разговор об одном из аспектов этой проблемы – о развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук.  Основная  задача – донест...

Родительское собрание на тему "Соответствие результатов обследования возрастных нормативов по развитию речи"

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»....

Родительское собрание во второй младшей группе №9 МКДОУ Д/С №12 г. Россошь «Развитие речи и активизация словаря детей 3–4 лет»

Родительское собраниево второй младшей группе №9МКДОУ Д/С №12 г. Россошь«Развитие речи и активизация словаря детей 3–4 лет»Подготовила: воспитатель Бутовченко Е.А....

Конспект родительского собрания в группе компенсирующей направленности первого года обучения "Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

В занимательной, игровой форме родители знакомяться с играми которые способствуют развитию речи. Предлагаемые игры можно использовать дома, во время поездки или прогулки....

Возрастные нормативы развития речи детей 5-6 лет

В этом возрасте развиваются все стороны речи ребенка. Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи.Словарь. К старшему дошкольному в...

Выступление на родительском собрании подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. "Единое образовательное пространство РФ" (введение обновленных ФГОС ДО; введение ФАОП ДО)

Выступление на родительском собрании подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР."Единое образовательное пространство РФ" (введение обновленных ФГОС ДО...