Доклад для родителей "Проворные пальчики - бойкая речь"
консультация (средняя группа)

Доклад для родителей "Проворные пальчики - бойкая речь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл provornye_palchiki.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Школа 2065»

ДОКЛАД ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Проворные пальчики – бойкая речь»

Составила:

Воспитатель Конобейская В.А.

г. Москва, 2019


Проворные пальчики – бойкая речь

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение «пользоваться» этими движениями - держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков говорит о том, что мелкая моторика ребенка еще недостаточно развита. Почему же ей врачи уделяют такое пристальное внимание?

Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) теснейшим образом связаны между собой. Поэтому малыш со скованными пальчиками отстает в психомоторном развитии.

Практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие в пределах возрастной нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Известно, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических (чувствительных) импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там. где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Как же сделать пальчики ловкими и проворными? Прежде всего, надо активизировать те точки на руках малыша, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функции и соответственно дают толчок к их развитию. Находятся они на кончиках пальцев. Затем развивать гибкость кисти. И ещё малыш должен научиться делать какую-либо работу одной рукой. Развитие мелкой моторики важно для всех детей без исключения, но если у ребенка наблюдается повышенный, или наоборот, пониженный мышечный тонус, с ним надо заниматься обязательно. Ведь вам не хочется, чтобы он, через несколько лет пойдя в школу, стал отставать в учебе.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится это ежедневно в течение 2-3 минут. Массируйте, разминая кисть от мизинца к большому пальцу. Затем, мысленно проведя линию там, где кончается ноготь, несколько раз довольно сильно нажмите на нее ногтями, как иголочками. Именно крайние фаланги пальчиков рефлекторно влияют на развитие высших корковых функций мозга, поэтому как можно чаще «раздражайте» их: похлопывайте, разминайте. Постукивайте по подушечкам своим пальцем, возьмите детские пальчики, начав с мизинца, и постукивайте ими о стол, приговаривая «тук-тук- тук». Массировать нужно обе ручки – ведь каждая отвечает за «свое» мозговое полушарие.

ШЕРШАВАЯ НЕРОВНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ. Маленькому ребенку очень полезно двигать ладошкой по жесткой бумаге, ситечку, камню. Предложите ему вдобавок закрыть глаза, тогда тактильные ощущения обостряются. Не поленитесь и вырежьте для малыша буквы из алфавита из наждачной бумаги тогда каждую он действительно прочувствует, и вы одним «выстрелом» убьете двух зайцев: и буквы кроха узнает, и мелкую моторику разовьет.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение все пальцы с хорошей, достаточной амплитудой. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Сорока-белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Другой вариант потешки:

Этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил -

Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальцы левой и правой руки.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК. Особое внимание уделяйте большим пальцам. Пусть ребенок подвигает ими в стороны и по кругу. Учите доставать большими пальцами до центра ладошек. А чтобы не было скучно, приговаривайте стишки-потешки – они малышам очень нравятся:

Пальчик толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательным с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – очень меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает.

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я!

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от произвольных движений.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

В такт мягко крутите, двигайте пальчиками вверх, вниз, назад, вперед, складывайте их в кулачок, разминайте.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» - указательным и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Осьминог» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ. Это сложное слово означает всего лишь умение одну\ руку напрягать, зажимать, а другую расслаблять.

Примерно до двух лет у ребенка нет (и не может быть) доминирующей (ведущей) руки – у него они обе главные. После 2 лет начинается дифференциация напряжения, и к 4 годам этот процесс должен закончиться. Сегодня у большинства детей он затягивается, поэтому замедляется и психомоторное развитие. Вот почему тренировать ручки на напряжение и расслабление необходимо всем малышам. Поскольку кроха пока не понимает, что от него хотят, вам придется многое за него делать самим: как бы руководить нужными движениями. Например, попросите малыша положить ручки на стол ладошками вниз. Помогая ему работать пальчиками, приговаривая: «Ну-ка уложим ручки спать. Они лежат спо-окойно. поса-апывают. Смотри, одна проснулась! У нее появились ножки (указательный и средний палец ребенка в этот момент «встают» и опираются на стол), и она тихо пошла. тихо, чтобы рука не заметила, и ... побежала. Погуляла и, смотри, вернулась на место, легла. Заснула. Теперь другая ручка проснулась...».

Попробуйте поиграть в «ёжиков». Сжали ручки в кулачки – это два ежика. Один спит, другой проснулся (пальцы раздвинулись веером). «Тук-тук», стучится проснувшийся ежик спящему. А тот не откликается. Подождал, подождал ежик и снова заснул. Теперь другой проснулся. «Тук-тук», стучится он первому ежику...».

А вот эта игра подходит детям только с трех лет. Одна рука, расслабленная, лежит на столе ладошкой вниз, другая, рядом, сжата в кулачок. Сначала кулачок стучит по расслабленной руке, затем наоборот.

Занимайтесь с малышом по минуте, но несколько раз в день.

Ему понравилось? Пусть играет сколько захочет.        

МОЗАИКА. Чем мельче, тем лучше. Конечно, складывать буквы пли фигурки ребенок должен под вашим присмотром, чтобы мозаичная деталька не оказалась ненароком у него во рту.

СОБСТВЕННЫЕ ПАЛЬЧИКИ. Из них нетрудно составлять, например, буквы. Пусть малыш попробует. Получилось? Кстати, алфавит для многих детей остается абстракцией, а ребенок, «складывающий» буквы из пальчиков, усваивает его быстро.

ПЛАСТИЛИН. В доме, где есть ребенок, коробочка с этим разноцветным материалом должна быть обязательно. Пусть лепит что угодно: мнет и крутит колбаски, шарики – массирует точки на пальцах и ладонях.

ТРАФАРЕТЫ. Треугольник, прямоугольник, круг из тонкого картона и пластмассы. Ребенок с вашей помощью должен водить пальчиком по краям лежащей на столе фигурки. Так приучают чувствовать фиксированную линию.

Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проворные пальчики - бойкая речь.

Советы по развитию моторики пальцев рук....

Проворные пальчики - бойкая речь

Развитие речи и развитие мелкой моторики рук, различать цвета....

Доклад "Тренируем пальчики - развиваем речь"

Доклад "Тренируем пальчики - развиваем речь"...

Методическая разработка "Проворные пальчики- бойкая речь"

Методическая разработка основана на развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мелкой моторики рук....

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

Проворные пальчики - бойкая речь

Как развивать мелкую моторику пальцев рук ребенка дома родителям с помощью массажа, гимнастики для рук, мозаики, пластилина, трафарета, пазл, а так же карандашей и красок и т.д....

Ловкие пальчики - бойкая речь.

Материал предназначен для специалистов и родителей....