Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (патриотическое воспитание) на тему: «Дом - колыбель души» в средней группе
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Петрова Марина Павловна

    Занятие по позновательному развитию, которое знакомит детей с истории России, родной природой, жизнью и бытом русских людей, традициями, воспитывает патриатические чувства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_dom-kolybel_dushi29.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОСТРОВСКИЙ РАЙОН».  181350 , ПСКОВСКАЯ область,

    Г. Остров, ул. Меркурьева, д. 6А

                    

                            Конспект

     непосредственной образовательной                         деятельности

    по познавательному развитию

    (патриотическое воспитание)

    на  тему:

    «Дом - колыбель души»

    в средней группе

                                                                    

                                                                    Воспитатель   МБДОУ                                                  

                                                                    д/с «Березка»

                                                                     Петрова Марина Павловна

                                     Г. Остров

                                    2015 г.

                                    

                            

    Цель : приобщать детей к истории и культуре русского народа.

    Задачи :

    Образовательные: познакомить с бытом и традициями предков, с предметами старины, с фольклором ( хороводы, пестушки, поговорки, танцы).

    Развивающие :  развивать представление о том, что семья, родитель-ский дом – начало всех начал;

    - что природа, люди - труженики, воины – главное богатство Руси;

    -способствовать развитию познавательных интересов.

    Воспитательные : воспитывать любовь к семье, послушание и  уваже- ние к старшим, заботливое отношение к близким  и окружающим их людям, любовь к труду, к русским традициям, к народному творчест- ву, к Родине ,как понятию общего дома, который надо любить и беречь.

    Словарная работа: ухват, горшок, плошка, сарафан, кокошник, косово- ротка, порты, русичи, Русь.

    Используемые материалы и наглядные пособия:

    1.Фонограммы песен « То березка, то рябина…», « Кадриль»

    2.Репродукции картин И.И. Левитана «Золотая осень», «Березовая роща», И.И. Шишкина « Рожь».

    3.Отрывок из стихотворения И. Виноградова « Не разлюблю».

    4. Хоровод « На горе-то калина».

    5. Предметы быта, народного промысла.

    6. Набор домашних животных.

    7. Русские народные костюмы.

    8.Куклы.

    Интеграция образовательных областей:

    1.Познавательная ( доминирующая область)

    2.Социально-коммуникативная

    3.Речевая

    4. Художественно- эстетическая

    5.Физическая.

    Создание мотивации: поиск источника мудрости, мужества, силы духа и веры, высокой чести, морали русичей.

    Предварительная работа:  

     1 .Чтение русских народных сказок, былин;

    2.Знакомство с русским народным костюмом;

    3.Знакомство с русской печкой (рассматривание иллюстраций к сказке       «Гуси – лебеди», макета печки);

    4.Знакомство с изделиями декоративно- прикладного искусства( дере-  вянная и глиняная посуда, игрушки, вышивка, и др.);

    5.Знакомство с предметами быта ( чугун, горшок ,ухват, миски, ложки, сундук, люлька, лавка, коромысло и др.);

    6.Проведение НОД : аппликация «Лоскутное одеяло»,

            конструирование «Куколка из ткани»,

            рисование «Роспись ложек»;

    7.Создание мини-музея «Русская изба»;

    8.Посещение музея русского быта в ДДТ;

    9.Разучивание пестушки, поговорок.

    10.Разучивание русских народных игр «Золотые ворота», « Горшки», «Барашеньки» и др., хоровода «На горе-то калина», танца « Кадриль».


    Здравствуйте , гости дорогие! Добро пожаловать в наш детский сад!

    Ребята, сегодня мы вместе с гостями отправимся в историческое путешествие по нашей Родине, заглянем в давние –давние времена.

    -Дети, скажите как называется наша Родина? (дети: Россия)

    -А как называются жители России? ( россияне)

    А давным - давно нашу Родину называли Русью, а народ, который жил на Руси – русичами.

    Территория нашей Родины очень большая и разнообразная. Ребята, посмотрите как художники изобразили просторы и красоту нашей Родины.

    -Что  вы видите на картинах? (Лес, поле, реку, луг).

    Да, в нашей стране много лесов ,полей и рек. И кроме красоты, которую нам дарит русская природа, она еще дарит нам свои богатства.

    -Как вы думаете, что дарит нам лес? (грибы ,ягоды, орехи, зверей, птиц, строительный материал- бревна, топливо- дрова)

    -Что дарит нам поле?( зерно, овощи, лен)

    -Что дает нам река? (воду, рыбу). И еще в наших реках было много речного жемчуга, который очень ценился.

    -А луга что дарят? (траву, сено-корм для животных)

    Видя такие богатства и широкие просторы, другие государства не раз пытались захватить нашу Родину и подчинить себе русичей. Но наш народ, как один вставали на защиту Отечества, своего дома, семьи и побеждали врага.

    -Как вы думаете, что придавало силы, мужества, отваги русскому народу? Хотите узнать секрет их побед? Тогда давайте заглянем в давние времена и побываем в гостях у русичей.

    Перед нами изба (дом), в котором они жили.

    -Что занимает главное место в доме? ( печка)

    А зачем нужна была печка? Что она делала? (обогревала дом, в ней пекли хлеб, готовили, в ней мылись, на печке спали, сушили травы и вещи). Поэтому обустройство дома всегда начинали с печки. Появилась поговорка «Начать с печки»- значит сначала.

    Печь очень любили, относились к ней , как к живому существу, говорили о ней только добрые слова. Какие? ( «Печь нам ,как мать родная»-  (накормит, обогреет, спать уложит). «На печи все лето красное»- (тепло)). А на ночь в печи оставляли полено и горшок с водой, чтобы у печи было что есть и пить.

    -А в чем готовили пищу? (в чугунках , горшках)

    -А чем же ставили чугунок в печь? (ухватом)

    Вся семья собиралась за столом. В древности люди считали, что стол- это божья ладонь, протянутая людям, поэтому не разрешалось стучать по столу.

    - Как вы думаете ,почему?  (делаешь больно, т. е. ты как бы бьешь его).

    Стол обычно стоял  под иконой, поэтому вести себя надо было за столом тихо, как в церкви .

    - Чего нельзя было делать за столом? ( громко разговаривать, смеяться, болтать ногами).

     Еду ставили на стол в общем горшке или миске на всю семью . Отдельных тарелок для каждого не полагалось .Черпали ложками по очереди, не обгоняя других. Хозяин следил , чтобы никто не ел

    «вприхлебку», т.е. не откусив хлеба

    -.Хотите попробовать? Тогда садитесь за стол.

    -Тесновато? А в старину говорили: «В тесноте, да не в обиде» (дети по очереди «черпают» из миски.)

    Дети , а из чего сделаны ложки? ( из дерева)

    Да. Ложки были деревянные, и у каждого была своя ложка. Если куда-то уезжали- ложку брали с собой, клали ее в специальный футляр на поясе.

    Пойдемте, посмотрим кто лакает молочко? ( кошка)

    Как называется посуда, из которой она ест? ( маленькая мисочка)

     Это плошка.

    Каких еще животных держали русичи?

    Для чего держали корову? (она давала молоко)

    Что давала овца? (шерсть)

    Зачем нужна была лошадь? (обрабатывать землю, перевозить грузы)

    Каких еще животных видим? (поросенка,  собаку, кур, гусей, уток)

    Зачем они нужны были в хозяйстве? (получали мясо, яйца, пух, перо, собака охраняла дом, животных.)

    Хозяйство было большое. Приходилось работать целый день , с утра до вечера, чтобы прокормить, одеть и обуть  свою семью.

    -Что делали мужчины? (работали в поле, охотились, ловили рыбу, заготавливали дрова, строили и ремонтировали постройки)

    -Чем занимались женщины? (готовили, стирали, растили детей, ухаживали за скотиной и др.)

    И дети с малолетства приучались к труду, помогали старшим; росли сильными да умелыми. И все делали легко, весело, быстро, с улыбкой да с песенкой. Вот так.

    Хоровод « На горе-то калина…»

    А вечером вся семья собиралась в горнице. (дети садятся).

    Представьте себе картину: на улице темно, холодно, а здесь чисто, уютно. Вспыхивает пламя в печи, разливая вокруг тепло. Горит лучина, свеча на столе, вокруг него взрослые и дети - большая семья, где слово родителей - закон, а жизнь их – пример. Дети слушаются родителей, берут с них пример. Старшие шьют, прядут, лапти плетут и дети учатся работать иглой, спицами и уясняют главное  для жизни. Что  Карина?

          Помолись, потрудись.

          Только знай не ленись-

          Без нужды проживешь,

          Да добра наживешь!

          Что за стыд! Как не знать

          Ни кроить, ни стирать!

          Я и платье скрою,

          И рубашку сошью.

    Посмотрите, сколько прекрасных вещей умели делать наши предки (идем к «музею»)

    -Что мы видим?( посуду из глины и дерева, игрушки глиняные и деревянные, вышитые вещи, вязаные, одежду русичей)

    -Во что одевались русичи?(сарафан, кофта, кокошник, рубаха- косоворотка, порты)

    А давайте и мы с вами украсим сарафан русским узором. Какими элементами украсим? (цветок, травка) (дети выполняют аппликацию).

    Потрудились славно. Теперь можно и малышей позабавить. Представьте , что это ваши младшие сестренки. (Дети берут кукол).

         Потягушки- порастушки,

         В ножки – ходунушки,

         В роток – говорок,

         В головку – разумок.

         Кыши, кыши, кыши,

         Расти, Таня, выше,

         Выше – до хором,

        До самой крыши.

        Токи, токи, тошки

        Кую, кую ножки.

         Потягушечки, порастушечки

         Поперек толстушечки,

         Ножки бегушечки…

         Так спасайтесь, убегайте,

         Прячьтесь.(дети убегают под музыку, затем садятся за стол).

    А когда дети наиграются, кто-нибудь из взрослых начинает рассказ о богатырях и защитниках, девицах - красавицах, умеющих все делать и оживает сказка в добром , теплом доме. Вы любите сказки слушать?

    Вот и раньше дети любили сказки. Сказка и забавляла и исцеляла от боли, растворяла обиды, объединяла всю семью, дарила чувство домашнего очага, теплоту, ласку, учила уму - разуму: « в сказке ложь

    да в ней намек - добрым молодцам урок».

     А еще любили на Руси в доме гостей принимать, пирогами угощать, пословицами – говорушками весело переговариваться:

    - Красна изба не углами, а  пирогами.

    - Необдуманное слово в беду заведет , а обдуманное из нее выведет.

    - Нечем хвалиться, коли все из рук валиться.

    - Кто раньше встает – тому бог подает.

    - Нет друга – ищи, а нашел – береги.

    - Дружба города берет.

    - Жить – Родину любить.

    Трудились на Руси не покладая рук, свой товар везли на ярмарку, продавали и веселились от души. Пели и плясали под русскую гармошку, балалайку да ложки.

    Приглашаю вас на «Кадриль».( танец)

    Праздник заканчивался, и новые заботы ждали людей.

    А теперь давайте подумаем и попробуем ответить на вопрос : что делало русичей непобедимыми? К чему с раннего возраста приучались дети?

    - к труду ( помогать старшим);

    - слушаться и уважать старших;

    - заботиться друг о друге;

    - любить семью , дом;

    - любить Родину.

    Вы хотите быть  такими же смелыми , сильными и непобедимыми ,как русичи? Тогда давайте следовать их традициям.

        Я слышу мягкий говор псковский,  

        Я вижу блеск озерных вод,

        Где белоствольные березки

       Меня ласкают круглый год.

      Ребенок.       Моя любовь к родному краю

                             Со мной во сне и наяву.

                             Она мне сердце согревает ,

                             Я счастлива, что здесь живу.

    (Звучит вступление к песне « То березка,то рябина»)

    В нашей печи испекся замечательный каравай.

    По русскому обычаю гостей встречают караваем  и мы вас , гости , угощаем. А нам ,ребята пора возвращаться в группу, там нас тоже ждет каравай.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическое воспитание) на тему «День Земли» в старшей группе комбинированной направленности.

    Цель. Формировать начала экологической культуры. Закреплять умение устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы. Задачи.1. Дать представление об экологическом  п...

    Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» («Познаю мир») на тему: «Берегите лес!» во второй младшей группе «Звёздочка»

    Пояснительная записка к непосредственной образовательной деятельности  на тему : «Берегите лес !» образовательная область «Познавательное развитие» (Познаю мир)...

    Авторский конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для детей старшей группы Тема : «Цветик – семицветик».

    Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста по познавательному развитию, способствуют закреплению знаний о природе, о бережном отношении к ней. Развиваются творческие способности...

    Проект по патриотическому воспитанию на тему "Моя малая родина" в средней группе

    Проект рассчитан на детей среднего дошкольного возраста. Работая над этим проектом, дети познакомятся с историей своего города и села, достопримечательностями городаи села, познакомятся с первостроите...

    План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием технологии ТРИЗ с дошкольниками в средней группе Тема: «Необыкновенное путешествие в мир математики».

    Данное занятие направленно на:закреплять порядковый счёт, представление о числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством, закреплять представление  об изученных  прос...

    Конспект непрерывно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) на тему «Овощи» в старшей группе

    Конспект непрерывно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) на тему «Овощи» в старшей группе ...