Мастер класс Яковлевой Л.В.
презентация к уроку на тему

Яковлева Любовь Венедиктовна

преПрепредставление опыта работы по развитию компонентов устной речи  с использованием метода наглядного моделирования, лингвистических игр   с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_yakovlevoy_l.v.docx100.57 КБ

Предварительный просмотр:

       Цель мастер - класса: представление опыта работы по развитию компонентов устной речи  с использованием метода наглядного моделирования, лингвистических игр   с детьми старшего дошкольного возраста. 

    Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер – класса по развитию речи дошкольников посредством лингвистических игр, метода наглядного моделирования;

- познакомить участников мастер – класса с методом наглядного моделирования, представить комплекс лингвистических игр, направленных на развитие компонентов устной речи;

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование метода наглядного моделирования, лингвистических  игр в воспитательно-образовательном процессе.

  

      Ход мастер – класса

  1 часть мастер – класса

    Ведущий:  Здравствуйте, уважаемые коллеги!    Я  рада приветствовать Вас на мастер – классе на тему «Метод моделирования. Лингвистические игры».

     В дошкольном возрасте  дети становятся более самостоятельными и начинают общаться с широким кругом людей, со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Красивая правильная речь – залог успешного обучения в школе. За последнее время в нашей стране значительно увеличилось  количество детей, имеющих те или иные речевые отклонения.  Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Поэтому задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

     Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения родному языку,  решаются свои задачи речевого развития ребёнка,  

    Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь.

    Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать  - вот что необходимо ребенку».

    В ходе непосредственно образовательной деятельности дошкольников использую лингвистические игры во всём их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка.

    И сегодня на мастер – классе хочу предложить  вам систему игр и игровых упражнений, метод наглядного моделирования, направленных на активизацию речевого развития детей. При проведении любой игры нужно помнить золотое правило организации и руководства любой деятельностью детей, в том числе и игровой:  ребенку должно быть интересно и комфортно.

   Все лингвистические игры я разделила на группы по  направленности на решение какой-то одной главной задачи, хотя параллельно с ней в этой игре будут решаться и другие задачи.

Игры на развитие звуковой культуры речи.

   В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

Игра «Спрятался ловко в моем кулаке..»
Цель – развитие умения называть слова  на определенный звук

     У воспитателя заранее приготовлен шарик, на котором нарисована фигурка клоуна в большом колпаке (или другая интересная фигура). Шарик дети не видели (он в кулаке воспитателя).

Спрятался шарик в моем кулаке

Маленький шарик в большом колпаке

Ну, ка сама на него погляжу

 если хотите, и вам покажу.

Только сначала вам нужно назвать

Несколько слов со звуком «Л» в начале слова. Скажем, пять (лампа, лиса, лист и др.)

  Необходимо учитывать один момент: если педагог заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

Игра «Строим дорожку».
Цель – развитие фонематического слуха.

     Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся  следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе педагог активно помогает детям правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе педагог уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук.

Игра «Ловушка».
Цель – развитие умения услышать в слове определённый звук.

   Учитель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши.

Игры на формирование грамматического строя речи


Игра «Кузовок».

Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:

 -Вот тебе кузовок,
-Клади в него, что на –ок.
-Обмолвишься – отдашь залог.

  Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством учителя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.).

 Игровое упражнение «Чьё всё это?».
Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном  числе и падеже.

Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

 -Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
-Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
-Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи. 
-Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
-Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

 Игры на обогащение словарного запаса.  

       В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра «Наоборот».
Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей)

   Педагог  кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч педагогу.

Игра «Какой предмет?»
Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов –  признаков и правильно их согласовывать.

Содержание игры заключается в следующем: педагог показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры поочереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.


Игра «Что бывает?»
Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.

Эта игра заключается  в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов. 
-Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
-красное – платье, яблоко, знамя, …

Игры на развитие связной речи
 Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д. Некоторые из таких игр и игровых предложений я привожу ниже.

Игровое упражнение «Распространи предложение».
Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое педагогом предложение, опираясь на наводящие вопросы.  Например, педагог начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)».  Или более усложнённый вариант: «Дети идут в школу, чтобы … .

Игра «Пойми меня».
Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

    Педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше педагог объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось педагогу. После этого дети рассказывают про свои подарки поочереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

     Также для развития речи дошкольников очень хорошо использовать метод наглядного моделирования. 

     Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

     В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.

    В качестве элементов модели могут выступать различные символы (например, геометрические фигуры, символические изображения, планы или условные обозначения и другие).

   Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

     1. Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слово.

В игру входят пиктограммы с изображением:

слов-предметов: гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей, заяц, лиса, лягушка;

img1

слов-действий: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит, покажи;

img2

Взрослый предлагает найти две пиктограммы по предложению:
“Солнце светит” или “Бабочка летает”…

Взрослый предлагает две пиктограммы, а ребенок составляет предложение.

Взрослый предлагает две пиктограммы “воробей” и “ползает”.
Ребенку предлагается исправить ошибку и произнести правильное предложение.

    2. Модель - схема – по которой ребенок может описать  предмет посуды, одежды, игрушек, животных и т.д. Данная схема помогает ребенку составить полный описательный рассказ.

    3.Фигуры – заместители - геометрические фигуры или другие обозначения.

В качестве заместителей удобно использовать бумажные круги, квадраты. различающиеся по цвету, величине в зависимости от различий между персонажами.

   4. Мнемотаблицы  - служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;

– пересказывание текстов;

– составление описательных рассказов.

   Имея возможность смотреть на графическую схему, ребенок гораздо легче составляет логичный рассказ. Графическая схема при этом служит не подсказкой, а средством обучения.

Например: обучение пересказу рассказа «Белка».

Это было летом. Маша с дедушкой встали рано и пошли за грибами. Узкая тропинка уводила их в лес. Девочка подошла к большому дереву. Вдруг что-то стукнуло ее по голове. Смотрит Маша, а это белый гриб. Его уронила белочка. Она сидела на суку. Зверек был маленький, рыженький с большим пушистым хвостом. Белка готовила запасы на зиму. Она на ветках сушила грибы.

сюжетные картинки

    В работе со старшими  дошкольниками  можно использовать другой тип образных средств, которые можно назвать условно-символическими. Дети учатся  умению обозначать cимволом реальный образ или  несколько образов, выделив в них  общие признаки: треугольник и круг над ним – это девочка, и внучка  Машенька, и  Снегурочка, и Аленушка; элементы – уши, хвост – это  и мышка, и бобры из сказки  «Дорога  на  мельницу»;  волнистые линии – и река, и дорога.

  При создании символических изображений обсуждается значение каждого из используемых  символов. Корона на голове человечка свидетельствует о том, что он –  принц. Полукруг с  косыми  полосами – колючий  еж. Волнистая  линия – дорога, река. Метод графической аналогией подводит детей к умению выделять в образе самое главное, формируется воображение, способность  к преобразованиям. 

   Таким образом, использование наглядных моделей позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон. Они могут описывать предметы, составлять рассказы, т.е. развивается и совершенствуется связная и монологическая речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...