Проворные пальчики - чистая речь
консультация на тему

Голдырева Елена Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx54.42 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Играем пальчиками – развиваем речь

Мелкая моторика – это согласованные движения

пальцев рук, умение ребенка «пользоваться»

этими движениями – держать ложку и карандаш,

застегивать пуговицы, рисовать, лепить.

Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том,

что мелкая моторика еще недостаточно  развита.

Почему же ей врачи уделяютакое пристальное внимание?  

Для начала простая схема. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) теснейшим образом связаны между собой. Поэтому малыш со скованными, не умелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и прежде всего у него возникают проблемы с речью. Как же сделать пальчики ловкими и проворными? Прежде всего надо активизировать те точки на руках малыша, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций и соответственно дают толчок их дальнейшему развитию. Находятся они на кончиках пальцев. Затем развивать гибкость кисти. И еще малыш должен научиться делать какую-то работу одной рукой независимо от другой.

Развитие мелкой моторики важно для всех детей без исключения, но если у ребенка наблюдался повышенный или, наоборот, пониженный, мышечный тонус, с ним надо заниматься обязательно. Ведь вам не хочется, чтобы он, через несколько лет пойдя в школу, начал отставать в учебе.

МАССАЖ. Массируйте, разминайте кисть от мизинца к большому пальцу. Затем, мысленно проведя линию там, где кончается ноготь, несколько раз довольно сильно нажмите на нее ногтями, как иголочками. Именно крайние фаланги пальчиков рефлекторно влияют на развитие высших корковых функций мозга, поэтому как можно чаще «раздражайте» их: похлопывайте, разминайте. Постукивайте по подушечкам своим пальцем, возьмите детские пальчики, начав с мизинца, и постукивайте ими о стол, приговаривайте «тук-тук-тук». Массировать нужно обе ручки – ведь каждая «отвечает» за «свое» полушарие!

ШЕРШАВАЯ, НЕРОВНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ.  Маленькому ребенку очень полезно двигать ладошкой по жесткой бумаге, ситечку, камню. Предложите ему вдобавок закрыть глаза, тогда тактильные ощущения обострятся. Не поленитесь и вырежьте для малыша буквы алфавита из наждачной бумаги: тогда каждую он действительно «прочувствует», и вы одним выстрелом «убьете» двух зайцев: и буквы кроха узнает, и мелкую моторику разовьет.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК.  Особое внимание уделяйте большим пальцам. Пусть ребенок двигает ими в стороны и по кругу. Учите доставать большими пальцами до центра ладошек. А чтобы не было скучно, приговаривайте стишки–потешки – они малышам очень нравятся:

    «Пальчик толстый и большой

     В сад за сливами пошел.

     Указательный с порога

     Указал ему дорогу.

     Безымянный поедает.

     А мизинчик-господинчик

    В землю косточки сажает».

В так мягко крутите, двигайте пальчиками вверх, вниз, назад, вперед, складывайте их в кулачок, разминайте.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ. Это сложное слово означает всего лишь умение одну руку напрягать, зажимать, а другую расслаблять. Занимайтесь с малышом по минуте, но несколько раз в день. Ему понравилось? Пусть играет, сколько захочет.

МОЗАИКА. Чем мельче, тем лучше. Конечно, складывать буквы или фигурки малыш будет под вашим присмотром, чтобы мозаичная деталь не оказалась ненароком у него во рту.

СОБСТВЕННЫЕ ПАЛЬЧИКИ. Из них не трудно составлять, например, буквы. Пусть малыш попробует. Получилось? Кстати, алфавит для многих детей долго остается абстракцией, а ребенок, «складывающий» буквы из пальчиков, усваивают его быстро.

ПЛАСТИЛИН. В доме, где есть 2 – 3-летний малыш, коробочка с этим разноцветным материалом должна быть обязательно. Пусть лепит что угодно: мнет и крутит колбаски, шарики – массирует точки на пальцах и ладонях.

ТРАФАРЕТЫ – треугольник, прямоугольник, круг из тонкого картона или пластмассы. Ребенок с вашей помощью должен водить пальчиками по краям лежащей  на столе фигурки. Так приучают чувствовать фиксированную линию.

ПАЗЗЛЫ. Начинайте знакомить малыша с простейшими – покрупнее, попроще. Когда освоится, переходите к тем, что помельче, посложнее.

         Как развивать ребенка не отрываясь от  домашних дел.

Как развивать ребенка, не отрываясь от домашних дел (чем занять ребенка)

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная «школа», где ребенок приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуется особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.

Дети с плохой развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они чувствуют себя несамостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Для занятия по формированию сложных скоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации:

Скорлупка от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детской аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакан муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!

Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Тонкие кусочки хлеба, сыр, колбаса – вот она, долгожданная тишина, а «умелые ручки» создадут необыкновенные бутерброды.

Разложите на кухне несколько предметов. Дайте ребенку щипцы и попросите перенести все эти предметы в пустую коробку. Следите, чтобы он ничего не уронил.

Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.

             Занимайтесь с ребенком, и результаты вас обязательно порадуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проворные пальчики - бойкая речь.

Советы по развитию моторики пальцев рук....

Проворные пальчики - бойкая речь

Развитие речи и развитие мелкой моторики рук, различать цвета....

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Проворные пальчики"

Программа разрабатывалась для педагогов , которые работают с детьми с нарушением зрения....

Методическая разработка "Проворные пальчики- бойкая речь"

Методическая разработка основана на развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мелкой моторики рук....

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

Доклад для родителей "Проворные пальчики - бойкая речь"

Доклад для родителей "Проворные пальчики - бойкая речь"...

Проворные пальчики - бойкая речь

Как развивать мелкую моторику пальцев рук ребенка дома родителям с помощью массажа, гимнастики для рук, мозаики, пластилина, трафарета, пазл, а так же карандашей и красок и т.д....