СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ТЕАТРАЛИЗАЦИИ"
статья на тему

Герасева Галина Геннадьевна

Данный материал помогает активизировать познавательную деятельность детей, формирует устойчивый интерес к русским народным традициям, обрядам; устному народному творчеству на основе активного участия в праздниках и развлечениях в совместной творческой деятельности ребёнка со взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galla_statya.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей детей

в театрализации.

Вы спросите: почему театрализация?

И я отвечу, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребенка исходит из одной и той же условности. Потребность в игре у детей настолько велика, что уже в 2-3 года они охотно начинают изображать прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой. Действия их подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщены и потому несут в себе большой положительный заряд.

Учитывая это, элементы театрализации ввожу во все режимные моменты. При приеме детей обращаю внимание на эмоциональное состояние ребенка. Стараюсь поддержать положительный настрой ребенка или улучшить его настроение. Предлагаю выбрать рисунок, который находится в группе, соответствующий его эмоциональному состоянию. А когда замечаю изменения в одежде ребенка, спрашиваю: кого он хотел бы изображать в этой одежде? Или фантазируем вместе, затем подбираем некоторые элементы костюма в театральном уголке. Если ребенок пришел со своей любимой игрушкой, начинаю импровизацию диалога. Когда Олежка пришел с зайчиком, спросила:

- Зайчик, как тебя зовут?

  • И зайчик ответил: - Лапушка
  • Выспался ли ты, Лапушка?
  • Выспался
  • Покажи, как ты умывался (ребенок показывает)
  • А как в садик скакал? (показывает)
  • Проходи, познакомься с ребятами и поиграй. Ребенок продолжает импровизировать с детьми.

Считаю, что уместна театрализованная деятельность и на зарядке, так как все движения для поднятия тонуса верхнего и нижнего плечевого пояса и для ног можно найти в потешках, которые легко инсценируются. Текст подсказывает жесты и движения иногда и звукоподражания. Например:

Тяни холсты на покроичку - с силой разводить руки в стороны

Тяни холсты на рубашечку.

Тяни-потягивай,

Поперек накладывай. - Хлопать сверху одной ладошкой по другой.

Тут и расширение словаря ребенка и математика (поперек накладывай), а руки воспитателя вербально без слов все объяснят.

Правда, здорово? И таких примеров может быть бесконечно много. Потешки с жестами, движениями, звукоподражаниями улучшают настроение ребенка, способствуют его раскрепощению движений, развивают воображение и творческость, так как частенько текст потешки говорю, но движений не показываю, прошу показать, например как стоит птичка на одной ноге. И многие дети встанут по своему. Задания стараюсь не объяснять подробно, оставлю место для детского творчества и игры воображения. А вот в потешке «Трах-бах» прошу детей показать и настроение Вани.

Трах-бах-тарабах, - На месте пружинить ногами

Едет Ваня на волах.

Едет Ваня на волах,

Держит дудочку в руках. - Играть на дудочке.

Он на дудочке играет.

Ребятишек забавляет.

Эти потешки легко запоминаются и используются детьми в дальнейшем в самостоятельной деятельности, и нет надобности в нудном заучивании. Нравится мне и детям потешки в других режимных моментах. При подъеме говорю ребятам:

Ай туки-туки-туки.

Застучали молотки,

Залучали молотки,

Загудели локотки.

Тук-ток, тук-ток,

Уж пора вставать дружок.

Поднимайтесь ножки, бегите по дорожке.

Занятия по развитию речи стараюсь проводить в форме театрализованной игры, а также комплексных занятий, т.к. изобразительная деятельность постоянно очень взаимосвязана с театрализацией. Предлагаю нарисовать персонажей из потешек или считалок, вылепить или сконструировать из бросового или природного материала. (приложение занятия «Здравствуй, Котенька, коток!»)

С большим удовольствием дети показывали своим родителям театрализацию потешек на «Осенних встречах» ( такая форма собрания) перед родителями. Где я попыталась заразить родителей желанием заниматься с детьми театрализацией Мамы и папы остались, очень довольны, но особенно их дети.

Для вовлечения родителей в театрализованную деятельность подготовила, «Устный журнал». Здесь дети и родители равноправны, так как будут вместе разыгрывать веселые потешки. Подготовила рекомендации по созданию домашнего театра и как начать играть в театр с ребенком. А объявление об этом сделали, в форме небольшой рекламы. (Приложение «Устного журнала» и объявления.)

Хочу в ближайшем будущем предложить родителям устраивать в вечернее время (по желанию родителей и детей устраивать) «Вечерние посиделки», где ребенок и его родные могли бы по нашим выкройкам изготавливать и шить игрушки из различных материалов, затем тут же обыгрывать, вспоминать потешку, рассказать историю.

В информационном уголке для родителей имеются папки-передвижки с рекомендациями и заданиями для родителей по театрализации.

Родители наших детей с удовольствием откликаются на наши просьбы и предложения и многое уже сделали по созданию различных видов театров для детей. Очень нравится детям пенечки, на которые можно ставить разные игрушки и представлять лесную избушку. А с каким удовольствием дети играют в резиновые игрушки, на которые прежде и не смотрели. А почему? Их мамы связали юбочку, воротничок и др. Игрушки просто ожили в руках детей Напольная кукла «Дашенька» очень нравится детям и часто играет с ними. Не отказываются родители и в пошиве костюмов и изготовлении декораций и атрибутов для инсценировок. Самое главное, что они понимают значимость театрализации и дома, прислушиваются к нашим рекомендациям и советам, когда мы просим понаблюдать на прогулке за повадками зверей, как качаются кусты и деревья от ветра, поиграть на прогулке, изображая походкой. Жестами, мимикой и голосом кошечку, собачку, лошадку и др. Представить как заяц и утенок переходят через речку по камушкам, а речка какая? (Узкая, широкая) Как вода течет? Как медведь и заяц ловят бабочку, как у зверей болят зубы. Показать, как летает маленькая птичка, а большая?

Интересные игровые задания я нахожу в сборнике Евгения Синицына «Умные стихи». Задание

Закончи предложение:

Лягушка квакает.

Козленок....

Теленок....

Собака...

Кошка ...

Волк....

Слон...

Тигр...

Мышь...

Могут ли вещи разговаривать?

Если - нет, то почему

Если - да, то скажи, как может разговаривать:

  • диван
  • дверь
  • книга
  • лампа
  • спичка
  • вода
  • стул
  • печатная
  • машинка
  • часы
  • холодильник
  • пол
  • блюдце с чашкой?

Малыш, а ты когда-нибудь брал в руки морскую ракушку, прислонял ее к уху?

Что ты слышал? Расскажи.

ТИШИНА

Слушай, что это звенит?

Может быть ползет в зенит реактивный самолет?

Сам летит и сам поет?

Может быть мохнатый жук, только что покинул сук?

Жук ничем не знаменит, скучно- вот он и звенит?

Нет ни мухи, ни жука, нет ни грома, ни гудка.

Вслушайся: звенит одна в целом свете ТИШИНА.

Тишина может звенеть? Если нет, то почему (Если да, то ГДЕ и КОГДА это может происходить)?

А такие задания как:

Сообрази и доскажи словечко,

Сообрази и доскажи голоса и движения животных и другие задания можно подобрать в книге Джежелей «Помогайка».

Прошу родителей поискать дома книжки с потешками о котах, о птицах, о мышах и также подобрать иллюстрации к потешкам и др. Для продуктивной работы по театральной деятельности в нашей группе имеется несколько видов театров для детей:

1   Театр игрушек

2. Настольные театры, в том числе на йогуртах, берестяной и др.

  1. Театр на фланелнграфе
  2. Театр маски
  3. Театр медалей
  1. Уголок ряжения
  2. Пальчиковый театр
  1. Театр рукавичка
  2. Би-ба-бо
  3. Театр картинки
  4.  Театр-сумочка

12 Волшебный телевизор

13. Напольная кукла

В дальнейшей работе хотим уделить больше внимания по созданию напольных кукол, так как видим большую заинтересованность детей. Занимаясь с детьми театрализацией видим, что дети стеснительные -стали более уверенными, а смелые - более выразительнее выполнять задания, играть роли, дети правильнее стали отвечать на вопросы и задавать их, богаче и интереснее становится детская речь, даже за такой небольшой промежуток времени.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра

Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

Статья по теме: "Развитие вопросительно - познавательной активности у детей с ОНР"

В статье описаны основные этапы и приемы работы по развитию  вопросительно - познавательной активности у детей с ОНР....

Презентация опыта работы на тему «Развитие художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем бол...

Презентация проекта на тему: «Развитие художественно– творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Данный материал содержит презентацию по теме «Развитие художественно– творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования».  В презентации раскрыты  ключевые момент...

Статья «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ» (Опыт работы)

Первой ступенью общего образования ребенка является дошкольное образование. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Так как дошкольник сам...

Представление опыта работы по теме: "Развитие интеллектуально - познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр"

Представление опыта работы по теме: "Развитие интеллектуально - познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр"...

Статья на тему: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития...