Шпаргалка для родителей детей с нарушениями зрения от 3 до 4 лет.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Рекун Елена Викторовна

В "Шпаргалке" намечены пути развития у ребёнка соответственно его возрасту зрительного, овязательного, вкусового, слухового и обонятельного восприятий, восприятия и воспроизведение сложной формы, обозначены задачи формирования умений ориентироваться в пространстве, предложены способы развития зрительно-моторной координации, зрительного внимания, эмоцианальной сферы, рассмотрены вопросы развития мелкой моторики пальцев рук. После описания каждого направления работы родителям предложены игры и упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шпаргалка для родителей детей с нарушениями зрения от 3 до 4 лет.

Тифлопедагог Рекун Е.В.                                                                                                  стр.  из

Уважаемые родители!

Цель этого пособия – помочь вам взрослым организовать плодотворную совместную деятельность с вашей дочкой или сыном. Играя с ребёнком, вы разовьёте у него зрительное, осязательное, вкусовое, слуховое, обонятельное восприятие и сформируете представления о таких свойствах предметов, как цвет, форма, величина, вкус, запах и другие. Научите его ориентироваться в пространстве, поможете развить зрительно-моторную координацию, необходимую для выработки навыков правильного письма и рисования; разовьёте эмоциональную сферу вашего ребёнка, а также расширите его словарный запас.

Увлекая за собой ребёнка в игровое познание окружающего мира необходимо, прежде всего, помнить, что ваш ребёнок требует особого отношения к созданию для него оптимальных офтальмо-гигиенических условий, которые более подробно расписаны в пособии «Памятка родителям об охране зрения детей».

Перед тем, как приступить к выполнению игровых заданий, внимательно изучите соответствующий раздел. Если возникнут какие – либо затруднения, обратитесь за дополнительной информацией к тифлопедагогу Елене Викторовне.

Выполнение игровых заданий должно быть основано на совместном творчестве взрослого с ребёнком. Обязательно объясните задание и убедитесь, что ребёнок его правильно понял. Задания не должны утомлять ребёнка и могут длиться не более 15 минут.

Чтобы поддерживать у ребёнка интерес к совместной деятельности с вами используйте просьбу от имени его любимой игрушки.

Хвалите ребёнка за правильное выполнение задания. За старательность, аккуратность, настойчивость, инициативу, смекалку. Ведь многое из того, что взрослым кажется простым и очевидным, требует от него больших усилий!

Учение должно быть радостным!

Надеюсь, что предложенные игровые задания увлекут вашего ребёнка, позволят ему плодотворно подготовиться к будущей учёбе в школе.

Успехов вам и вашему малышу!

Для занятий с ребёнком вам потребуется материал:

Цветная бумага, цветная самоклеющаяся бумага, цветной картон, ножницы, клей для бумаги, цветные карандаши, цветные фломастеры, краски, кисточка, карандаш – штамп, бумага для рисования, трафареты по темам: геометрические фигуры, животные, птицы, овощи, фрукты, мебель, транспорт, посуда, одежда, обувь, головные уборы и др., счётные палочки, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и формы (шар, куб, «кирпичик», «крыша», пластина) разного цвета и разного размера, игрушки и предметы сделанные из бумаги, ткани, дерева, железа. Дополнительный материал указан в играх.


К четырём годам,

БЛАГОДАРЯ НАШИМ С ВАМИ СОВМЕСТНЫМ УСИЛИЯМ,

ребёнок сможет:

Цвет

1. Различать и называть эталоны цвета:

Красный   Синий   Зелёный   Жёлтый

Белый   Чёрный   Оранжевый    Коричневый

2. Выделять цвет в окружающей среде

Примерные упражнения и игры:

  • Какого цвета предмет? (огурец, заяц, лист и т.д.)
  • Найди, принеси зелёный (красный, синий и др.) кубик. Какого цвета кубик ты принёс?
  • Найди все предметы зелёного, синего и др. цвета. Разложи по цвету. Какого цвета предметы?

Форма

1. Узнавать и называть геометрические фигуры:

Круг                  Квадрат             Треугольник

2. Узнавать и называть геометрические формы:

Шар          Куб          «Кирпичик»          Пластина          «Крыша»

                                                                                 

Примерные игры и упражнения:

  • Найди такую же геометрическую фигуру. Как она называется? Что у неё есть (нет)? Какие части (стороны, углы).
  • Выбери (собери) все круги, треугольники и т.д.
  • Закрась кружок красным цветом, квадрат – жёлтым, треугольник – синим цветом. Расскажи, какая г.ф. какого цвета?
  • Обвести пальчиком по стрелкам, как показано на рисунке.
  • Обведи г.ф. по трафарету, по шаблону.
  • Обведи красным фломастером (карандашом) по точкам большой круг, а синим – маленький.

3. Соотносить формы и фигуры.

Примерные игры и упражнения:

  • Взять геометрическую форму, положить её на лист бумаги, попросить ребёнка посмотреть, что получится, если вы обведёте г. форму по контуру. Какая г. фигура получилась?
  • «Рассели формы по их домикам» - Положи на круг, треугольник, квадрат похожие на них геометрические формы шар, «крышу», куб. Почему так? Объясни.

4. Выделять форму в окружающих картинках и предметах.

Примерные игры и упражнения:

  • Из каких геометрических фигур сделан домик?              (квадрат, треугольник)
  • Показываете матрёшку, снеговика, шарик воздушный, коробку и другие предметы и игрушки. Из каких г. форм они получились? (На какую геометрическую форму похожи части снеговика? (на шар), а коробка? (на куб) и т. д).
  • Выложи из палочек квадрат, треугольник.

Величина

1. Соотносить предметы по величине:

по высоте, по длине, по ширине.

Примерные игры и упражнения:

  • Найди такую же игрушку (предмет)  по высоте (длине, ширине).

2. Сравнивать два предмета по величине и словесно их обозначать.

Примерные игры и упражнения:

  • Сравни способом приставления высоту двух машин (пирамидок, банок, коробок, зайцев, медведей и др. игрушек). (Ребёнок приставляет одну игрушку к другой.)
  • Расскажи какие предметы по высоте, сравнивая, их друг с другом. Примерный ответ: «Эта машинка высокая (показывает высоту), эта машинка низкая (показывает высоту)»
  • Сравни способом приложения или наложения

два прямоугольных предмета (одинаковые по ширине, но разные по длине: ленточки, шарфики, дощечки, полотенца, коврика…).

  • Расскажи, какие предметы по длине, сравнивая, их друг с другом. Примерный ответ: «Эта полоска (показывает длину) длинная, эта (показывает длину) самая короткая».
  • Сравни способом приложения или наложения

две (а) дорожки (и другие предметы прямоугольной формы разной ширины, но одинаковой длины).

  • Расскажи какие предметы по ширине сравнивая их друг с другом. Примерный ответ: «Эта полоска (показывает ширину) широкая, эта (показывает ширину) узкая».

Ориентировка в пространстве

1. Ориентироваться на самом себе.

Примерные игры и упражнения:

  • Расскажи где у тебя находится голова, ноги, живот, спина; как называется эта ручка, ножка, ухо, глазик и т.д.?

2. Ориентироваться относительно себя.

  • Где находится потолок, пол? С какой стороны от тебя окно, дверь, шкаф и т.д.?

(Ребёнок должен использовать в речи слова: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа.)

3. Ориентироваться в месторасположении одного предмета относительно другого.

Примерные игры и упражнения:

  • Поставьте перед ребёнком кубик на кубик положите шарик. Спросите у ребенка, где находится шарик? (вверху, на кубике), а где находится кубик? (внизу, под шариком)
  • Поставьте перед ребёнком домик, за домик поставьте ёлочку. Спросите у ребенка, с какой стороны от ёлочки стоит домик? (впереди), а ёлочка от домика? (сзади, за домиком)

4. Ориентироваться на листе бумаги.

Примерные игры и упражнения:

Дайте ребёнку лист бумаги, на котором нарисованы г.ф.: красный круг находится на середине листа, зелёный треугольник – на нижней стороне листа, синий квадрат – на верхней стороне листа, жёлтый круг – на правой стороне листа, красный треугольник – на левой стороне листа.

Вопросы к ребёнку.

Где находится красный круг? (на середине листа)

Где находится зелёный треугольник? (на нижней стороне листа)

Где находится синий квадрат? (на верхней стороне листа)

Где находится жёлтый круг? (на правой стороне листа)

Где находится красный треугольник? (на левой стороне листа)

5. Оценивать взаимоположение предметов в пространстве с помощью предлогов и наречий: в, на, под, за, вверху, внизу, впереди, сзади.

Примерные игры и упражнения:

Игра «Где лежит мячик?»

Перекладываете мяч с одного места на другое место и одновременно задаёте ребёнку вопрос: «Где лежит мячик?» (на столе, под столом, в коробке, впереди куклы, сзади куклы и т.д.)

Восприятие и воспроизведение сложной формы

1. Анализировать образец и конструировать из 2 – 3х геометрических фигур.

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «Сделай предмет как у меня»

Даёте ребёнку образец: картинку с нарисованными (наклеенными из цветной бумаги) предметами, сложенными из геометрических фигур, состоящими из 2 – 3 элементов (гриб, ёлочка, домик и др.);  набор геометрических фигур разного размера, цвета, вырезанный из цветного картона.

Предлагаете ребёнку сложить грибок, ёлочку и др. как на рисунке.

2. Составлять целое из частей

  • реального (цветного) изображения из 2 – 4 частей;
  • контурного изображения из 2х частей.

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «Сложи из частей целое»

Даёте ребёнку картинку – образец, разрезанные на 2 – 4 части предметные картинки (пирамидка, ёлочка, мишка, мячик, яблоко, груша, морковка, машина и другие). Картинки могут быть разрезаны на квадраты, прямоугольники, треугольники.

Предлагаете ребёнку сложить из кусочков целую картинку, такую же как у вас.

  • Игра «Сложи картинку из кубиков»

Ребёнку даются кубики, на которых изображены части какого-либо предмета (животные, птицы, посуда, игрушки, овощи, фрукты и др.).

Предлагаете ребёнку сложить из кубиков целый предмет.

Развивать конструктивный праксис

1. Складывать пирамидку из  3 – 6 уменьшающихся по размеру колец.

  • Игра «Сложи пирамидку»

Ребёнка необходимо научить способу складывания пирамидки: каждый раз, перед тем как нанизать кольцо на палочку, необходимо выбрать самое большое кольцо, из оставшихся разобранных, способом наложения одного кольца на другие, до тех пор, пока не будет найдено самое большое из них, которое и надо нанизать на палочку.

2. Складывать фигуры и предметы из счётных палочек (веточек, трубочек и др.):

  • по образцу (4 – 5 палочек)
  • по памяти (3 – 4 палочки)
  • по замыслу.

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «Сложи предметы из палочек»

Вам потребуются счётные палочки, картинки с изображёнными на них предметами, выполненными из палочек.

Вариант 1.

Выкладываете из четырёх – пяти  счётных палочек квадрат, треугольник, дом, стул, стол, кровать, совок, ёлочку, грибок и т.д.

Предлагаете ребёнку сложить из палочек такой же предмет.

Вариант 2.

Даёте ребёнку карточку с изображением простых предметов, выполненных из палочек. Просите ребёнка сложить такой же предмет, глядя на картинку.

Вариант 3.

Показываете ребёнку предмет из палочек, выложенный вами  или нарисованный на картинке. Предлагаете ребёнку запомнить расположение и количество палочек в предмете. Закрываете образец, предлагаете ребёнку выполнить этот предмет по памяти. После того как ребёнок выполнит задание, откройте образец и дайте ребёнку исправить ошибки, если такие имеются.

3. Складывать кубики Никитина

Если нет возможности приобрести кубики Никитина, есть альтернативный вариант.

  • Игра «Сделай узор»

Вам потребуются:

  • квадраты красного, синего, жёлтого, белого цвета; квадраты, разделённые цветом на два треугольника: красный и белый, синий и белый, жёлтый и синий. Количество цветов квадратов и вариаций цветов треугольников с годами можно увеличивать;
  • карточки с нарисованными узорами из четырёх квадратов в различном сочетании узоров.

Попросите ребёнка, глядя на образец, выложить такой же рисунок из квадратов.

Зрительное внимание

1. Находить отсутствующие детали в изображении.

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Найдите в журналах или нарисуйте, сделайте аппликацию предметов, простых сюжетных картинок по  различным темам: посуда, транспорт, животные, птицы, одежда, обувь, головные уборы, инструменты и др.

Предложите ребёнку найти в этих картинках отличия.

  • Игра «Чего не хватает?»

Берёте сломанную игрушку, посуду, одежду с недостающими деталями, расчёску с недостающими зубцами и т.д. и просите ребёнка рассказать, чего не хватает в предмете.

2. Находить одинаковые детали в изображениях.

  • Игра «Найти одинаковые предметы»
  • Игра «Найти одинаковые шапочки, юбочки, шарики и т.д.»

3. Находить отличительные детали в изображениях.

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «Найти отличия»

Найдите в журналах, нарисуйте сами две картинки одинаковые на первый взгляд, но с отличительными деталями (отличаться может размер, цвет, форма, направление движения; отсутствие, какого – либо предмета на одной из картинок).

Предложите ребёнку найти, показать и рассказать, чем одна картинка не похожа на другую.

  • Игра «Художник»

Рисуете ребёнку два предмета отличающиеся друг от друга простыми деталями.

Просите ребёнка рассказать, чем отличают эти предметы. Предлагаете ребёнку дорисовать недостающие детали так, чтобы предметы стали одинаковыми.

Примечание: Хорошо, если в играх на нахождение отсутствующих (одинаковых, отличительных) деталей ребёнок самостоятельно расскажет, чем картинки (предметы) одинаковы, отличаются или какие у них детали отсутствуют. Это поможет ему научиться словесно выражать свои мысли, разовьёт связную речь. Если ребёнок не заметил 1 – 2 признака, подскажите ему, обратите его снимание на них.

4. Развивать зрительное внимание и память.

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «Что исчезло?»

Выставляете перед ребёнком три – четыре предмета. По вашей просьбе ребёнок закрывает глаза или отворачивается. В это время вы убираете одну игрушку. Ребёнок должен внимательно посмотреть и сказать какая игрушка убежала?

По степени успешности выполнения задания количество игрушек может увеличиваться или уменьшаться.

  • Игра «Что изменилось?»

Проводится аналогично игре «Что исчезло?» только игрушки вы меняете местами.

В роли ведущего игры иногда может выступать и ребёнок.

Примечание: в играх «Что исчезло?», «Что изменилось?» начинайте с предъявления ребёнку 3 – 4 предметов, добавляя их количество, если ребёнок с лёгкостью выполняет задание.

Осязание (с закрытыми глазами)

1. Владеть способами осязательного обследования

  • плоских предметов
  • объёмных предметов.

Методике обследования различных предметов вы можете узнать на консультациях у тифлопедагога.

Важно научить ребёнка обследовать предметы одновременно двумя руками!!!

2. Узнавать и называть предметы на ощупь:

  • реальные предметы
  • модели (игрушек)
  • геометрические фигуры
  • геометрические формы.

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «Чудесный мешочек»

В эту игру можно играть хоть каждый день, меняя только содержимое мешочка, которое может быть следующим: игрушки из различного материала, геометрические фигуры, геометрические формы, муляжи или натуральные овощи и фрукты.

Вариативность этой игры так же может быть разнообразной.

Вариант 1.

На глазах у ребёнка складываете предметы в мешочек и просите его достать только тот, предмет, который вы назвали.

Вариант 2.

Ребёнок не знает что лежит в мешочке. По вашей просьбе он опускает две руки в мешочек, ощупывает предмет, говорит, что нашёл и только тогда достаёт его из мешочка. Если ребёнок назвал предмет правильно, то забирает его, если нет, то кладёт обратно в мешочек.

Если нет мешочка, то поможет обыкновенная повязка на глаза, при условии позитивного отношения ребёнка к этой повязке.

3. Дифференцировать предметы по материалу, из которого сделаны предметы:

  • Дерево,
  • Железо,
  • Ткань,
  • Резина,

по характеру поверхности и словесно обозначать качества предметов:

  • Мягкий,
  • Твёрдый,

по температурным свойствам предмета:

  • Горячий,
  • Холодный,
  • Тёплый.

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «Из чего сделаны предметы?»

Для игры вам потребуются игрушки, предметы сделанные из железа, бумаги, ткани, дерева.

Рассматриваете, ощупываете с ребёнком предметы, описываете материал, из которого они сделаны. Складываете игрушки в мешочек или закрываете ребёнку глаза повязкой, даёте в руки ребёнку предмет (сам берёт из мешочка) и просите его рассказать, из чего он сделан?

  • Игра «Чудесный мешочек»

Вариант 3.

Достать из мешочка только те предметы, которые сделаны из дерева, железа, бумаги, ткани. Рассказать какие они на ощупь. Ребёнок должен использовать в своей речи слова: холодный, тёплый, твёрдый, мягкий.

Вариант 4.

Ребёнок достаёт по вашей просьбе из мешочка только мягкие (твёрдые, колючие, пушистые, гладкие) предметы.

  • Игра «Найди дома все холодные, тёплые, горячие предметы»

Слуховое восприятие

(с закрытыми глазами, если объект ребёнком может быть увиден;

с открытыми глазами, если объект не виден ребёнку)

1. Определять направление звука

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «С какой стороны звенит?»

Закрываете ребёнку глаза повязкой. Предлагаете ему показать рукой в ту сторону, откуда он слышит звон колокольчика, погремушки, бубна на котором играете вы. Звук может идти сверху, снизу, спереди, сзади, слева, справа.

  • Игра «Где что происходит?»

Закрываете ребёнку глаза повязкой. Предлагаете послушать и сказать, что происходит вокруг и показать рукой, откуда этот звук? (захлопнулась дверь, скрипнула половица, тикают часы, мяукает кошка, гудит машина и т.д.)

2. Дифференцировать звучащие музыкальные инструменты.

  • Игра «На чём играю?»

Соберите все музыкальные инструменты у вас в доме (барабан, бубен, колокольчик, дудочка, свисток, гармошка и др.). Закройте их ширмой или попросите ребёнка отвернуться от них. Сыграйте на каком – либо инструменте, спросите ребёнка, на чём вы играли.

Обонятельное восприятие

(с закрытыми глазами, если объект предъявляется непосредственно к носу; с открытыми глазами, если объект не виден ребёнку)

Воспринимать запахи продуктов питания, напитков, парфюмерии, продуктов горения и другие.

Для проведения игр по развитию обонятельного восприятия вам потребуются овощи, фрукты, напитки и другие ароматные продукты питания; парфюмерная продукция.

Обращать внимание ребёнка на запахи можно дома, в различных учреждениях, на улице.

  • Игра «Чем пахнет?»

Вкусовое восприятие (с закрытыми глазами)

Определять продукты питания, напитки по их вкусу, рассказывать какой продукт (напиток) на вкус (сладки, солёный, горький, кислый).

Для проведения игр по развитию вкусового восприятия вам потребуются овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, кисломолочные продукты, напитки и другие продукты питания.

  • Игра «Что ты ешь?»
  • Игра «Какой на вкус?»

Мелкая моторика пальцев рук

Очень важно развивать мелкую моторику пальцев рук в различных видах деятельности, таких как:

  • массаж пальцев, ладоней
  • лепка из глины, пластилина, теста
  • конструирование
  • складывание мозаики
  • нанизывание на шнурок: г.ф., бусин, ягод, шариков и др.
  • обрывание бумаги
  • аппликация
  • шнуровка

обращать внимание ребёнка на то, как нужно правильно держать карандаш, когда он:

  • рисует
  • обводит трафареты, шаблоны, через копирку, через кальку
  • штрихует
  • закрашивает
  • печатает карандашом – штампом.

Предлагая ребёнку напечатать карандашом – штампом узоры на картинках, раскрасить, заштриховать картинки, обращайте его внимание на то, что делать это нужно аккуратно, не выходя за контуры рисунка.

Для проведения линий штриховки нельзя пользоваться линейкой. Следите, чтобы ребёнок правильно держал карандаш, соблюдая инструкцию по проведению линий штриховки в отношении направления движения.

Зрительно – моторная координация

Развивать зрительно – моторную координацию.

«Лабиранты»

«Виражи»

«Фигуро – фоновое различение», «Зашумлённость».

Эмоции и чувства

Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребёнка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять чувствами. Чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребёнок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Необходимо научить ребёнка понимать не только свои чувства, но и переживания других людей.

В младшем дошкольном возрасте мы знакомим детей с эмоциями:

  • радость,
  • грусть (печаль),
  • спокойствие.

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «Какое настроение?»
  • У тебя (используйте зеркало)
  • У взрослого
  • У людей (животных) нарисованных на картинке
  • На пиктограмме.

Сначала вы просите ребёнка угадать по вашему выражению лица ваше настроение, спрашиваете у ребёнка, как он догадался? Затем рассматриваете мимику вашего лица, глядя вместе с ребёнком в зеркало, обращаете внимание ребёнка на положение бровей, губ, выражение глаз. Потом можно попросить ребёнка найти на картинках такое же настроение и внимательно рассмотреть, сравнить нарисованную эмоцию с вашей. Попросите ребёнка показать ту или иную эмоцию придумывая для него различные ситуации, например: ты получил подарок, покажи какое твоё настроение; мама заболела, как ты будешь себя чувствовать? и т.д.

  • Игра – беседа.

Беседуйте с детьми о вашем настроении, о настроении ребёнка и других членов вашей семьи. Какие события привели к тому или иному настроению, как можно исправить возникшее по той или иной причине плохое настроение?

Ребёнку о нём самом и окружающих его людях

Ребёнок к четырём года должен знать своё имя и фамилию, имя родителей.

  • Беседа «Ребёнку о нём и окружающих его людях»

Скажи:

- Какое твоё Имя Фамилия?

- Сколько тебе лет?

- Какое имя у твоей мамы?

- Как зовут твоего папу?

- Как зовут других членов семьи?

Если ребёнок затрудняется, то помогите ему запомнить ответы на эти вопросы.

Многоуважаемые родители!

Очень надеюсь на то, что данное пособие помогло вам в развитии и воспитании вашего ребёнка. Ваши устные и письменные вопросы, рекомендации, замечания по работе с этим пособием в дальнейшем будут мною учтены и помогут следующим за вами родителям детей пришедших в наш детский сад.

Заранее благодарю за отзывы, Елена Викторовна.

Примечание:

Жду вас на консультации по содержанию игр и упражнений, которые только отмечены в данном пособии, но не расписано их проведение, т.к. лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.

В приёмной каждой группы вы можете прочитать очень интересный и познавательный материал по преодолению недостатков зрительного восприятии у ребёнка с проблемами зрения.

У меня в кабинете вы можете посмотреть дополнительный материал к различным играм. Некоторые созданные специально для вас пособия можно брать домой.

  • «Пальчиковые игры»
  • «Увлекательная гимнастика для глаз»
  • «Игротека»
  • «Памятка для родителей».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей детей с нарушениями зрения от 4 до 5 лет.

В "Шпаргалке" намечены пути развития у ребёнка соответственно его возрасту зрительного, осязательного, вкусового, слухового и обонятельного восприятий, восприятия и воспроизведение сложной ф...

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения "Формирование правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения"

Познакомить родителей с педагогическими средствами, которые могут сформировать у слепых и слабовидящих детей правильное отношение к своему дефекту....

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения» (в старшей возрастной группе)

     Главным условием адекватного отношения ребенка к своему дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с д...

Консультации для родителей детей с нарушениями зрения «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

Консультации для родителей детей с нарушениями зрения «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Консультации для родителей детей с нарушениями зрения «ЗАЩИТА ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основная цель деятельности стоящая перед педагогами и родителями по охране зрения – это реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного детства не только в дошкольном учреждении, ...