Методическая разработка "Взаимодействие педагогов и родителей в рамках проектной деятельности."
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Проектная деятельность, является способом организации педагогического процесса основанного на тесном взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой, которая направлена на организацию совместной деятельности родителей и ребенка, а значит активное общение между ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dlya_gorodskogo_seminara.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагогов и родителей в рамках проектной деятельности.
Шнитко Неля Рашитовна
Воспитатель
Высшая квалификационная категория
Как вы знаете взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности , которая осуществляется с помощью общения. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется взаимодействию ДОУ с родителями. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья( финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляют искать новые формы взаимодействия.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. А положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь только при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Актуальность использования метода проектов в том, что он делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения. Проектная деятельность, является способом организации педагогического процесса основанного на тесном взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой, которая направлена на организацию совместной деятельности родителей и ребенка, а значит активное общение между ними.
Предлагаю вашему вниманию рассмотреть опыт такого взаимодействия с родителями на примере одного из проектов, который, проходил в нашей группе.
Проект называется «Сказки дедушки Корнея».
Почему мы выбрали это проект. Когда мы провели анкетирование родителей в группе оказалось, что дома детям читают книги только около50% родителей , а обсуждают прочитанное с ребёнком ещё меньше. Чтение книги в семьях в силу разных причин сошло практически на нет. А мы все знаем что Художественная литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности В период, когда ребенок только слушатель и зритель книги, роль взрослых особенно важна. Но многие родители не считают книгу источником развития - отдают предпочтение просмотру мультфильмов, играм на компьютере.. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой .Поводом организовать и провести этот проект послужило то, что замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Утрачиваются традиции чтения книг в кругу семьи с просмотром иллюстраций и обсуждением прочитанного. Педагоги в ДОУ приобщают детей к художественному слову, воспитывают любовь к книге. Но эта работа была бы односторонней и малоэффективной, если бы на этом она и заканчивалась. Воспитание и развитие ребенка не является возможным без участия родителей Перед педагогами нашей группы стала задача: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах приобщения детей к чтению, в вопросах воспитания любви к книге. Мы решили проводить работу с родителями с учетом новых форм взаимодействия, создавать между ними и ребенком интересную атмосферу общения, взаимопонимания и поддержки. Вовлекая родителей в совместную деятельность, мы надеялись не только привлечь родителей к участию в жизни группы, но и поддержать интерес и к семейному чтению. В доме .Поэтому В нашей группе мы организовали проект «Сказки дедушки Корнея».
Вид проекта: Творчески — познавательный – долгосрочный (Октябрь – май)
Цель проекта - развитие интереса ребенка к книге, как источнику удовольствия и радости, через знакомство со сказками К.И, Чуковского. Привлечение родителей к совместной деятельности и поддержания традиции семейного чтения.
Актуальность проекта.
Поскольку дошкольный возраст – благоприятный период для развития речи, внимания, восприятия, воображения, мышления, то чтение художественной литературы с вовлечением родителей является хорошим способом познавательного общения взрослых и детей. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги, и родители. Сказки помогают развивать речь, мышление, воображение, фантазию. Её композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Каждая сказка – это маленькое правило для ребят, как нужно себя вести в разных жизненных ситуациях., воспитывают способность сопереживать, сострадать, радоваться. .И если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, то можно положительно влиять на развитие детей, используя сказки, как средство формирования личностных качеств дошкольников (эмоциональной отзывчивости, доброты, великодушия, справедливости, позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков культуры поведении и др.). А чтение сказки – самый простой и доступный способ сближения и детей, и родителей, и воспитателей.
Задачи проекта:
1. Формировать умение детей эмоционально и активно воспринимать сказку;
показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту, на основе творчества Корнея Ивановича Чуковского.
2. Развивать и активизировать словарь детей, умение отвечать на вопросы, воспитывать интерес к обыгрыванию движений по тексту.
3. Развивать у детей творческие способности, воображение, мышление, память, используя сказки К.И. Чуковского.
4. Формировать уверенность в себе и своих возможностях, способствовать развитию, положительных эмоций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми , формировать основы здорового образа жизни;
5. Воспитывать любовь и интерес к творчеству К.И. Чуковского доброту, чувство сострадания, желание оказать помощь; вызывать у детей радостное настроение, желание участвовать в развлечении.
6.Создание атмосферы сотрудничества с родителями и детьми через совместную деятельность в рамках проекта, и поддержания традиции семейного чтения.
7.Способствовать приобщению родителей к жизни детей в группе, вызвать желание принимать активное участие в работе детского сада.
Система работы была построена по следующим признакам:
- учет возрастных особенностей;
- доступность материала.
- Чтение сказок детям, рассматривание иллюстраций к сказкам и слушание аудио материала.
- Анкетирование родителей, посещаемость родителями различных мероприятий, (праздники, развлечения, занятия); участие родителей в делах ДОУ.
- Совместная деятельность родителей и педагогов: при подготовке выставка книг «Сказки дедушки Корнея»
- Создание выставок рисунков и поделок детей и родителей по каждой прочитанной сказке в рамках проекта.
Почему мы решили использовать в проекте сказки К,И,Чуковского. Во – первых они знакомы всем с детства. И родители, и бабушки и дедушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорино горе», «Телефона».
Сказки К.И Чуковского по душе маленьким детям. Рассказ, переданный в стихотворной форме, удивительно легко запоминаются детьми. «Сами лезут с языка», как говорят малыши. Такая форма сказки хорошо развивает память, ребенок повторяет за взрослым, а затем сам читает стихи, пересказывает удивительные приключения героев сказок К. И. Чуковского.
Сказки К. И. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Каждая сказка – это маленькое правило для ребят, как нужно себя вести в разных жизненных ситуациях, воспитывают способность сопереживать, сострадать, радоваться.
По сказкам Корнея Ивановича сняты замечательные мультипликационные фильмы.
Были выбраны семь сказок К. И. Чуковского:
- «Мойдодыр»
- «Доктор Айболит»
- «Бармалей»
- «Телефон»
- «Федорино горе»
- «Тараканище»
- «Муха - цокотуха»
Отбор сказок для чтения и рассказывания дошкольникам осуществлялся, основываясь на доступность литературного произведения, идейной направленности книги, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе сказок учитывались особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; сюжетная занимательность, простота и ясность композиции; конкретные педагогические задачи.
Этапы работы:
Подготовительный этап –
- Анкетирование родителей, «Какие книги Вы читаете дома с детьми?».
- Анализ перспективного планирования и внесение изменений в связи с проектом;
- Создание мини-библиотеки по сказкам К, И. Чуковского
- Подбор сказок; аудио и видео материала, иллюстраций разных художников к книгам К. И. Чуковского.
- Подбор дидактических и развивающих игр, по теме, направленных на развитие зрительного восприятия детей.
- Привлечение родителей к организации развлечений и досугов по произведениям К. И. Чуковского.
Для реализации проекта были привлечены все педагоги, работающие с нашей группой (воспитатели, учитель–дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию) и, конечно же, родители нашей группы.
Проект реализовывался через интеграцию всех образовательных областей.
Познавательное развитие ( дидактические игры, викторины, мультимедийные презентации, коррекционно–развивающие игры,);
Речевое развитие (использование коллажей, мнемотаблиц , рассказывание по картинкам и пересказ любимых отрывков из сказок);
Социально – коммуникативное развитие
(подготовка и проведение сюжетно – ролевых игр);
Художественно - эстетическое развитие ( музыкальные этюды, досуги и праздники с участием героев сказок К, И, Чуковского, изготовление атрибутов к проекту, изготовление поделок по сказкам );
Физическое развитие( подвижные игры, зрительная гимнастика, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, физминутки.)
На начальном этапе проекта были проведены консультации для родителей по вопросам приобщения дошкольников к чтению «Читаем детям», «Сказка в воспитании разносторонне развитой личности», «О чём и как беседовать с детьми после прочтения произведения», «Семейное чтение – в наших традициях».
В процессе продуктивной деятельности дети лепили, разукрашивали, рисовали с родителями сказочных героев.
Коррекционные занятия проводились с учетом тематики проекта. Подбирались игры и упражнения по сказкам в рамках проекта, обыгрывались педагогами, как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми.
Много внимания было уделено театрализованной деятельности детей.
Были использованы компьютерные технологии и технические средства обучения.
В процессе реализации проекта осуществлялось тесное взаимодействие с родителями, проводились беседы и консультации по целям и задачам проекта, рекомендации по чтению. Проводились открытые мероприятия для родителей: интегрированное занятия «В гостях у Мойдодыра», «Путешествие с Айболитом», в которых родители принимали активное участие. Прошла литературная викторина с участием родителей по сказке К.И.Чуковского написанной в прозе « Айболит. Путешествие в стране обезьян»
Родители воспитанников принимали непосредственное участие в реализации проекта: подбирали книги для создания мини библиотеки, оказывали помощь в подборе и изготовление атрибутов к проекту, создание коллажа: «Слава воде», оформление тематических альбомов, выставок совместных творческих работ по каждой сказке.
Итоговым мероприятие по проекту стало проведение музыкально – театрализованной деятельности по сказке «Муха – Цокотуха» - совместная деятельность педагогов, детей и родителей средней группы, в котором родители приняли самое активное участие (изготовление атрибутов, декораций, обсуждение и подбор костюмов для детей к представлению)
Показ детьми инсценировки сказки вызвал много положительных эмоций у мам, так как самые застенчивые дети группы хорошо открылись в процессе театрализованной деятельности. Участие родителей совместно с детьми в музыкальном спектакле, способствовало развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
Результаты проекта:
- В результате проделанной работы дети познакомились с творчеством К. И. Чуковского. У детей наблюдается развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей, возрос интерес к художественной литературе. В результате обыгрывания отрывок из сказок повысился интерес к театрализованной деятельности.
- Установлены эмоциональные контакты между всеми участниками проекта
- У детей и взрослых сформировались представления о пользе совместного чтения, совместного времяпровождения, альтернативных способах семейного отдыха.
- Изменился характер общения педагогов и родителей, родители стали активными участниками образовательного процесса.
- Значительно возрос интерес к совместному чтению дома и интерес детей к художественной литературе.
Достижением проекта стали: активное участие родителей на каждом этапе проекта, появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей, особый эмоциональный микроклимат семьи, повышение заинтересованности родителей жизнью группы, детского сада. Проект объединил и детей и родителей между собой. Родители стали чаще читать дома книги детям, участвовать в жизни группы, с удовольствием выполняли поручения для проекта, больше общались друг с другом, сблизились с детьми в совместной деятельности и изготовлении поделок, некоторые пополнили свой багаж знаний о жизни и творчестве К.И. Чуковского.
Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей помогла сплочению коллектива родителей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Они получили возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей посещающих группу и даже подружиться. В группе создана атмосфера взаимопонимания, и доверия между детьми, педагогами и родителями.
Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно Они становятся активными участниками всех дел детского сада, непременными помощниками педагогов. Только в тесном сотрудничестве с родителями можно ставить творческие цели, которые будут успешно реализованы. Так закладываются качественные отношения между сотрудниками детского сада и членами семьи, формируются правильные установки на социально-эмоциональное развитие дошкольника, создаются необходимые условия для развития творческих способностей детей
Проектная деятельность стала средством обеспечения сотрудничества воспитателей, специалистов, детей и их родителей которые принимали самое активное участие на каждом его этапе.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей в рамках проектной деятельности
Тема проекта: "Развитие связной речи у детей с ТНР, через развитие представлений о целостности картины окружающего мира" (тема в рамках проекта: "Космос")...
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями в рамках проектной деятельности
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется взаимодействию ДОУ с родителями. Одна из задач, на решение которой направлен ста...
Презентация "Взаимодействие педагогов и родителей при организации проектной деятельности"
Сообщение на педсовете....
Взаимодействие педагогов и родителей при организации проектной деятельности.
Выступление на круглом столе...
Статья "Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках проектной деятельности".
Данный материал - показывает одну из форм организации совместно – самостоятельной деятельности, положенной в основу любого проекта. Детям помогает развивать са...
Взаимосвязь с родителями в рамках проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Читают ли современным детям разные сказки, истории, рассказы? К сожалению, большинство родителей не читают детям сказки, более того, вообще мало разговаривают со своими детьми. Родители практически ве...
«Методическое сопровождение педагогов по вовлечению семей воспитанников в образовательный и воспитательный процесс ДОУ в рамках проектной деятельности (проектная технология)»
В статье раскрываются принципы проектной деятельности, значение внедрения проектной технологии в образовательный и воспитательны процесс ДОУ для повышения профессионализма как каждого педагога в отдел...