Родительское собрание "Мозг и речь"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Ойцева Лариса Геннадьевна

Методическая разработка предназначена для учителей-логопедов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Тема родительского собрания затрагивает вопросы основного строения и функций головного мозга у детей, а также знакомит родителей с особенностями влияния мозговых структур на развитие речевой деятельности дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_-srednyaya_gruppa.docx76.93 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя  группа ДОУ

Тема: «Мозг и речь»

Цель:

  • Познакомить родителей с влиянием мозговой организации на формирование речи

Подготовка к проведению собрания:

  1. Подготовить анкеты для родителей для сбора анамнестических данных в раннем возрасте
  2. Оформить схему- рисунок  коры головного мозга, плакат с изречениями известных философов и педагогов
  3. Подготовить словарь терминов

Примерный ход собрания:

В начале выступления рекомендуется рассмотреть некоторые анатомические факты, касающиеся развития мозга.

Только человек оказался способен к развитию членораздельной речи. Зависит это от особенностей строения мозга. И.П. Павлов назвал мозг органом приспособления к окружающей среде, т.к. он обеспечивает связь организма с  окружающим миром. Чем сложнее мозг, тем совершеннее и тоньше будет механизм его приспособления.

Ребенок рождается с незрелым мозгом, вес которого составляет 350-400грамм, к году он утраивает свой вес, а к шестилетнему возрасту вес его близок к весу взрослого человека. К тому времени, когда ребенку исполняется 3 года, в его мозгу сформировано 100 триллионов связей. Они контролируют сердцебиение малыша, рефлексы дыхание и регулируют множество других функций, необходимых для нормальной  жизнедеятельности. Остальные связи ждут своего  «подключения». Период самого активного образования связей (синапсов) – от рождения и примерно до 10 лет. По показаниям ученых, левое полушарие мозга отвечает за язык и речь. Способствует пониманию обращенной речи, как устной, так и письменной. Помогает давать грамматически правильные ответы, оперируя цифрами и математическими формулами. Но в отличии от правого оно не способно различать интонацию, модуляцию голоса, оно не чувствительно к музыке. Правое  полушарие отвечает за зрительное и пространственное восприятие, т.е. оно отвечает за ориентацию в пространстве. Полагают, что левое полушарие перерабатывает информацию  аналитически и последовательно, а правое – одновременно и целостно.

        Помимо полушарий наш мозг разделен на доли: лобную, теменную, затылочную и височную.

Лобная доля отвечает за двигательные акты нашего тела и психические процессы – создание программы действий и контроля за ней. Поражение лобной доли ведет к расстройствам движения, утрате двигательной формы речи и психическим изменениям (тугоподвижность мышления, апатия, общая вялость).

Теменная доля характеризуется богатством нервный путей, связывающих ее с другими областями. При ее поражении характерны расстройства чувствительности, нарушения актов письма и чтения.

Височная доля – отвечает за слух физический и фонематический, а также за понимание обращенной речи.

Затылочная доля  - отвечает за зрение. При ее поражении могут наблюдаться расстройства зрения, нарушения цветоощущения.

В основной части выступления  следует рассказать о пластичности нервной системы, о том, что она не беспредельна у ребенка. И с возрастом значительно снижается.  Поэтому профилактическая работа по развитию речи  должна начинаться  как можно раньше.

Факторы риска:

  1. Первый крик – должен быть громким и модулированным.
  2. Отказ от грудного вскармливания предполагает паретичность мышц артикуляционного аппарата или укороченную подъязычную уздечку.
  3. Сглаженность носогубных складок.
  4. Насильственные движения
  5. Отсутствие или слабость безусловных рефлексов (сосательного, хватательного, поискового)
  6. Вялый, распластанный язык.

         В последнее время значительно возрос процент детей с речевыми патологиями. Самый значимый период  в развитии речи порой бывает упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и в дальнейшем с письменной речью. А ведь внимательно отношение к ребенку с первых дней его жизни дает возможность мамам, своевременно выявить предрасполагающие факторы и принять меры по их устранению.

В заключении можно порекомендовать родителям упражнения с язычком и пальчиковую гимнастику (приложение)

                                                                                                           

                                               

                                                                           Приложение                                                                                                

                                                       Массаж ладоней

                                 Пальчиковая гимнастика

Массаж как эффективный метод терапии применяют на всех этапах реабилитации. Стимулирующее воздействие массажных щёток изменяют функциональное состояние коры головного мозга, усиливает её регулирующую и координирующую функции.

Противопоказания к массажу ладоней, самомассажу лица и шеи:

  • Грибковые и гнойничковые заболевания кожи и слизистых
  • Фурункулёз.

При этих заболеваниях нельзя давать в руки детям и то, что может переносить инфекцию: щётки, мячи, грецкие орехи, эспандеры, верёвка с узлами.

«Гладь мои ладошки, ёж»

Берём 2 массажные щётки и проводим ими по ладоням ребёнка, его руки лежат на коленях ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог.

                                    Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж! 

Потом взрослый держит щётки «щетиной» вверх, а ребенок гладит их ладошками со  словами.

                               Я хочу тебя  погладить

                                Я хочу с тобой поладить.

Педагогам можно брать подгруппу детей до 8 человек, рассаживать их вокруг себя так, чтобы взрослый мог дотянуться до всех. Каждому ребёнку - по движению на каждый ударный слог стиха.

«Мне дала синичка хрупкое  яичко»

Обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех как яйцо птички.

                              Птичка веток набрала

                              Крепко гнёздышко свила, -

с этими словами ребёнок сводит ладони в форме гнезда.

                         И снесла яичко

                         Умница-синичка,-

взрослый кладёт мячик или орех («яйцо») в  «Гнездо».

                                         Ты яичко покатай,

                                         Но из рук не выпускай:

                                       Очень хрупкое оно –

                                       Так у птиц заведено.

с этими словами ребёнок катает мячик между ладоней - одна сверху, другая снизу.

«Будь сильней, моя рука»

Упражнение на развитие силы кистей рук повышает тонус коры головного мозга. Даем ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая.

                                       Я сожму своё кольцо –

                                           Буду сильным молодцом.

                                          Буду младших защищать,

                                          Буду слабым помогать.

После каждой строки руки меняются. Для более сильного ребёнка можно продолжить с соответствующими движениями:

                                    Пополам его согну.

                                      И восьмёркой заверну.

Педагогам  можно делать это упражнение и с подгруппой. Эспандеров должно быть столько же, сколько и детей.

«Все узлы переберу»

Ритмичный перехват развивает чувство ритма и координацию движений. Завязываем на верёвке 8-16 ощутимых узлов и натягиваем её горизонтально. Ребёнок проговаривает строки: Я хватаюсь за верёвку

                                           Правой ловко, левой ловко.

                                        За узлы её беру

                                         И играю поутру, -

хватаясь за узел на каждый ударный слог. Если узлов 8, то после второй строки перехват начинаем сначала.

Педагогам, если проводить это упражнение в подгруппе детей, то концы верёвки надо связывать, а верёвку не натягивать, а держать всем вместе, сидя в кругу.

«Каждый пальчик - ловкий мальчик»

Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи.

«Соединение одноимённых пальцев двух рук»

Пальцы выпрямлены, ладони вместе. Одноимённые пальцы постукивают друг о друга на ударные слоги.

                                             МЫ  КАТАЛИСЬ (указательные)

                                           НА  КАЧЕЛЯХ (средние)

                                           НАС  КРУЖИЛИ  (безымянные)

                                          КАРУСЕЛИ (мизинцы).

                                             МЫ УСТАЛИ, МЫ УСТАЛИ (большие пальцы «обнимаются»)

                                             ОХ (руки ложатся на колени)!

Другой вариант:  ДЯТЕЛ! ДЯТЕЛ (указательные)!

                                                  ТУК! ТУК! ТУК (средние)!

                                                  ЭЙ, ПРИЯТЕЛЬ (безымянные)!

                                                 Я НЕ ЖУК (мизинцы)!

                                               ТЫ НЕ ЖУК (указать двумя указательными пальцами вперёд)?

                                               ТОГДА - ПОКА (помахать рукой на прощание)!

                                                  НО ПОХОЖ ТЫ НА ЖУКА (погрозить указательным пальцем)!

«Здравствуй пальчик, старший брат»

На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим, образуя кольцо в следующем порядке: указательный, средний, безымянный, мизинец, снова мизинец, безымянный, средний, указательный.  После двустишия координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.

Варианты стихов:   Барсик  сунул к мышкам нос.        Шли мы как-то по дороге.

«Мышки, есть один вопрос:        Видим: ходят чьи-то ноги.

Может, знает кто из вас,        Смотрим выше: кто же он?

Скоро  ль будет тихий час?»        Это серый толстый слон.

          Плечи, шея, ноги, пятки тоже просят физзарядки.

                              (Развиваем общую моторику)

Данные упражнения:

  • снимают напряжение мышц шеи и плеч;
  • вызывают прилив крови к речевым органам;
  • являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

Стихотворение здесь выступает не только организатором ритма движений, но и подсказываются сами движения.

ВЕРХ И ВНИЗ, ВВЕРХ И ВНИЗ       (движения головой вверх и вниз).

ЭТО, МАМА, НЕ КАПРИЗ!

ВПРАВО - ВЛЕВО,  ВПРАВО-ВЛЕВО        (повороты головы направо и налево):

ПОСМОТРИ, КАК КОРОЛЕВА.

ПОКИВАТЬ ПО   СТОРОНАМ               (наклоны головы к плечам)

НУЖНО НАМ, ТАК НУЖНО  НАМ.  ГОЛОВОЮ  ПОКРУТИТ           (вращение головой)

НЕ ЗАБЫТЬ, НЕ ЗАБЫТЬ.

И НЕЗНАЙКАМИ ПОБЫТЬ      (пожимание плечами)

ПЛЕЧИ ВВЕРХ И ОПУСТИТЬ.

И ПЛЕЧАМИ ПОВРАЩАТЬ (вращение плечами вперёд и назад)

НУЖНО ПЛЕЧИКИ РАЗМЯТЬ.

ВПЕРЁД-НАЗАД, ВПЕРЁД-НАЗАД   (плечи вперёд и плечи назад)

И ВСЕ ДЕЛА ПОЙДУТ НА ЛАД.

НА  НОГАХ  НОСКИ  И  ПЯТКИ  ТОЖЕ  ПРОСЯТ  ФИЗЗАРЯДКИ

Упражнений для рук в наших занятиях и так достаточно. Для разнообразия и развития общей моторики предлагается следующий комплекс (его можно выполнять и сидя)

МЫ НОСКАМИ ПОСТУЧИМ

                                   (пятки стоят на полу, а носки поочерёдно стучат по полу на каждый слог),

МЫ ПОСТАВИМ ПЯТКИ

                               (теперь носки стоят на полу, а пятки ставятся на ударные слоги),

ВОТ МЫ ХОДИМ, КАК МЕДВЕДЬ

                                   (переваливание на внешних сторонах стоп с ноги на ногу),

СКАЧЕМ, КАК ЗАИЧАТКИ                          (подскоки на носках на двух ногах). 

ВОТ КОЗЛЁНОК НА ЛУГУ                          (ноги врозь/скрестно),

ВОТ МАШИНА ЕДЕТ                                     (руки «рулят»), 

А ЗА НИМИ МЧИТСЯ ГУСЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ              (упражнение «Велосипед»).

 

Литература

1.Крупенчук О.И. Тренируем пальчики- развиваем речь. Литера.,2009г.

2.Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов –на - Дону.,2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание.Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим и природой.

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим  и природой....

Презентация №1 к родительскому собранию "Развитие речи детей раннего возраста"

тема: Лучшие иллюстраторы детских книг. Как знакомить детей с иллюсирациями - рекомендации для родителей....

Презентация №2 к родительскому собранию "Развитие речи детей раннего возраста"

тема: Анти-детская литература. Задания для обсуждения с родителями....

Родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет"

Доклад на тему: «Развитие речи детей 6-7 лет».Удовлетворяя любознательность детей, вы тем самым помогаете ему приобрести навыки учебной деятельности. В первые шесть лет дети учатся больше, чем за всю ...

Родительское собрание"Грамотная речь-залог успешного обучения в школе"

Материал предназначен для учителей-логопедов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Основная цель родительского собрания: дать родителям необходимые  теоретические и практичес...

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

Родительское собрание : «Развитие речи детей 3-4 лет» . Игротренинг для родителей «Играя, развиваем речь»

laquo;Развитие речи детей 3-4 лет» . Игротренинг для родителей «Играя, развиваем речь»...