Консультационные материалы для родителей.
консультация

Дрожжина Екатерина Олеговна

Предварительный просмотр:

Как справиться с проблемными детьми? 

Жаловаться на непонимание детей, на их неблагодарность, на их проблемы в нашей культуре стало нормой. Только начните разговор о детях, и вам каждая третья мать расскажет, какие невозможные проблемы существуют у ее детей или же – у нее с детьми. И проблемы эти могут быть как чуть-чуть преувеличенными (двойки в школе, замкнутость ребенка), так и вполне реальными, становящимися трагедией и болью (наркотики, уходы из дома). Средства исправления положения все выбирают разные: от нотаций ребенку – до ремня, ужесточения режима и даже до полного равнодушия.

Ни тот, ни другой, ни третий способ не являются способами решения проблемы.

Почему у родителей возникают проблемы с детьми?

Мы все живем во времена перемен, и эти перемены усложняют нашу жизнь, отражаясь на всем – даже на семье. Раньше все было понятно: в семье был патриархальный, авторитарный стиль отношений. Сейчас – возникают противоречия: старшие считают, что нужно жить так, как привыкли они, а реальная жизнь показывает, что это невозможно. Вы сами видите, как стремительно меняются нормы житья, в том числе – семейные нормы. Еще 15 лет назад мать-одиночка была исключительным явлением, а газеты пестрели статьями про то, что ребенок, выросший в такой семье, неполноценен. Сейчас же, когда выросло уже множество таких будто бы неполноценных детей, обнаружилось, что проблема была не в "одиночестве" матери, а только в отношении общества к этому вопросу. И кроме того – сейчас ситуация, когда женщина воспитывает ребенка одна, стала нормой и никого не удивляет. Та же метаморфоза за последние десятилетия произошла, скажем, с гражданскими браками. Никто уже не осуждает и не смотрит косо на фактических супругов, которые не стали оформлять свои отношения. И дети из таких семей не только не испытывают каких-то неудобств при общении с "законными" сверстниками, но часто даже и не задаются вопросом, расписаны ли их родители. Еще один вопрос, отношение к которому резко переменилось: ранние половые связи. Как бы ни хотелось родителям остановить процесс физического взросления детей, к их родительскому великому сожалению единственное, что они могут сделать – научить детей пользоваться презервативами.

Постепенно даже самым закостенелым родителям становится понятно, что руководить детьми, давая им собственный эталон жизни, нельзя – дети оказываются глухи, у них уже другая жизнь и другие ценности. В результате у родителей нарушается ощущение взаимопонимания с детьми и появляются страхи – за семью, за ребенка, за себя. А уже из этой вечной проблемы "отцов и детей" вырастают многие другие: одиночество стариков, изломанные семейные жизни детей, суициды, наркомания. Между родителями и детьми как бы выстраивается барьер. Они не способны не то что глубинно понять друг друга, подставить друг другу плечо – они чужие люди, они даже говорят на разных языках!

Для того чтобы решить глобальную проблему непонимания и множество других, менее крупных, но от этого не более простых, проблем, необходимо разобраться во многом. Например, что происходит с изменением поколенческих языков – и каким образом они меняются? Как люди из разных семей, поженившись, образуют семейное целое? Какие напряжения в семье влияют на ребенка? Как влияет на отсутствие семейной гармонии отец, который работает и все время находится далеко? Хорошо ли быть "идеальной матерью" – и какие могут быть проблемы у ее детей? Каковы отношения детей с родителями, которые много работают? Как быть с ребенком, который целый день играет в компьютер, заменяя этим реальное общение? И, наконец, как сделать семью – семьей, как сделать, чтобы детям с родителями и родителям с детьми было комфортно, тепло и интересно?

Чтобы ответить на возникающие вопросы, каждому родителю необходимо для начала вспомнить те кризисы, которые были в его семье, в его детстве. Они не могли не повлиять на него. Но они также не могли не повлиять и на его отношения с супругом, на его способы воспитания детей. Нужно вспомнить все, чтобы адекватно оценивать свою сегодняшнюю жизнь, а что-то и исправить. Ведь часто так бывает, что человек, которого унижали или били родители в детстве, пройдя через это и начав свою семейную жизнь, сам унижает и бьет своих детей, забыв о прошлом опыте. Вспомнив и оценив себя, можно многое исправить.

Кроме этого, для того, чтобы обрести понимание с детьми, каждой семье хорошо было бы восстановить целостность семейных корней: без восстановления ощущения рода в прошлом, без установления понимания со своими родителями, бабушками и дедушками, будет трудно рассчитывать на понимание в общении со следующим поколением.

Есть еще один аспект, о котором родители никогда не задумываются, а чаще даже и не знают. Когда родители жалуются на ребенка, у которого проблемы в школе, или же ребенка, страдающего ночными кошмарами, – они уверены, что человек, которому они жалуются, например, психолог, назовет причину проблемы, что-то посоветует с ребенком сделать, может, даже даст лекарства – и все исправится.

И эти родители бывают очень удивлены, когда выясняется, что "вина" или проблема ребенка на самом деле, как в зеркале, отражает проблемы родителей. Да, это так! Чаще всего ночные страхи детей, заикание, рассеянность на уроках, неуспеваемость или конфликтность – это всего лишь их, пусть и неосознанная, попытка помочь родителям! Дети вынуждены "вызывать огонь себя" – и тем самым отвлекать родителей от их собственных проблем. Сосредоточив все свое внимание на появившихся в поведении ребенка нарушениях, родители:

  • узнают, кто виноват во всех проблемах в семье, и радуются, что это – не они!
  • получают возможность меньше думать о собственных трудностях – есть проблема важнее!
  • объединяются в борьбе с этими трудностями, а чаще всего именно этого объединения родителей ребенок и добивается!

В результате таких детских неосознанных манипуляций мать начинает уделять время своему "проблемному" ребенку, вместо того, чтобы, например, делать карьеру, а отцу возникшие у ребенка трудности дают возможность почувствовать себя нужным, что особенно важно, если в семье поселились холодность и отчужденность между супругами – родителями. Таким образом, проблемы в поведении, делая ребенка якобы беспомощным, помогают ему защитить своих родителей и помочь им в налаживании семейных отношений.

Итак, проблема наших детей – мы, родители!

Признавать это неприятно, но – придется!

Могут ли сами родители справиться с этой проблемой? Мало кто может сам себе, честно и откровенно, поставить "диагноз". Но профессиональный психолог – поможет.

Как же научиться общаться с этими такими непростыми чадами? У профессионала есть множество способов. Один из них, например, заключается в том, что ребенку поручается взять на себя заботу о какой-либо стороне жизни своих родителей, например, об их счастье или, скажем, детям поручается заботиться друг о друге, то есть выполнять функции родителей. Таким подходом пользуются, когда родители, жалуясь на детей, сами являются людьми беспомощными, слабовольными: когда детям поручается "присматривать" за родителями, тронутые заботой родители сами становятся внимательнее к детям.

Для того, чтобы справиться вместе со своей, как вы теперь понимаете, общей проблемой – надо сначала установить, в чем эта проблема скрывается на самом деле. Ну, а потом – нужно захотеть ее исправить. Главное – пробудить в себе и в окружающих вас близких людях желание посмотреть на эту проблему шире, честно ее увидеть и всем вместе за нее взяться. А поможет в этом естественное чувство любви между родителями и детьми, которое всегда есть, как бы глубоко оно ни было спрятано.



Предварительный просмотр:

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=266x10000:format=png/path/s235c65242d441245/image/i05886106a00cd152/version/1374820975/image.png

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

 

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. 
        Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. 

Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: 
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. 

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».  Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. 

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. 

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? 
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой дополнительных книг. 

Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения. 

Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у вашего малыша. 

        Рекомендации к проведению упражнений: 

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)? 
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. 
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. 
  • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. 
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. 
  • В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений. 
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж. 

 Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. 

Желаю успехов!



Предварительный просмотр:

Упражнения для дыхания

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения  различных по длине отрезков.

Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

Варианты игр.

1.«Снег».

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2.«Кораблики».

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов»

3.«Футбол».

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

4. «Бульбульки».

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля.  Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть  в «бульбульки», чтобы не пролить воду.  Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

5.«Волшебные пузырьки».

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

6. «Дудочка».

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

Литература:

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М, 2005.

2. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М., 2006.

3. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. – М., 2005.

4. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. – М., 2004



Предварительный просмотр:

Тест: Когда идти за помощью к логопеду?

Если хотя бы на один из вопросов вы ответите НЕТ, следует обратиться за помощью к логопеду. 

В 3 месяца ваш ребенок: 
• Вздрагивает при внезапном звуке? 
• Умеет издавать звуки? 
• Смотрит на вас с интересом, когда вы разговариваете с ним? 
• Улыбается вам в ответ? 
• Узнает голос матери? 

В 6 месяцев ваш ребенок: 
• Поворачивается на звук? 
• Издает несколько разнообразных звуков? 
• Подражает и повторяет свои собственные звуки? 
• Пытается взглядом и/или звуками привлечь ваше внимание? 
• Гулит и улыбается в ответ на изменение выражения вашего лица? 

В 9 месяцев ваш ребенок: 
• Тянется, чтобы его взяли на руки? 
• Откликается на свое имя? 
• Пытается «заговорить» с вами? (баба, гага) 
• Мелодично гулит («напевает»), когда играет один? 
• Поворачивается на голос (услышанный разговор)? 
• Радуется, когда с ним играют, и «участвует» в разговоре? 
• Понимает, когда ему говорят «нет»? 

В 1 год ваш ребенок: 
• Показывает пальцем на предметы вокруг? 
• Повторяет ваши жесты (машет рукой на прощанье) или уже самостоятельно пользуется ими? 
• Пытается показать, чего ему хочется, с помощью движений и издаваемых звуков? 
• Протягивает вам игрушки, чтобы вы на них посмотрели и/или поиграли? 
• Радуется, когда с ним играют в прятки или ладушки, и иногда начинает игру самостоятельно? 
• Понимает простые фразы? 

В 1,3 года ваш ребенок: 
• Обычно смотрит на вас во время общения? 
• Повторяет услышанные слова? 
• Пытается говорить предложениями, однако, при этом заменяет реальные слова придуманными им самим? 
• Произносит одно-два слова? 
• Понимает простые вопросы и просьбы? («А ну-ка принеси подгузник». «Где мячик?») 

В 1,6 года ваш ребенок: 
• Говоря, смотрит на вас и затем на предмет, о котором говорит? 
• Говорит «нет»? 
• Произносит десять и более слов? 
• Понимает смысл и сам использует названия знакомых предметов (мяч, кровать, свет, автомобиль)? 
• Иногда отвечает на вопрос «Что это?»? 
• В играх с партнером меняет манеру поведения? 
• Использует игрушки в ролевых играх? 

В 2 года ваш ребенок: 
• Умеет показывать части тела? 
• Пользуется описательными словами (голодный, большой, горячий)? 
• Говорит комбинациями из двух слов? (Я пойду. Еще печенья.) 
• Задает такие вопросы, как «Что это?» 
• С удовольствием выслушивает небольшие рассказы? 

В 3 года ваш ребенок: 
• Выполняет просьбы, состоящие из двух частей? (Пойди на кухню и возьми чашку) 
• Участвует в коротких разговорах? 
• Пользуется в общении предложениями из трех и более слов? 
• Рассказывает о том, что случилось в прошлом? 
• Задает вопросы, начинающиеся со слова «почему»? 
• Другие люди - не члены вашей семьи - понимают хотя бы половину из сказанного им? 

В 4 года ваш ребенок: 
• Правильно («по-взрослому») произносит целые предложения? 
• Рассказывает истории, которые легко понять? 
• Задает вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»? 
• Задает множество вопросов? 
• Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он» и «она»? 
• Начинает разговор и может его поддержать, не отклоняясь от первоначальной темы? 
• При игре с другими может словами пояснить ролевые ситуации? 
• Другие люди - не члены вашей семьи - понимают три четверти сказанного им? 

В 5 лет ваш ребенок: 
• Может объяснить, как пользоваться тем или иным предметом? 
• Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»? 
• Рассказывает о прошедших, предстоящих и воображаемых событиях? 
• Участвует в длительных и подробных беседах? 
• Другие люди - не члены вашей семьи - понимают почти все сказанное им? 



Предварительный просмотр:

Что такое буквы и звуки?

Обычно родители говорят, что ребёнок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины смешивать нельзя!

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем.

   Для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно, если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не «эр», «Л», а не «эль», «Ш», а не «ша» и т.д.

       Родителям, детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, о звуках и буквах нужно знать намного больше.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, э, ы, е, ё. я, ю, и). Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные буквы е, ё. ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:

ё - [й'о], е - [й'э], ю - [й'у], я - [й'а].

Гласные звуки обозначаются кружочком красного цвета. Гласные звуки не бывают ни твёрдыми и мягкими, ни звонкими и глухими Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.

Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами.

Согласные звуки бывают:

- твёрдые произносятся твёрдо. Обозначаются кружком синего цвета. Например: [п], [к], [д] и т.д.;

- мягкие– произносятся мягко. Обозначаются кружком зелёного цвета.

Например: [п']= (пь), [к']= (кь), [д']= (дь).

Большинство согласных звуков имеют пару по твёрдости-мягкости. Например: [б]– [б'], [т] – [т'], [л] – [л'] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Они либо всегда твёрдые, либо всегда мягкие:

- всегда твёрдые согласные – [ш], [ж], [ц];

- всегда мягкие согласные – [ч'], [щ'], [й'];

- звонкие согласные– произносятся с участием голоса.

Например: [л], [р],.[д], [м] и др. Для определения звонкости надо приложить руку к «горлышку» и послушать, есть ли «звоночек».

глухие согласные– произносятся без участия голоса.

Например: [ф], [х] [с], [п] и т.д.

         Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:

- всегда звонкие – [й], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'];

- всегда глухие – [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'].

Необходимо четко знать и различать звуки и буквы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультационная беседа с родителями "Роль ТЕАТРА в развитии речи детей"

консультация может использоваться как основная тема для родительского собрания...

Цикл консультационных встреч с родителями по вопросам непослушания детей.

В материале предлагаю использовать определенную схему бесед-консультаций с родителями и педагогами по проблеме непослушания детей. Почему дети не хотят слушать родителей? Причин может быть очень много...

Консультационный материал для родителей «Советует логопед. Раннее развитие ребенка»

Советы логопеда родителям детей младшего дошкольного возраста....

Консультационный материал для родителей

буклет 1.Беседа на тему, какие игрушки нужны детям и тест для родителей, какое место игра с детьми занимает у вас дома.буклет 2.Материал включает в себя памятку для родителей по воспитанию культуры по...

ПОЛОЖЕНИЕ о консультационном центре для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования

УТВЕРЖДАЮ:Заведующий МБДОУ Д/С 9«  31  »       августа       2016   года.ПОЛОЖЕНИЕ о консультационном центре для родител...

Консультационные материалы

Ссылка на консультационные материалы....

консультационные материалы

консультационные материалы для родителей...