Методическая разработка "Взаимодействие педагогов и родителей в рамках проектной деятельности."
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Шнитко Наиля Рашитовна

Проектная  деятельность, является  способом организации педагогического процесса основанного на тесном взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой, которая направлена на организацию совместной деятельности родителей и ребенка, а значит активное общение между ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dlya_gorodskogo_seminara.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов и родителей в рамках проектной деятельности.

Шнитко Неля Рашитовна

Воспитатель

Высшая квалификационная категория 

Как вы знаете взаимодействие представляет  собой способ организации совместной деятельности , которая осуществляется с помощью общения. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного  образования большое внимание уделяется взаимодействию ДОУ с родителями. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных.  Изменившаяся современная семья( финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляют искать новые формы взаимодействия.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. А положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь только при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.  Актуальность использования метода проектов в том, что он делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей в образовательном  процессе дошкольного учреждения.  Проектная  деятельность, является  способом организации педагогического процесса основанного на тесном взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой, которая направлена на организацию совместной деятельности родителей и ребенка, а значит активное общение между ними. 

Предлагаю вашему вниманию рассмотреть опыт такого взаимодействия с родителями на примере одного из проектов,  который,  проходил в нашей группе.

Проект называется «Сказки дедушки Корнея».

Почему мы выбрали это проект. Когда мы провели анкетирование родителей в группе оказалось, что дома детям читают книги только около50% родителей , а обсуждают прочитанное с ребёнком ещё меньше. Чтение книги в семьях в силу разных причин сошло практически на нет. А мы все знаем что Художественная литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности В период, когда  ребенок только слушатель и зритель книги, роль взрослых особенно важна. Но многие родители не считают книгу источником развития - отдают предпочтение просмотру мультфильмов, играм на компьютере.. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой .Поводом организовать и провести этот проект послужило то, что замыкаясь на телевизорах и  компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Утрачиваются традиции чтения книг в кругу семьи с просмотром иллюстраций и обсуждением прочитанного. Педагоги в ДОУ приобщают детей к художественному слову, воспитывают  любовь к книге. Но эта работа была бы односторонней и малоэффективной, если бы на этом она и заканчивалась. Воспитание и развитие ребенка не является возможным без участия родителей Перед педагогами нашей группы стала задача: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах приобщения детей к чтению, в вопросах воспитания любви к книге.  Мы  решили проводить работу с родителями с учетом новых форм взаимодействия, создавать между ними и ребенком интересную атмосферу общения, взаимопонимания и поддержки. Вовлекая родителей в совместную деятельность, мы надеялись не только привлечь родителей к участию в жизни группы, но и поддержать интерес и к семейному чтению. В доме .Поэтому В нашей группе мы организовали проект «Сказки дедушки Корнея».

Вид проекта: Творчески — познавательный – долгосрочный (Октябрь – май)

  Цель проекта - развитие интереса ребенка  к книге, как источнику удовольствия и радости, через знакомство со сказками К.И, Чуковского.  Привлечение родителей к совместной деятельности и поддержания традиции семейного чтения.

Актуальность проекта.

   Поскольку дошкольный возраст – благоприятный период для развития речи, внимания, восприятия, воображения, мышления, то чтение художественной литературы с вовлечением родителей является хорошим способом познавательного общения взрослых и детей. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги, и родители.  Сказки помогают развивать речь, мышление, воображение, фантазию. Её композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Каждая сказка – это маленькое правило для ребят, как нужно себя вести в разных жизненных ситуациях., воспитывают способность сопереживать, сострадать, радоваться. .И если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, то можно положительно влиять на развитие детей, используя сказки, как средство формирования личностных качеств дошкольников (эмоциональной отзывчивости, доброты, великодушия, справедливости, позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков культуры поведении и др.). А чтение сказки – самый простой и доступный способ сближения и детей, и родителей, и воспитателей.

Задачи проекта:

1. Формировать умение детей эмоционально и активно воспринимать сказку;

 показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту, на основе творчества Корнея Ивановича Чуковского.

2. Развивать и активизировать словарь детей, умение   отвечать на вопросы, воспитывать интерес к обыгрыванию движений по тексту.

3. Развивать у детей творческие способности, воображение, мышление, память, используя сказки К.И. Чуковского.

4. Формировать уверенность в себе и своих возможностях,  способствовать         развитию, положительных эмоций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми , формировать основы здорового образа жизни;  

5. Воспитывать любовь и интерес к творчеству  К.И. Чуковского  доброту, чувство сострадания, желание оказать помощь;  вызывать у детей  радостное настроение, желание участвовать в развлечении.

6.Создание атмосферы сотрудничества  с родителями и детьми через совместную деятельность в рамках проекта, и поддержания традиции семейного чтения.

7.Способствовать приобщению родителей к жизни детей в группе, вызвать желание принимать активное участие в работе детского сада.

Система работы была построена по следующим признакам:

  • учет возрастных особенностей;
  • доступность материала.
  •  Чтение сказок детям, рассматривание иллюстраций к сказкам и слушание аудио материала.
  • Анкетирование родителей, посещаемость родителями различных мероприятий, (праздники, развлечения, занятия); участие родителей в делах ДОУ.
  • Совместная деятельность родителей и педагогов: при подготовке         выставка книг «Сказки дедушки Корнея»
  • Создание выставок рисунков  и поделок детей и родителей  по каждой прочитанной сказке в рамках проекта.

Почему мы решили использовать в проекте сказки К,И,Чуковского. Во – первых они знакомы всем с детства. И родители, и бабушки и дедушки  не представляют своего детства без «Айболита», «Федорино горе», «Телефона».

Сказки К.И Чуковского по душе маленьким детям. Рассказ, переданный в  стихотворной  форме,  удивительно легко запоминаются детьми. «Сами лезут с языка», как говорят малыши. Такая форма сказки хорошо развивает память, ребенок повторяет за взрослым, а затем сам читает стихи, пересказывает удивительные приключения героев сказок К. И. Чуковского.

     Сказки К. И. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Каждая сказка – это маленькое правило для ребят, как нужно себя вести в разных жизненных ситуациях, воспитывают способность сопереживать, сострадать, радоваться.  

По сказкам Корнея Ивановича сняты замечательные мультипликационные фильмы.

Были выбраны семь сказок К. И. Чуковского:

  1.  «Мойдодыр»
  2.  «Доктор Айболит»
  3.  «Бармалей»
  4.  «Телефон»
  5.  «Федорино горе»
  6.  «Тараканище»
  7.  «Муха - цокотуха»

Отбор сказок для чтения и рассказывания дошкольникам осуществлялся, основываясь на доступность литературного произведения, идейной направленности книги, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе сказок  учитывались особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;  сюжетная занимательность, простота и ясность композиции; конкретные педагогические задачи.

Этапы работы: 

Подготовительный этап –

  • Анкетирование родителей, «Какие книги Вы читаете дома с детьми?».
  • Анализ перспективного планирования и внесение изменений в связи с проектом;
  • Создание мини-библиотеки по сказкам К, И. Чуковского
  •  Подбор сказок; аудио и видео материала, иллюстраций разных художников к книгам К. И. Чуковского.
  •  Подбор дидактических и развивающих игр, по теме, направленных на развитие зрительного восприятия детей.
  • Привлечение родителей к организации развлечений и досугов по произведениям К. И. Чуковского.

 Для реализации проекта были привлечены все педагоги, работающие  с нашей группой (воспитатели, учитель–дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию) и, конечно же, родители нашей группы.                      

Проект реализовывался  через интеграцию всех образовательных областей.

    Познавательное развитие ( дидактические игры, викторины, мультимедийные презентации, коррекционно–развивающие игры,);

Речевое развитие (использование коллажей, мнемотаблиц , рассказывание по картинкам  и пересказ любимых отрывков из сказок);

Социально – коммуникативное развитие

(подготовка и проведение сюжетно – ролевых игр);  

Художественно  - эстетическое развитие ( музыкальные этюды, досуги и праздники с участием героев сказок К, И, Чуковского,  изготовление атрибутов к проекту, изготовление поделок по сказкам );

Физическое развитие( подвижные игры, зрительная гимнастика, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, физминутки.)

На начальном этапе проекта были проведены консультации для родителей по вопросам приобщения дошкольников к чтению «Читаем детям», «Сказка в воспитании разносторонне развитой личности», «О чём и как беседовать с детьми после прочтения произведения», «Семейное чтение – в наших традициях».

В процессе продуктивной деятельности дети лепили, разукрашивали, рисовали с родителями сказочных героев.

 

Коррекционные занятия проводились с учетом тематики проекта. Подбирались игры и упражнения по сказкам в рамках проекта, обыгрывались педагогами, как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми.

Много внимания было уделено театрализованной деятельности детей.

 Были использованы компьютерные технологии и технические средства обучения.

В процессе реализации проекта осуществлялось тесное взаимодействие с родителями, проводились беседы и консультации по целям и задачам проекта, рекомендации по чтению. Проводились открытые  мероприятия для родителей:  интегрированное занятия  «В гостях у Мойдодыра»,   «Путешествие с Айболитом», в которых родители принимали активное участие.  Прошла литературная викторина с участием родителей по сказке К.И.Чуковского написанной в прозе « Айболит. Путешествие  в стране обезьян»

Родители воспитанников принимали непосредственное участие в реализации проекта: подбирали книги для создания мини библиотеки, оказывали помощь в подборе и изготовление атрибутов к проекту, создание коллажа: «Слава воде»,  оформление тематических альбомов, выставок совместных творческих работ по каждой сказке.

Итоговым мероприятие по проекту стало проведение музыкально – театрализованной  деятельности по сказке «Муха – Цокотуха» - совместная  деятельность педагогов, детей и родителей средней группы, в котором родители приняли самое активное участие (изготовление атрибутов, декораций, обсуждение и подбор костюмов для детей к представлению)

Показ детьми инсценировки сказки вызвал много положительных эмоций у мам, так как самые застенчивые дети группы хорошо открылись в процессе театрализованной деятельности. Участие родителей совместно с детьми в музыкальном спектакле, способствовало развитию конструктивного  взаимодействия  педагогов и  родителей с детьми.

Результаты проекта:  

  • В результате проделанной работы дети познакомились  с творчеством К. И. Чуковского.  У детей  наблюдается развитие  познавательных, творческих и коммуникативных способностей, возрос интерес к художественной литературе.  В результате обыгрывания отрывок из сказок  повысился  интерес к театрализованной деятельности.
  • Установлены эмоциональные контакты между всеми участниками проекта
  • У детей и взрослых сформировались представления о пользе совместного чтения, совместного времяпровождения, альтернативных способах семейного отдыха.
  • Изменился характер общения педагогов и родителей, родители стали активными участниками образовательного процесса.
  • Значительно возрос интерес к совместному чтению дома и интерес детей к художественной литературе.

  Достижением проекта стали: активное участие родителей на каждом этапе проекта,  появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей, особый эмоциональный микроклимат семьи, повышение заинтересованности родителей жизнью группы, детского сада. Проект объединил и детей и родителей между собой. Родители стали чаще  читать  дома книги детям, участвовать в жизни группы, с удовольствием выполняли поручения для проекта,  больше общались  друг с другом,  сблизились с детьми в совместной деятельности и  изготовлении  поделок,  некоторые пополнили свой багаж  знаний о жизни и творчестве К.И. Чуковского.

Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей помогла сплочению коллектива родителей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Они получили возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей посещающих группу и даже подружиться. В  группе создана атмосфера взаимопонимания, и доверия между детьми,  педагогами и родителями.

Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно Они становятся активными участниками всех дел детского сада, непременными помощниками педагогов. Только в тесном сотрудничестве с родителями можно ставить творческие цели, которые будут успешно реализованы. Так закладываются качественные отношения между сотрудниками детского сада и членами семьи, формируются правильные установки на социально-эмоциональное развитие дошкольника, создаются необходимые условия для развития творческих способностей детей

Проектная деятельность стала средством обеспечения сотрудничества воспитателей, специалистов, детей и их родителей которые принимали самое активное участие на каждом его этапе.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей в рамках проектной деятельности

Тема проекта: "Развитие связной речи у детей с ТНР, через развитие представлений о целостности картины окружающего мира" (тема в рамках проекта: "Космос")...

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями в рамках проектной деятельности

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется взаимодействию ДОУ с родителями. Одна из задач, на решение которой направлен ста...

Статья "Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках проектной деятельности".

Данный материал -  показывает одну из форм  организации совместно – самостоятельной деятельности, положенной в основу любого проекта.  Детям  помогает  развивать са...

Взаимосвязь с родителями в рамках проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Читают ли современным детям разные сказки, истории, рассказы? К сожалению, большинство родителей не читают детям сказки, более того, вообще мало разговаривают со своими детьми. Родители практически ве...

«Методическое сопровождение педагогов по вовлечению семей воспитанников в образовательный и воспитательный процесс ДОУ в рамках проектной деятельности (проектная технология)»

В статье раскрываются принципы проектной деятельности, значение внедрения проектной технологии в образовательный и воспитательны процесс ДОУ для повышения профессионализма как каждого педагога в отдел...