Дети и компьютер
статья на тему

Влияние компьютера на психическое развитие детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_i_kompyuter.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Дети и компьютер

Автор

Назаренко Светлана Васильевна,                 

воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №232»,

Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.

Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства –  это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

  В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.

В настоящий момент увеличивается количество детей умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей.

Прежде всего, негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

 Компьютерная зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный  выход.

 Ребенка привлекает в игре:

·        Наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

·        Отсутствие ответственности;

·        Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

·        Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;

·        Возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести.

        Зависимость от компьютера осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости.

Основными критериями,  определяющими начало компьютерной зависимости, можно считать следующие:

·        беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения от безучастно-подавленного до эйфорически-приподнятого, болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы, нарастающая оппозиционность к родителям, старым друзьям, значительное эмоциональное отчуждение;

·        ухудшение памяти, внимания;

·        снижение успеваемости, систематические прогулы занятий;

·        ограничение общения с ранее значимыми людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком, значительное изменение круга общения, подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи;

·        уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела;

·        пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка;

·        появляющиеся изворотливость, лживость;

·        неопрятность, неряшливость, не характерные ранее;

·        приступы депрессии, страха, тревоги.

Данный тип зависимости, как и любая другая зависимость, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению    агрессии,   замкнутости.

У ребенка быстро формируется психологическая зависимость от игры, она отчуждает от общения со взрослыми в семье, со сверстниками. Такой ребенок живет в иллюзорном мире и не принимает реальной жизни, требующей даже от детей самоотдачи, целеустремленности.

То есть реальный мир куда обременительнее виртуального, и дети живут погруженные в этот мир. Чувство самосохранения у ребенка притуплено или вовсе отсутствует после постоянного контакта со смертью на экране.

Развивается меркантильность детского сознания. Далее развивается вестернизация, за которой стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни. Нарастает тенденция к танатизации – мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожения природы, экологической катастрофы.

Что же может спасти наших детей от нашествия виртуального мира? Наверное, прежде всего ограничение с раннего возраста безобидных электронных игр, игрушек, а с годами – ограничение времени компьютерных занятий, объяснение всей пагубности их. Общение и коллективные игры со сверстниками необходимы для психического развития детей.

Единственным проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных способов свободного времяпровождения помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагогов, родителей организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе  и   компьютера.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дети и компьютер"

Рекомендации по ограничению использования компьютера в воспитании детей....

"Дети и компьютер"

Рекомендации по ограничению использования компьютера в воспитании детей....

Дети и компьютеры

Рекомендации родителям об использовании компьютера для обучения детей....

Дети и компьютер

Это  - консультация для родителей про положительные и отрицательные стороны компьютера....

Дети и компьютер

Как приобщить современное поколение к информационной культуре...

Дети и компьютер для детей: за и против

Консультация для родителей...

Можно ли с помощью компьютера воспитать гения? Дети и компьютер: вред и польза умной машины.

Можно ли с помощью компьютера воспитать гения? Дети и компьютер: вред и польза умной машины....