Приосанимся (методическая разработка для педагогов и родителей)
консультация (средняя группа) на тему

Колмакова Наталья Анатольевна

Предлагаемая консультация адресована педагогам, работающим в дошкольных учреждениях, а так же она может быть использована родителями в условиях семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priosanimsya.docx832.73 КБ

Предварительный просмотр:

Приосанимся?!


                                                          «Я не боюсь еще и еще раз повторять:
                                                           забота о здоровье – это важнейший
                                                           труд воспитателя. От жизнерадостности
                                                           детей зависит их духовная жизнь,
                                                           мировоззрение, умственное развитие,
                                                           прочность знаний, вера в свои силы».
                                                                      В.А.Сухомлинский
C:\Users\Рома\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Изображение 734.jpg

          Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. В настоящее время одной из приоритетных задач, состоящих перед педагогами и родителями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту проблему взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

На протяжении последних десятилетий стал высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки.

Осанка – привычное положение тела ребенка. Она является одним из важных слагаемых здоровья. Нарушения осанки отрицательно сказываются на работе сердечнососудистой и дыхательной систем, искажают форму тела, становятся причиной нарушений обменных процессов. Главные причины нарушения осанки: недостаточная двигательная активность вследствие несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно-профилактическая работа. Следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.

 Поэтому формирование правильной осанки и исправления ее дефектов – одна из важнейших задач физического воспитания детей.

Вот и пролетело лето… А  это значит, что с приходом дождливой поры и началом учебного года наши детки все больше времени будут проводить в помещениях, где недостаточно места для веселой беготни и спортивных игр. Малыши занимаются, рисуют, лепят, как правило сидя. А ведь долгое и тем более не правильное  сидение ребенка может привести к искривлению позвоночника. Чем же помочь нашим малышам?

  • Взрослым нужно следить, чтобы ребенок не горбился во время занятий и не сидел слишком долго (особенно это касается карапузов, которые не посещают детский сад). Например, после раскрашивания картинок лучше предложить крохе какое-нибудь подвижное занятие – помочь убрать со стола или  красиво расставить игрушки на полке.
  • Побеседуйте с ребенком о том, для чего нужно учиться сидеть и стоять не сутулясь. Расскажите, что еще в старину на Руси добрым молодцем называли такого мужчину, который был строен, подтянут, ходил с прямой спиной и гордо поднятой головой. Про таких говорили – статный человек или осанистый.

  •  Не изменилось отношение к людям с красивой осанкой и сегодня. Как правило, они уверенны в себе и имеют хорошее здоровье. Обратите внимание малыша на осанку положительных сказочных персонажей (Иван Царевич, Василиса Прекрасная и т.д.), известных людей – спортсменов, артистов, танцоров…В качестве антипримера можно вспомнить ту же Бабу Ягу, которая на всех книжных иллюстрациях изображается сгорбленной и заскорузлой.
  • Обратитесь к детскому анатомическому атласу и покажите малышу на картинках, как устроен человеческий скелет, что происходит с позвоночником при искривлении, какие внутренние органы будут зажаты, если сутулиться.
  • Не обойтись без гимнастики. Если вы с ребенком заранее побеседовали о необходимости укреплять позвоночник, кроха уже не будет считать зарядку бесполезным занятием.

Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников – искривление позвоночника в виде боковых отклонений (сколиозы); - чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы).

В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение ее дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок. Поэтому для формирования правильной осанки применяются специальные упражнения. Их разделяют на два вида.

К первому виду относятся упражнения, которые вырабатывают привычку держать тело в правильной позе. Это упражнения с предметом на голове и упражнения, которые выполняют стоя вплотную к стене.

Упражнения с предметами на голове помогают научиться сохранять правильное положение головы и плеч. А это очень важно, потому что стоит наклонить голову вниз, как непроизвольно ссутулишься; если поднять голову и смотреть прямо перед собой, то плечи как бы сами собой отводятся назад, а спина выпрямляется.

Положите на голову мешочек и выполните несколько движений руками, ногой, повернитесь направо и кругом. После того как освоите эти упражнения, можно перейти к более сложным.

Ко второму виду относятся упражнения, которые развивают, укрепляют мышцы, удерживающие наше тело в вертикальном положении (мышцы шеи, спины, живота, бедер, голени, стопы).

Упражнения, выполняемые стоя вплотную к стене (у вертикальной плоскости), применяют для того, чтобы научиться держать в правильной позе все части тела: голову, плечи, спину, ноги. Исходное положение для этих упражнений такое: надо стать к стене ягодицами и пятками. Живот должен быть подтянут. Если в промежуток между стеной и поясницей можно просунуть ладонь, значит положение правильное; если же в этот промежуток свободно входит кисть, сжатая в кулак, значит, живот выпячен – это положение неправильное. Различные упражнения с предметом на голове и стоя у вертикальной плоскости надо выполнять в течение полутора-двух месяцев. Только в этом случае можно научиться держать голову и тело в правильном положении. Но сохранять такую позу долгое время при слабых мышцах нельзя.

Чтобы правильную осанку сделать привычной, надо равномерно развивать все мышцы, которые удерживают тело в вертикальном положении.

Комплекс упражнений

Вашему вниманию предлагается апробированный практический комплекс, который любят и с удовольствием выполняют малыши-дошколята. Заранее подготовьте коврик, мяч, ленту, гимнастическую палку и …приосаньтесь.

        Помните! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!

«Прятки»

1.Малыш стоит, выпрямив спинку,

ноги соединены вместе, руки –

в «замочке» за шеей.

2.Делам полу-присед, округляем

спинку и, опуская голову вниз

и соединяя локоточки, немного

наклоняемся вперед. Вот и спрятались.

3.А теперь медленно выпрямляем ножки,

локти разворачиваем в стороны,

стараясь соединить лопатки,

а голову поднимаем вверх.

IMG_0142                                          IMG_0143

   «Каталки – прилипалки»                                         

Стоя спиной к стене, малыш

прижимает нижней частью спины мячик

(средних размеров). Держа руки

вдоль туловища, ребенок медленно

приседает и опять встает. При

этом он как будто прилип к мячику,

катает его по стенке вверх-вниз.

Нужно выполнить это упражнение

так, чтобы мячик ни разу не упал на пол.

IMG_0151

«Поглядим по сторонам»

Сидя на коврике, ножки разводим

пошире, а руки поднимаем в стороны.

спинку малыш должен выпрямить и,

не сутулясь, поворачиваться то

вправо, то влево. Ручки соединять

не нужно, они должны поворачиваться

вместе с телом.

IMG_0144

    «Перекати колбаску»

Ребенок ложится на спину.

Ножки прижаты друг к другу,

руки вытянуты над головой,

прижимают уши. Малыш

начинает перекатываться по

коврику вправо, а потом влево.

При этом он должен сохранить

прямое положение тела.

IMG_0145

«Самолетик»

Малыш стоит на носочках,

Спинку распрямил, руки вытянул

В стороны, как крылья у самолетика.

Он начинает медленно вращаться в

Одну сторону, затем в обратную,

Стараясь сохранить равновесие.

Это упражнение можно делать и

с гимнастической палкой.

IMG_0139


  
«Канатоходец»                 
 
Ленту длиной 3 – 4 метра кладем

На пол – это будет канат. А юный

Канатоходец должен встать на него,

Сомкнув за спиной руки «в замочек»,

И пройти, не потеряв равновесие.

Спинку и голову малыш держит

Прямо, смотреть на ленточную дорожку

Можно только глазками.

IMG_0146

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для педагогов и родителей "Изготовление русской народной игрушки из лыка".

В разработке представлены этапы изготовления русской народной игрушки из лыка. Описан способ подготовки лыка к работе с ним....

Методическая разработка для педагогов и родителей "Изготовление русской народной игрушки из лыка".

В разработке представлены этапы изготовления русской народной игрушки из лыка. Описан способ подготовки лыка к работе с ним....

Методическая разработка для педагогов и родителей "Развитие речи детей"

Педагогом подобран материал для обучения детей рассказыванию.Поэтические строки о русской природе призваны пробудить у ребят любовь к выразительному слову, чувство языка....

Методическая разработка для педагогов и родителей "Развитие речи детей. Весна."

Педагогом подобран дидактический материал по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию. Поэтические строки о русской природе призваны пробудить у ребят любовь к выразительному слову, чувство я...

Методическая разработка "Взаимодействие педагогов и родителей в рамках проектной деятельности."

Проектная  деятельность, является  способом организации педагогического процесса основанного на тесном взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой, которая направлена на о...

Методическая разработка для педагогов и родителей "Нетрадиционные техники рисования"

Нетрадиционные техники рисованияКаждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д.Прекрасные возможности в этом отно...

"Шесть шагов решения конфликтов между детьми и родителями" (по Томасу Гордону) - методическая разработка для педагогов и родителей

Зачастую родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или когда ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор.Не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтну...