Главные вкладки

    Воспитание с колыбели
    статья на тему

    Серова Мария Евгеньевна
    Становление личности, духовных основ происходит в самом раннем возрасте, до трех лет. Это утверждают современные ученые – психологи, педагоги. И даже наши предки успешно использовали принцип «раннего воспитания». Народная традиция придает большое значение общению взрослого с ребенком, начиная уже с первых дней жизни. Такой принцип воспитания обобщен в народной мудрой пословице: «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле».
    Поэтому огромную помощь в социализации ребенка, воспитании и раннем развитии может оказать аутентичный, подлинный фольклор, значение которого уже оценили ученые, педагоги, психологи и медики, знакомые с этнопедагогикой.
    Напевное народное слово сопровождает все важнейшие события в жизни младенца. Каждый его день и час. Оно звучит в момент засыпания и пробуждения, питания, игры, оно утешает, успокаивает, ласкает малыша. Воспитывает его чувства, пробуждает мысль, помогает развивать физические и духовные способности.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_wordpad_3.doc92.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Беременные мамочки, взволнованные подготовкой к предстоящим родам, часто забывают, что после родов их ждет совершенно новая жизнь – жизнь с маленьким ребенком. И если роды, при всей их важности и значимости, все же длятся чаще всего не больше суток (18-20 часов в среднем), то после родов, как после свадьбы, начинается новый этап в жизни семьи. И чтобы как в сказке «все жили долго и счастливо», к этому этапу тоже стоит заранее подготовиться.

    Что приготовить дома для новорожденного, как делать малышу материнский массаж, как его купать, одевать, правильно брать на руки, носить на руках и в слинге – темы других разделов нашего сайта. В этой статье речь пойдет о более глобальных вещах – о воспитании, общении взрослых с новорожденным младенцем, о народных традициях воспитания и о пестовании.

    Воспитание с колыбели

    Становление личности, духовных основ происходит в самом раннем возрасте, до трех лет. Это утверждают современные ученые – психологи, педагоги. И даже наши предки успешно использовали принцип «раннего воспитания». Народная традиция придает большое значение общению взрослого с ребенком, начиная уже с первых дней жизни. Такой принцип воспитания обобщен в народной мудрой пословице: «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле».

    Поэтому огромную помощь в социализации ребенка, воспитании и раннем развитии может оказать аутентичный, подлинный фольклор, значение которого уже оценили ученые, педагоги, психологи и медики, знакомые с этнопедагогикой.

    Напевное народное слово сопровождает все важнейшие события в жизни младенца. Каждый его день и час. Оно звучит в момент засыпания и пробуждения, питания, игры, оно утешает, успокаивает, ласкает малыша. Воспитывает его чувства, пробуждает мысль, помогает развивать физические и духовные способности.

    Когда-то основы традиционной народной культуры каждый человек получал в семье «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Традиционное воспитание состояло в целенаправленной передаче культурного (хозяйственного и духовного) опыта от старших к младшим. Это позволяло молодым спокойно и достойно в свое время занять свое место в обществе и полноценно реализовать свои силы. В силу ряда исторических событий преемственность традиционного уклада жизни была прервана, но, благодаря исследователям фольклора, богатства народной педагогики (этнопедагогики) частично возвращаются в современную культуру.

    «Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам. Тексты колыбельных рисуют в сознании и подсознании малыша полную картину мира, исчерпывающую, образную, адекватную, которую ребенок в состоянии понимать и проецировать на свою жизнь. Традиционная культура дает нам пример первой в жизни младенца образовательной методики. Материнский фольклор — колыбельные песни, пестушки, потешки часто сопровождались телесными играми» (Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых).

    «Умел дитя родить – умей и научить», - гласит народная пословица. В период младенчества и раннего детства закладываются основы характера. Формируется мышление, и отношение к жизни. Именно оно впоследствии нередко помогает человеку выжить, сохранить себя как личность.

    Пестовать – значит воспитывать

    Приемы ухода за младенцем, материнского массажа, забавы в культурах разных народов довольно схожи. Индивидуальную, национальную окраску народной традиции воспитания детей придает напевное слово. Действие, сопровождаемой словом, несет в себе громадную пробуждающую, преображающую силу. Эта сила поставит беспомощного пока «грудничка» на ноги, пробудит его ум душу, породит в теле желание двигаться гармонично и красиво.

    Пестушками называются рифмованные присловья и припевки, сопровождающие гимнастику и массаж. Слово «пестушки» происходит от глагола «пестовать», т.е. смотреть за ребенком, кормить его и развлекать. Но прежде всего это значит – воспитывать, развивать ребенка духовно и физически.

    Даже простейший массаж сопровождается яркой, образной приговоркой – пестушкой. Да и само слово – напевное. В напеве – эмоциональный и смысловой ключ к детской песенке. В момент укачивания ребенка именно напев колыбельной, особый тембр голоса и время от времени прерывающие пение мерные покачивания голосом: а-а-а! – являются сигналом ко сну.

    Мотив пестушки, напеваемой во время массажа, пробуждает в душе и теле малыша импульс к действию, а плясовая мелодия потешки зовет его к самовыражению в пляске.

    «Чудесный дар – народное слово, распетое, окрашенное интонацией. Вместе с игрой оно учит и лечит, влечет к игре ума и безудержному «выплясыванию» силы. Оно дает малышу возможность ощутить себя летящей птицей или всадником, несущимся напролом (пока, правда, на отцовских коленях, а не на коне). Народное слово учит ребенка быть настоящим хозяином родного языка, собственных мыслей и поступков.» (Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей. Народные традиции воспитания детей: Методическое пособие/ Якубовская Е.И., Еремина Н.В., Иванищенко Л.Н. -Ч. 1.- СПб: СПбАППО, 2007.- 108 с.)

    Мы – больше, чем Я

    Человеку нужно ощущать себя неотъемлемой и необходимой частью сильного «мы». В русской народной традиции это «мы» - прежде всего семья. Для младенца семья – весь его мир. Как часто мы видим, что, играя, дитя прибегает прижаться к матери или отцу, чтобы пополнить свою уверенность в самом себе, удостовериться в родительской помощи и поддержке.

    Замечательно, если в семье, где растет маленький, есть бабушки и дедушки, а то и прабабушки и прадедушки. Тогда это семейное «мы» приобретает для него временную глубину. Тонкое чувство родства переживает малыш по отношению к братьям и сестрам: семейный мир раздвигается еще и в ширину. А в центре – сам малыш - тоже важная, необходимая ступенька этой стройной иерархии. Это постоянно подчеркивается в тех, с виду незатейливых песенках и приговорках, что с самого рождения младенца постоянно звучат в устах его родителей и воспитателей.

    Вот мама или бабушка разминает, перебирает пальчики ребенка:

    Этот пальчик – папа,

    Этот пальчик – мама,

    Этот пальчик - деда,

    Этот пальчик – баба,

    А этот – малышка,

    Зовут его … Андрюшка!

    Как хорошо: пальчики – свои, родные, на своей руке. Ближе некуда. И родные – тоже свои. Каждый на своем месте. И замыкает этот ряд хозяин пальчиков – «малышка».

    Так слово, соединяясь приятным движением, ласковым голосом матери, ставит младенца как бы посреди родной семьи: он не один, он – часть дружного, благожелательного «мы».

    Важно и то, что ребенок и мама общаются глаза в глаза. Когда во время массажа малыш видит ее губы, то запоминает, как она произносит звуки. Младенец отвечает маме—гулит, подражает ее мимике и пытается подпевать. В это время закладывается основа хорошей будущей речи. Так рождается самое главное — взаимопонимание мамы и ребенка.

    Игры и потешки для малышей

    Порадуйте малыша напевным словомРазличные физические упражнения, которые мы делаем с малышами, с помощью напевного слова и ярких образов, передаваемых через ощущения, превращаются в захватывающе интересную игру, интересную не только самому ребенку, но и взрослому, который с ним занимается.

    Если вы уже упустили грудной возраст, не огорчайтесь. Старшие дети до 6-7 лет будут заниматься с вами с не меньшим удовольствием.

    Для новорожденного же большое значение имеет «узнавание», знакомство с различными частями его лица и тела. Для этого существует целый ряд специальных игр, когда взрослый с рифмованной приговоркой дотрагивается до волос, лба, щек, носа, подбородка малыша.

    Густой лес,

    Чисто поле,

    Две тополи,

    Два окна,

    Две подушки,

    Римбимбуля,

    Лепетуля,

    Точка!        Другой вариант –

    Тут лес,

    Тут поляна,

    Тут бугор,

    Тут яма,

    Тут грудь,

    Тут живот,

    Тут сердце живет!

    Игры с ручками и пальчиками

    Значительное место в народной педагогике занимают всевозможные игры с ручками и пальчиками, начиная от приговорок и припевок, сопровождающих простые хлопки в ладоши, до сложных игр на координацию пальцев и рук. Это и известная многим «Сорока-ворона», и «Ладушки» и другие.

    Например, «Вьюшки».

    Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью! (вращаем кулачки)

    Колотушки колочу, (кулачками хлопаем об колени)

    Приколачиваем, (хлопаем в ладоши, можно кулачками друг об друга)

    Заколачиваю! (топаем ножками по очереди)

    Колыбельные песни

    Колыбельные песни – одна из вершин национальной поэзии. Примитивность, «устарелость» этих текстов - кажущаяся. Даже не вполне понятные многим современным мамам «страшные» колыбельные песни, например: «... не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок...», — имеют глубокий изначальный смысл. Пока ребенок маленький, колыбель, комната, родной дом — это место, где он находится в безопасности под опекой любящих его взрослых. Огромный внешний мир таит не только множество удивительных открытий, но и неведомые опасности, и отправляться туда малышу до поры до времени одному нельзя.

    Так постепенно начинает складываться система запретов и поощрений. В этих колыбельных дом-защита и опасный внешний мир разделены условной границей, обозначенной обычно словом «край». Всему свое время, со временем границы мира раздвигаются, но в любом возрасте чувство «края», зародившееся еще во младенчестве, хранит человека, позволяет здраво оценивать свои возможности в различных жизненных ситуациях.

    Жизнь – хороша, жить – хорошо!

    Постоянное присутствие матери, ее нежная забота и внимание, многообразие эмоционального, телесного и словесного общения с ней очень важны для всей будущей жизни ребенка. Они помогают маленькому человеку утвердиться в своей значимости, желанности, сформировать так называемое «базовое доверие к миру» — интуитивную уверенность в том, что жить хорошо, а если будет плохо, то его не бросят, ему помогут. Это основа жизненного оптимизма взрослого человека, его желания жить на свете вопреки всем невзгодам.

    Рожденная в недрах теплой семейной жизни народная культура материнства и детства может и должна быть освоена современными людьми. Для этого взрослым нужно только захотеть научиться петь колыбельные и рассказывать сказки. Для ребенка неважно, есть ли у мамы музыкальное или филологическое образование, главное – чтобы напевное слово шло из самого сердца, наполненное теплом, любовью и заботой.

    Зачем эти древности современным детям?

    Аутентичный фольклор, т. е. истинные образцы народной музыки, слова, танца, оказывает гармонизирующее влияние на центральную нервную систему ребенка за счет максимальной приближенности к гармоничным ритмам «золотого сечения». К этому ритму также относится биение сердца, физиологические звуки внутренних органов матери, которые, как известно, успокаивают плачущих младенцев. Уникальный телесно-психологический контакт матери и ребенка, возникающий при пестовании младенцев в этом «золотом ритме», не просто полезен, а жизненно необходим каждому современному младенцу. Ведь только 1% современных новорожденных рождаются без повреждения нервной системы .

    Развивающий уход – современный вариант пестования

    Конечно, массаж и движения, которые использовали наши предки для пестования своих здоровых младенцев, недостаточны для реабилитации нервной и опорно-двигательной системы современных детей. Новые диагнозы: энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, внутричерепная гипертензия, дисплазия тазобедренных суставов — теперь знакомы каждой матери и требуют новых эффективных методов реабилитации детей.

    Петербургские ученые соединили достижения Филадельфийского Института мозга, Европейской Школы остеопатии и отечественный опыт петербургской школы детского массажа, гомеопатии, уникальный архив петербургских этнографов из коллектива «Домострой». Так родилась новая методика современного материнского массажа с пестушками, потешками и вестибулярной гимнастикой — развивающий уход за младенцем.

    Для того, чтобы будущим мамам было проще и приятнее запомнить все приемы массажа и выучить песенки-потешки, авторы программы разработали методику «Развивающего массажа для беременных». Вы можете посмотреть обучающее видео прямо на нашем сайте.

    Начните знакомство с этими методиками как можно раньше, ведь перед родами у вас будет очень мало времени на обучение, а после рождения малыша уже нужно начинать применять приемы развивающего ухода.

    "Уроки русской культуры пестования"

    Может ли современная дошкольная педагогика извлечь для себя уроки из народного опыта пестования детей раннего возраста? Ведь сейчас произошли значительные изменения жизненного уклада современных семей и системы воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Думается, однако, что неизменными должны оставаться базовые принципы взаимных отношений малышей и взрослых, выработанные народной педагогикой. Это минимальная дистанция между ребёнком и тем, кто его пестует; частый и ласковый телесный их контакт, представляющий собой целостный комплекс музыкально-речевого и невербально-игрового взаимодействия, который имеет целью единство физического, интеллектуального, эстетического и социально-нравственного возрастания. Тут многому ещё может научить современных родителей традиционная культура пестования. В ней содержится выдержавший испытание временем эффективный опыт развития добрых взаимных отношений ребёнка с окружающим миром. А это - ядро человечности, наиболее успешно складывающееся в раннем детстве и определяющее собой тип личности на всю жизнь.

     

    «Живая живулечка на живом стульчике барашка теребит», «Сердце - к сердцу, живот - к животу, сахарок во рту», «Два комка, третья лакомка», - так русские загадки создают образ матери и младенца, сосущего материнскую грудь. Этот образ, воплощая в поэтическом слове мать и дитя как единое целое, отражает их живую, естественную связь. Благодаря такой связи человечество живёт в веках и тысячелетиях, подарив жизнь каждому из нас.

    Народное представление о теснейшей взаимной связи матери и ребёнка отразилось в правилах поведения беременной женщины, в нормах отношений между ней и окружающим её миром.

    «Чего беременная женщина, как говорят крестьяне, брюшком захочет поесть или попить, её домашние стараются во что бы то ни стало удовлетворить, думая, что это её желание исходит от имеющегося в её утробе младенца. ...Но особенно, по понятию нашего крестьянина, к себе должна быть внимательна сама отяжелевшая. Она должна избегать во время своей беременности глядеть на всё некрасивое, физически или нравственно уродливое, ибо в противном случае у неё дитя родится уродцем. Если же беременная во время своей беременности будет обращать внимание только на одно хорошее и красивое, то это будет способствовать появлению младенца пригожим, правильным».

    Из приведённого текста очевидно, что связь между матерью и младенцем в утробе осмыслялась народом и как телесная, и как духовная. С появлением ребёнка на свет формы связи видоизменялись, но не прерывались, являясь основой для сохранения физического и душевного здоровья новорождённого, для дальнейшего успешного развития и плоти его, и духа. Именно поэтому целый пласт традиционного пестования специально направлен на культурное оформление телесных и духовных контактов между ребёнком и матерью, другими близкими ему людьми. Культурная традиция обязательно оформляет само вхождение младенца в мир: «В первую очередь после родов в бане моешься. Старухи велели ребёнка с локтя мыть. Повернёшь на коленях его вниз лицом, из тазика горстью захватишь воду и руку согнёшь, и чтобы с локтя на него бежала водичка. И три раза нужно сказать: Как с этого локтя Вода не держится, Так бы никакая худоба На ребёнке не держалась! Это так после родов в первую очередь -для его здоровья и от всякого опризорья».

    После первого купанья - встреча с матерью, отцом и первое кормление:

    «Родившегося дитю как обмоют, так сразу клали к груди матери, чтобы ребёнок привыкал сразу и чтобы матери легче было, -грудь сразу спрягал».

    «После купанья дитя обыкновенно кладут на руки к отцу, который его несёт к роженице показаться. Крестьяне нашей губернии (часто и в интеллигентных домах) не безразлично относятся и к первому кормлению младенца. Оно должно начаться непременно правой грудью, иначе, думают у нас, ребёнок будет левшой (т.е. всё будет делать левой рукой) и полоумным».

    Итак, сразу после рождения младенец вступает в телесный и духовный контакт, кроме матери, с другими людьми - повитухой, отцом, братьями и сёстрами, с бабкой и дедом: «Однако не одни матери прилагают свои заботы о дитяти, а и все, находящиеся в доме: каждый старается пособить труженице матери кто чем может, и часто можно видеть трёхлетнюю малютку, которая дёргает за верёвку люльки и шепелявит своим ещё плохо работающим язычком какую-либо слышанную ею от матери колыбельную песенку или какие-либо свои непонятные слова, стараясь усыпить своего братишку или сестрёнку».

    Котя-котенька, коток, Котя - серенький хвосток! Приди, милый, ночевать, Нашу Мурочку качать, Прибаюкивать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога Да горшок молока, Красну шапочку куплю, Шубку новую сошью, Лапки вызолочу, Хвостик высеребрю.

    В зависимости от состояния новорождённого по-разному решался вопрос о месте его обычного пребывания. «Который дитёнок ревун, так сразу в люльку клали, а который не ревун, так чего его в люльку класть, перевернут в пелёночку да к матери на постелю».

    В крестьянской среде с рождением ребёнка мать продолжала трудиться. Если работа была вне дома, то малыша она брала с собой: «Когда в поле жали, делали люлечку из лык, из толстого липника плели. Называлась эта люлька - короб. Она сама как корзиночка плетёная, мяконькая и лёгонькая, у ней почёмки сделаны - за что за плечи вешать. Вот мать укладёт дитё в этот короб, за спину закинет и жнёт. Серпом жнёт, а он сзади в этой люлечке. И она его как заколы-хивает, а когда он не спит, будет ему там и баить что-то...».

    О, люлюшки, люленьки, Налетели гуленьки, Залетели в уголок, Зажигали огонёк, Кашку варили, Алёшку кормили!

    Спокойный сон очень важен для младенца. Чтобы усыпить дитя, в такт колыбельным песням его покачивали, поглаживали, похлопывали; при сильном же беспокойстве -брали на руки, прижимали к груди, укачивали, приговаривая или припевая песенки: Глупый сон, сон, Неразумная дрёма! Баю, баю! Неразумная дрёма! Мимо ты ходишь, Колыбели не находишь, Вот тут колыбель Во высоком терему, Висит колыбель На высоком на крюку. Крюк золотой, Ремни бархатные, Колечки витые, Крюки золотые. Мамушки, нянюшки, Качайте дитя! Сенны красны девки, Прилюлюкивайте!

    Дитя махонькое, а заботы с ним большие: «Бывает, что привидится во сне маленькому что-то нехорошее, вот он проснётся и плачет. Как только закричит, что только с ним не делаешь: и в люльке качаешь, и на руках качаешь, и на руках таскаешь, и ласкаешь. А всё ж больше словами успокаиваешь: Тихо-тихо, не плачь, Я куплю тебе калач! Тихо-тихо, не вой, А то дам тебе помой! Ну, рёва-корова, сена поела, опять заревела! - и так кулюкаешься с ним, пока не замолчит».

    Грудью в старину кормили детей обычно долго, лет до двух-трёх. После прекращения грудного вскармливания менялось и место отдыха ребёнка: «Как ребёнка отнимали от груди, только тогда из люльки его и вынимали. Как он вышел из люльки, клали его на общую кровать. Кроваток отдельных детских не было. Дети все вместе, рядышком спали».

    Материнская любовь, естественно, находит выход в нежных словах и ласках: «А мать-то есть мать. У неё дитя в дому, как оладышек в меду: и напоен, и накормлен, и прибран. Я вот своего малого уж так оберегала, так холила, из зыбки возьму на руки, к сердцу прижму и заласкиваю: Любашечка, Дорогашечка, Дороганно моё, Серебряно моё, Золотиночка, Дорогиночка!».

    Нежность и ласка в колыбельных песнях плещет - переливается через край: Берёзонька скрип, скрип, Моя доченька спит, спит. Моя доченька уснёт, Её сон унесёт. Унесёт её в садок, Под малиновый кусток. А малина упадёт, Дочке в рот попадёт. Малиночка сладенька, Спи, доченька маленька! Одной из важных ценностей в народе почитается труд. Дитя ещё в колыбели, а старшие уже заботятся, чтобы вырос ребёнок трудолюбивым. Долю припевают каждому -свою, особую. Сыночку-малютке поют о предстоящей мужской работе: Бай, бай, бай! Спи, усни,

    Угомон тебя возьми. Сон да дрёма У тя в сердцах, Кунья-то шуба У тя в ногах, Соболина-то шапка У тя в головах. Спи, посыпай, На повоз поспевай: Доски готовы, Кони спряжёны. Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьём, Боронить сошлём В чистые поля, В зелёные луга.

    А младенчику-дочери в песне поют о коровушке-кормилице, которую она станет обихаживать в будущем:

    У нас ходит сон по лавочкам, Дремота по избе. Ищет-поищет Олечку везде. Где Олечку найдёт, Там и спать укладёт. Уж ты, Олечка, усни, Угомон тебя возьми. Я пробуду до утра, До коровьего пастуха. Пастух выйдет на лужок, Заиграет во рожок. Хорошо пастух играет, Выговаривает:

    - Вставай, девки, вставай, бабы, Вставай, малые ребята, Вставай, стары старики, Вставай, Олечка, и ты. Выгоняйте-ка скотину На широкую долину, На зелёну луговину. Гонят девки, гонят бабы, Гонят стары старики, Гони, Олечка, и ты.

    Вековое педагогическое наследие и любящее сердце помогали всесторонне, гармонично развивать ребёнка. Незаменимы были пестушки-потягушки: «Когда распеленаешь малышоночка, тянешь голосом «Потягу-у-ушечки» - начинаешь гладить ладонью вдоль его тельца. «Подрасту-у-ушечки» - тельце вот этак сожмёшь комочком, распрямишь и опять проводишь по нему ладонью, всё вдоль гладишь, вот так за бочка обоймёшь, за под-мышечки, ему щекотно, он и смеётся. И ножки разглаживаешь, чтоб пряменькие были: Потягу-у-ушечки Да расту-у-ушечки! Растянитесь, ножки, Вырастайте, ножки, Да побегу-у-ушечки -Не кривы, а прямы!..

    Положишь малышонка на животик, он головку вверх загибает, что-то там лепетает. Вот разглаживаешь ему спинку, ножки легонько трёшь, говоришь: «Расти большой, будь хорошой, маму слушай, будь послушный!». Он, маленький, воркует, довольный. Его на спинку перевернёшь, он тянется ручками, ножками буртыхается. ...

    В бане моешь ребёночка, распаришь и на колени себе его кладёшь. И вот скажешь: «Ручки - грабульки! Ножки - ходульки!» - и начинаешь ручку с ножкой сводить, потом стягивать другую ручку с ножкой, разомнёшь его так. А растираешь со словами: «Моется, парится, спать собирается - на сон, на спокой, на счастье, на здравие, ему спать по ночам, расти по часам!».

    Пестушки - это и гимнастика, и массаж, и нежное общение с младенцем при помощи ласковых и весёлых стишков. Тут одно помогает другому. Сколько длится стихотворный текст, столько продолжается и физическое упражнение для тех или иных мышц ещё неокрепшего крошечного тельца. Вот постукивают пальцами по пяточке, сначала по одной, потом - по второй: Куй, куй, ковалёк, Подкуй чеботок: На маленьку ножку Золоту подковку. Подай молоток Подковать чеботок.

    Ручки разводят в стороны, машут ими, как крыльями, и приговаривают: Гуси летели, Лебеди летели, Гуси летели, Лебеди летели...

    А эта приговорка при массаже спинки: Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ, топ! Сочетание в пестушках стихотворной речи и физического упражнения помогает развитию одновременно тела и духа ребёнка. Не забывают об этом родители: Потягунюшки, порастунюшки, Поперёк толстунюшки, А в ножки ходунюшки, А в ручки хватунюшки, А в роток говорок, А в головку разумок.

    Чуть-чуть подрастёт дитя, наступает время первых игр-потешек. Это удивительные по простоте и естественности композиции, в которых сочетаются акциональный текст (последовательность действий взрослого) и текст вербальный. Такое сочетание хорошо развивает ребёнка, открывая ему возможности его собственного тела и радуя общением со взрослым: «С внучечкой я играла. Подойду к люльке, она, маленькая, лежит, ждёт, когда я ей носик нажму. Вот я двумя пальцами быстро-быстро так перебираю ей по животику, по грудке, по подбородочку:

    Два пожарничка бежали,

    Эту кнопочку нажали,

    Пип!

    И нажимаю на носик. Когда так делаешь, внучечке приятно, и она улыбается».

    Игр-потешек, сочетающих телесный контакт с вербальным, народ придумал великое множество. И каждая такая игра - маленький спектакль с чудесными актерами:

    Прилетели воробьишки в огород,

    Спрашивают: «Чей горох? Чей горох?»

    Дима говорит: «Мой горох! Мой горох!»

    Воробьишки говорят: «Чиви, чиви, чиви?»

    Дима говорит: «Кыш - пошли!»

    Воробьишки: «Прр! Полетели, полетели,

    На головку Диме сели».

     

    Вот еще один забавный диалог-потешка:

    - Ласочка-Парасочка, где была?

    - Муку молола.

    - Что заробила?

    - Кусок сала.

    - Куда девала?

    - Под печь сховала.

    (Щекочут ребёнка.)

    Некоторые из потешек до сих пор в ходу: «Идёт коза рогатая», «Сорока-ворона кашу варила», «Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки!», «Ехал мальчик маленький» и др. Это великолепное средство комплексного развития ребёнка: физического, психического, интеллектуального, эстетического, нравственного, становления его творческих способностей - речевых, музыкальных, пластических.

    Вот классический пример. В ритме мерного приговора водят по ладошке рёбенка указательным пальцем, словно помешивая кашу в кастрюльке:

    - Сорока-белобока,

    Где была?

    - Далёко.

    - Что делала?

    - Баньку топила,

    Соломку носила,

    Кашку варила,

    На крылечко становила...

    Затем указывают на каждый пальчик в отдельности:

    - Тебе дам, тебе дам,

    А тебе не дам:

    Ты соломку не носил,

    Водичку не носил...

    За ушко - и на солнышко!

    При последних словах легко теребят ушко ребёнка.

    Текст интересен тем, что записан сибирским фольклористом М.Н. Мельниковым в 1969 году в д. Пензино Барабинского района от учеников пятого класса, сохранивших в памяти впечатления своего раннего детства. Это свидетельство актуальности традиций, их живой преемственности от поколения к поколению.

    В статье использована литература:

    1. Фольклорные и этнографические материалы, собранные А.Н. Соболевым. Родильно-крестиль-ный комплекс во Владимирской губернии / Православные священники - собиратели русского фольклора // Сост. В.Г. Смолицкий, А.В. Кулагина. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2004.

    2. Этнография детства. Сборник фольклорных и этнографических материалов // Запись, сост., аннотация и фотографии Г.М. Науменко. М.: Российский союз любительских фольклорных ансамблей. Изд-во «Беловодье», 1998.

    3. Детский фольклор // Сост., вступ. ст., под-гот. текстов и коммент. М.Ю. Новицкой, И.Н. Райковой. М.: Русская книга, 2002. (Библиотека русского фольклора. Т. 13.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Национальное воспитание с колыбели

                  Национальное воспитание с колыбели.Язык – это первейшее и важнейшее  сокровище, через него открывается путь к другим кладезям народной мудр...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (патриотическое воспитание) на тему: «Дом - колыбель души» в средней группе

    Занятие по позновательному развитию, которое знакомит детей с истории России, родной природой, жизнью и бытом русских людей, традициями, воспитывает патриатические чувства....

    Конспект НОД "Колыбель-колыбель"

    Конспект интегрированного НОД с детьми средней группы по теме "Колыбель-колыбель"....

    Эссе «Воспитание нужно начинать с колыбели»

    Самый лучший в мире груз-это в пузе карапуз!В фольклоре многих народов мира существует притча примерно одного содержания: молодые родители принесли непослушного, капризного маленького ребёнка к мудром...

    Консультация для родителей по музыкальному воспитанию детей "Начинайте с колыбели"

    Консультация для родителей по музыкальному воспитанию детей "Начинайте с колыбели"...

    Консультация для родителей по музыкальному воспитанию детей раннего возраста "Начинайте с колыбели"

    В данной консультации даны рекомендации родителям, как осуществлять музыкальное развитие детей, начиная с рождения....