Главные вкладки

    Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста
    консультация (старшая группа) на тему

    Удалова Ольга Алексеевна

    консультация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi_konsultatsiya_dlya_roditeley.doc27.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация родителям

    «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста»

    Обучение пересказу.

          Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка, разговаривая с малышом по поводу прочитанных тем ему книг. Первоначально это будут беседы по содержанию текста, предполагающие ответы на вопросы. Внимательно  и заинтересованно выслушивайте любые ответы детей, поощряйте их попытки рассуждать, высказывать свое отношение к персонажам сказок или рассказов. Умение ставить нужные вопросы придет к тому, кто захочет, чтобы ребенок правильно понял содержание. Добивайтесь понимания прочитанного вами текста, иначе зачем вы и читаете его ребенку?

           Главная опора при обучении пересказу – на память и понимание, поэтому, предложив ребенку пересказать текст, надо убедиться, что он его понял. Для этого надо уточнить значение слов, выражений, которые могут быть непонятны после первого прочтения. Правильность понимания текста в целом проверяется с помощью поисковых вопросов. После предварительной работы по уточнению смысла надо составить план пересказа. Делается это путем подбора вопросов к тексту, задаваемых серией. Очень конкретные вопросы задавать не стоит, чтобы пересказ не превратился в вопросно-ответную беседу по тексту.  Главное, чтобы с помощью вопросов ребенок смог связать отдельные части текста между собой и не нарушил при пересказе последовательности событий.

             Если текст небольшой по объему, ребенок может пересказать его полностью. Прочитав малышу текст, спросите его, о чем или о ком говорится в сказке, какие события происходили, понравилось ли ему сказка и ее главные герои? Затем попросите ребенка рассказать сказку мишке или кукле: «Мишка спал, пока я читала тебе сказку, не слышал ее. Расскажи, пожалуйста, ему подробно все, что  ты запомнил».

     

    Обучение самостоятельному рассказыванию

            После пяти лет дети должны уметь связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы.

    Основные задачи, которые Вы должны ставить при обучении своих детей рассказыванию следующие:

    • учить детей правильно строить рассказ: начинать с начала, соблюдать логическую последовательность повествования;
    • учить рассказывать живо, выразительно, высказывая свое отношение к содержанию повествования;
    • развивать образную речь детей;
    • учить использовать точные слова для называния предметов, действий, признаков;
    • учить грамматически правильно строить предложения.

    С чего начать обучение? Всегда легче рассказывать о знакомых событиях, описывать знакомый предмет или действие, которое умеешь совершать, поэтому первые образцы связной речи – это рассказы на темы из личного опыта. Посетите с малышом библиотеку или сходите  в парк на аттракционы, и пусть он расскажет о своих впечатлениях другим членам семьи, а вы будете направлять его рассказ. Вечером, идя, домой из детского сада, поговорите о том, как прошел день, с кем играл, что нового узнал на занятиях, какую книгу читала воспитательница. Если  постоянно побуждать ребенка к рассказыванию о прожитом дне,  это станет потребностью ребенка – поделиться с мамой впечатлениями о пережитом.

    Составление рассказов по серии сюжетных картинок  

            Научит ребенка передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа можно с помощью серийных картинок. Ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. По каждой картинке ребенок составляет одно предложение, и вместе они соединяются в связный рассказ.

            Когда ребенок научится свободно рассказывать по готовым сериям картинок, ему предлагают самому выложить в нужной последовательности серию из трех- четырех картинок, а затем составить рассказ по данной серии. Сюжет рассказа должен быть понятным и близким ребенку, в качестве действующих лиц должны выступать дети или любимые сказочные герои: Буратино, Чебурашка, Незнайка и .д.

            Закрепить умение соблюдать правильную логическую последовательность в рассказе можно с помощью игр, в которых применяется наборы серийных картинок.

    «Найди картинке место»

    Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

    Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребенку с тем, чтобы он нашел ей нужное место. После этого просят ребенка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

    «Исправь ошибку»

    Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

    Ход игры: Перед ребенком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребенок находит ошибку, кладет картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

    Составление рассказов

    по сюжетной картине

            Ребенок в пятилетнем возрасте способен составить рассказ-описание картины, если ее сюжет доступен пониманию. В качестве опоры при описании надо расположить рядом фрагменты данной картины – предметные картинки. Так ребенок не забудет рассказать о каждой детали, и описание будет более полным.

    «Фотограф»

    Цель: научить составлять описание картины с опорой фрагменты данной картины.

    Ход игры: Взрослый просит ребенка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного места. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит они очень важные».

    «Поиск пропавших деталей»

            Чтобы усилить игровую ситуацию при выполнении данного вида задания, вырезаем из большой сюжетной картины несколько фрагментов и помещаем их рядом.  «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Роль сказки в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    Здесь представлена мной презентация, с которой я выступала на педагогическом совете. Исследовав тему по самообразованию, связанную с развитием речи у детей старшего дошкольного возраста, я рассмотрела...

    Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

    Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

    В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

    Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

    В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ старшего дошкольного возраста...

    Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством народного фольклора.

    Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов - «сорняков.» Почему? Дети, как губка, впитывают в себя речь окружающих их вз...

    Самоанализ по теме самообразования « Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

    В данном  материале представлен  самоанализ педагога, т.е.  оценка  его  собственной работы по развитию связной речи  детей с ОНР в подготовительной  логопедической...