Консультация для родителей"Пальчиковая гимнастика"
консультация (старшая группа) на тему

Горьковская Наталья Николаевна

Обучение детей пальчиковым играм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

Консультация для  родителей

                                                                                 

                                                                   

            Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании  у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция  различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых  месяцев жизни позволяют  не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появления дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя  коррекция  способна  предупредить появление вторичных отклонений.        

        Двигательная и речевая функция ребенка, так же как  и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она  преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен. В определенный период все процессы  синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.

        Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.

        Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают   огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

        Различают следующие этапы формирования кистевых и пальцевых навыков:

        В  возрасте от 0 до 1 мес. Формируется первая двигательная функция руки – хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, он плотно сжимает их.

        В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет 2-3 сек. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания – сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении.

        Начиная с трех месяцев  появляются условно – рефлекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Совершает энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Свободно размахивает руками без зрительного контроля.

        У четырехмесячного малыша ладони часто раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.

        В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет   большой палец другим. При схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного времени ритмически взмахивает руками,  при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки матери, а также к близкому предмету.

        В 6-7 мес. Ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивают ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становятся более дифференцированными. Размахивает руками при виде ванны с водой, хлопает по воде. Обороняются руками при приближении руки с мылом.

        В 8-9 мес. крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет  мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прощании.

        Начинает проявляться преобладание одной руки.

        После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность.

        В возрасте 10-11 мес. ребенок накладывает один предмет на другой.

        Характерно манипулирование двумя предметами. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкладывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого.

        В 12 мес. держит чашку, когда пьет. Играет вкладышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты.

        В 1 год 3 мес. пользуется ложкой, чертит карандашом – чаще круги.

        Манипулирует несколькими предметами, отмечается правильная последовательность действий: зачерпывает песок совочком, насыпает в ведерко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т.д. у себя. Перелистывает страницы книги. Развертывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вертикальные и горизонтальные  штрихи карандашом.

        С 11 мес. до 1 года 3 мес. появляются функциональные действия, наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, катают машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков.

        Совершенствуются действия рук – кулачок разжимается, пальцы действуют самостоятельно и автономно. Активизируется большой палец, затем указательный. Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего возраста. Особое  значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим. С этого времени движения всех пальцев становятся более свободными.

        Возрастные особенности развития тонкой моторики рук  и зрительно – моторной координации.

        В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной   руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

        В возрасте 2-3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

        В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

        Становление двигательных функций продолжается до 5-6  летнего возраста.

        Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой  гимнасткой.        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА"

Папка-передвижка.Консультация для родителей....

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

В статье рассказано, как влияет развитие пальчиковой моторики на развитие речи ребенка, как развивать мелкую моторику рук....

Консультация для родителей пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

о влиянии пальчиковых игр и упражнений на развитие речи детей...

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика для развития речи ребенка"

Консультация для родителей по использованию пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей....

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и гимнастика рук»

Для чего нужна пальчиковая гимнастиДвижения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки и, если взрослый вкладывает...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....