Развиваем речь ребенка в игре
консультация (подготовительная группа) на тему

Лобарева Надежда Ивановна

 

Предложенные задания помогут родителям вызвать у детей старшего дошкольного возраста интерес к слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem_rech_reb._v_igre.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Хотелось бы предложить вашему вниманию задания, которые помогают вызвать у детей интерес к слову, показывают им, как много граней у одного и того же слова, делают речь ребенка эмоциональной и яркой.

  • Попросите ребенка подобрать слова-синонимы. Например, взрослый называет словосочетание «грустный мальчик» и говорит ребенку: «Как можно этого мальчика назвать по-другому?» (Печальный, невеселый, огорченный). «Какие слова можно подобрать к слову «боится»?» (Трусит, опасается, пугается, дрожит и т. д.).
  • Пусть ребенок подберет слова-антонимы (это могут быть прилагательные, существительные, наречия). Сначала приведите пример: «Один мальчик слабый, а другой – сильный», - говорите вы. «Нож бывает острый, а бывает...» - «Тупой» - добавляет ребенок. Детям нравится эта игра, однако нельзя допускать, чтобы он в ответ произносил слова с частицей «не». («Несильный» вместо «слабый», «небыстро» вместо «медленно» и т. д.).  Вариант этой игры – образовать глаголы с противоположным значением: «Кран открыли, а потом…» - «Закрыли». «Мальчик ушел, а потом…» - «Пришел».
  • Предложите ребенку перечислить предметы, которые могут быть мягкими, или сладкими, или круглыми, или дать качественную характеристику какому-нибудь предмету. Например, ребенок должен сказать, какой может быть стол. (Круглый, квадратный, прямоугольный, деревянный, обеденный, письменный).
  • Добивайтесь, чтобы ребенок точно называл предмет, а если он не знает его названия, вы сами назовите и попросите повторить. Бывает, что вместо слова «ель» (сосна, береза) ребенок говорит «дерево». Вместо слова «ромашка» (астра, василек) – «цветок».
  • Дети могут закончить фразу, начатую взрослыми. Взрослый говорит: «Пошла бабушка в магазин и купила…». Ребенок перечисляет, что именно купила бабушка.
  • Поиграйте в игру «Угадай, что это». Например, взрослый называет такие качества овоща: круглый, сочный, красный, растет на грядке. Ребенок говорит: «Помидор».
  • Поупражняйте ребенка в образовании прилагательных. Положите перед ним несколько предметов (чашку, линейку, салфетку) и предложите ему сначала определить, из чего они сделаны, а затем образовать прилагательные. «Линейка сделана из пластмассы. Она пластмассовая» и т. д.
  • Предложите ему ответить на вопросы: «Как девочка моет посуду?» (Чисто, быстро, медленно, аккуратно).
  • Взрослый называет предмет, например, говорит: «Дом», а затем предлагает ребенку ответить, как можно сказать о большом доме (домище), а о маленьком (домик, домишко). Можно усложнить задание. Например, взрослый говорит: «У куклы голубые глаза». «Как можно сказать по-другому?» - «Голубоглазая». «У мишки короткие ноги» - «Коротконогий» и т. д.
  • Следует давать задания на самостоятельное составление предложений из нескольких слов. Взрослый говорит слова: «Мальчик писать письмо». Ребенок составляет предложение: «Мальчик пишет письмо». Можно рассматривать картинки и составлять по ним предложения или рассказ.

Не следует оставлять без объяснений слова, которые непонятны ребенку. Те слова, которые ребенок услышал в художественном произведении, необходимо включать в активный словарь ребенка. Повторить их в самых разнообразных сочетаниях. Предварительно объяснив их значение.

После чтения художественного произведения следует спросить ребенка, что вы ему причитали: сказку, рассказ или стихотворение.

Речь ребенка зависит от речи окружающих его взрослых. Если родители неверно ставят ударение в словах, изменяют по падежам несклоняемые существительные, то нет ничего удивительного в том, что дети допускают эти ошибки в своей речи.

И помните! Общение с взрослыми обогащает речь ребенка, доставляет ему много радости. Очень много дают как ребенку, так и взрослому совместные прогулки. Поделитесь своими впечатлениями об увиденном, спросите, как к этому относится малыш. Свое ощущение, радость от увиденного и познанного ребенок может выразить в рисунке, в песне, в стихотворении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем пальчиками – развиваем речь ребенка

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЕНКА, ИГРАЯ В ТЕАТР.

У ребенка находящегося под  впечатлением от услышанной сказки, возникает естественное желание показать, как шел, переваливаясь, медведь, как прыгали  зайчик,  лягушка, как бежала мышка....

Консультация для воспитателей и родителей "Развиваем речь ребенка через игру - сказку"

В этом материале вы найдете игры для развития звукопроизношения, лексико-грамматического сторя речи и развития связной речи...

ИГРАЕМ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЕНКА

Данные игры по развитию речи детей позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей ...

Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры.

Рассказано о том, как развивать речь ребенка 1-2 лет,  нормы, приведены упражнения и игры....

Играем дома и развиваем речь ребенка.

Играем дома и развиваем речь ребенка....

Консультация для воспитателей «Развиваем речь ребенка через игру - сказку»

Консультация для воспитателей «Развиваем речь ребенка через игру - сказку»...